Кайя Аннели Саариахо
(
фин.
Kaija Anneli Saariaho
;
14 октября
1952
,
Хельсинки
,
Финляндия
—
2 июня
2023
,
VIII округ Парижа
,
Франция
) —
финский
композитор
. Жила и работала преимущественно во Франции.
Очерк биографии и творчества
Училась в
Академии Сибелиуса
в Хельсинки, в 1980—1982 годах занималась в летней школе во
Фрайбурге
у
Брайана Фернихоу
и
Клауса Хубера
, в 1982 году стажировалась в институте
IRCAM
. В Париже испытала влияние композиторов-
спектралистов
.
Сотрудничала с французским писателем ливанского происхождения
Амином Маалуфом
, американским театральным режиссёром
Питером Селларсом
(Селларс — постановщик всех её музыкально-театральных сочинений), дирижёрами
Э.-П. Салоненом
,
Ю.-П. Сарасте
,
М. Летоньей
и др.,
Кронос-квартетом
, певицей
Д. Апшоу
, пианистом
Э. Аксом
. Жила в Париже. Занималась благотворительностью, в том числе пожертвовала
Дому музыки
в Хельсинки 1 млн евро на приобретение концертного
органа
.
Саариахо работала в самых различных жанрах, её перу принадлежат оперы, балет, оратория, оркестровые пьесы, концерты для различных инструментов с оркестром, камерные инструментальные ансамбли и др. Музыка Саариахо по своей тематике и языку интернациональна, зачастую апеллировала к «общечеловеческим ценностям» — в этом смысле типично, что оригинальные заголовки её сочинений — на немецком, французском и (реже) английском языках, при этом этническая (финская) компонента в её музыке и сюжетике почти не просматривается.
В феврале 2021 года у Саариахо диагностировали
глиобластому
. Скончалась 2 июня 2023 года в
Париже
в возрасте 70 лет
.
Премии и награды
В 1986 году удостоена
Кранихштайнской музыкальной премии
. Музыкальная премия Северного Совета (2000),
премия Рольфа Шока
(2001),
Премия Гравемайера
(2003, за оперу «Любовь издалека»). Медаль
Pro Finlandia
(2005). Лауреат премии
Грэмми
(2011 за оперу «Любовь издалека»). В том же году была удостоена
премии Леони Соннинг
.
Polar Music Prize
(2013). Премия испанского
банковского фонда BBVA
(2018). Согласно пресс-релизу фонда, «Саариахо повлияла на современную музыку своей уникальной индивидуальностью и разносторонностью», что она «соединяет миры акустической и электронной музыки»
.
Избранные сочинения
-
оперы «
Любовь издалека
» (
фр.
L’amour de loin
; вариант перевода — «Далёкая любовь»
, по мотивам
виды
Джауфре Рюделя
; Зальцбург, 2000), «Адриана-мать» (Париж, 2006), «Эмили» (авторское обозначение «монодрама», об
Эмили дю Шатле
; Лион, 2010)
-
балет «Земля» (Хельсинки, 1991)
-
оратория «Страсти Симóновы» (о жизни
С. Вейль
; Вена, 2006)
-
оркестровые сочинения, в том числе цикл прелюдий «Над морем» (
Oltra mar
, 1999)
-
Грааль-театр
, концерт для скрипки с оркестром (1994)
-
Заметки о свете
(
англ.
Notes on Light
), концерт для виолончели с оркестром (2007, первый исполнитель
Ансси Карттунен
)
-
Истинное чувство человека
(
фр.
D’om le vrai sens
), концерт для кларнета с оркестром (2010, написан для финского кларнетиста
)
-
сочинения для голоса и инструментов, в том числе «Грамматика снов» (
Grammaire des rêves
, 1989), «За́мок души» (
Château de l'âme
, 1996), «Четыре мгновения» (
Quatre instants
, 2002), «Мираж» (2007).
-
камерная музыка: трио, струнные квартеты «Нимфея» (1987, на стихи
Арсения Тарковского
) и «Terra memoria» (2007; оркестровая версия 2009), «
Снега
» (
Neiges
, 1998) для ансамбля виолончелей, дуэт «
Для Луны
» (
Oi Kuu
, 1990) и др.
-
пьесы для виолончели: «Лепестки» (
Petals
, 1988), «Вблизи» (
Près
, 1992), «
Круговращения и заклинания
» (
Spins and Spells
, 1997), «
Семь бабочек
» (
Sept papillons
, 2000) и др.
-
Натюрморт
(
нем.
Stilleben
), для магнитной ленты (с использованием текстов Ф. Кафки, П. Элюара, В. Кандинского; 1988)
-
Шесть японских садов
(
англ.
Six Japanese Gardens
), для ударника соло и электроники (1994)
Литература
-
Winterfeldt S.
Kaija Saariaho. Berlin: Musikfrauen e.V., 1991.
-
Nieminen R.
Kaija Saariaho. Paris: Ircam, 1994
-
Kaija Saariaho. Helsinki: Finnish Music Information Centre, 1995
-
Moisala P.
Kaija Saariaho. Urbana: University of Illinois Press, 2009
-
Tissier E.
Être compositeur, être compositrice en France au 21e siècle.Paris: Harmattan, 2009
-
Голованёва М. С.
Образ Смерти в опере «Эмили» Кайи Саариахо // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сборник статей по материалам III Международной научной конференции 13-14 ноября 2013 года / Гл.ред. — Л. В. Саввина, ред.-сост. — В. О. Петров. — Астрахань: Издательство ШАОУ АО ДПО «АИПКП», 2013. С. 160—168.
-
Схаплок Г.
Музыка Кайи Саариахо. Москва: Издательство «Композитор», 2017.
Примечания
-
↑
Kaija Saariaho //
(нем.)
-
↑
Kaija Saariaho //
(нем.)
/ Hrsg.:
Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus
,
-
↑
Pitkänen H., Tiikkaja S.
(фин.)
//
Helsingin Sanomat
/ под ред.
— Helsinki:
, 2023. — ISSN
;
;
-
↑
— 2023.
-
↑
-
↑
(неопр.)
. Сайт телерадиокомпании
Yleisradio Oy
. Служба новостей Yle (20 февраля 2018). Дата обращения: 20 февраля 2018.
20 февраля 2018 года.
-
(фин.)
.
Helsingin Sanomat
(2 июня 2023). Дата обращения: 2 июня 2023.
2 июня 2023 года.
-
на сайте финской телерадиокомпании
YLE
, 14 февраля 2011.
(Дата обращения: 14 февраля 2011)
Ссылки
-
(англ.)
(фр.)
-
(фр.)
-
(англ.)
-
-
(в испанской Википедии)
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Тематические сайты
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
|
1990-е
|
|
2000-е
|
|
2010-е
|
|
2020-е
|
|