Interested Article - Сергей Капустник

Сергий Радонежский . Средник иконы, середина XVII в.

Серге́й Капу́стник — день народного календаря славян , приходящийся на 25 сентября (8 октября) . Название дня происходит от имени святого Сергия Радонежского . В этот день толокой рубили капусту для закваски, забивали на продажу кур, готовились к свадебному сезону . Девушки и парни собирались на капустную толоку, где много шутили, ёрничали, пели, стараясь «показать себя» .

С XIX века «капустники» в городах без привязки к дню стали проводить театральные актёры, как небольшое юмористическое театральное представление-розыгрыш с элементами импровизации, заканчивающееся угощением пирогами с капустой. Проходили нередко в доме или на квартире одного из участников. Во второй половине XIX века на актёрском профессиональном жаргоне капустником называлась пирушка по случаю окончания зимнего сезона .

Другие названия дня

рус. Капустки, Капустник, Сергей-курятник, Сергей ; белор. Ефрасіння, Сяргей, Герман, Пафнуцій .

Обряды и поверья

В России рубку капусты начинали с переломного дня (от лета к осени) и в зависимости от местности это был день Воздвиженья (14/27.IX) или Сергея-капустника (25.IX/8.X), а в Сибири — Богородицкий день . У русских во многих сёлах капустенские вечера длились две недели, начиная с Воздвиженья .

На капустки девушки (капустницы) приходили, чтобы помочь той или иной семье в заготовке на зиму капусты. Это делалось с весёлыми песнями; «гостьям подносилось сусло-пиво, ставились сладкие меда, подавались угощенья-заедки разные» . На капустки нередко приглашали семьи, в которых были дочки на выданье. Количество приглашённых зависело от урожая капусты у хозяина дома. Как правило, собиралось не менее 10–15 девушек. Парни приходили незваными .

Нарядно одетые капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Хозяйка, поздоровавшись и высказав комплименты капустницам, показывала место для рубки. Девушки рубили капусту принесёнными с собой сечками. Через некоторое время приходили парни и развлекали их шутками, комплиментами, помогали закрывать кадки, наполненные капустой, относить их в подполье. Капустки устраивались и в небольших провинциальных городах. И. П. Сахаров писал о капустках («капустницах»): «Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах. В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки в богатых уборах ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Каждая девушка, отправляясь на капустки, надеялась, что её заметит хороший парень и посватается к ней после Покрова. По поверью, чтобы это произошло, она должна была в Воздвижение семь раз произнести заклятие: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имя) любовь ко мне, красной девице (имя), чтоб этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепкое мое слово, как железо» .

В Польше почти каждый хозяин приглашал для подготовки капусты девушек — чаще всего из соседних домов, которые очищали капусту от верхних листьев до ночи. По завершении работы хозяйка угощала их ужином, после которого приходили парни с вином и рубили капусту. По окончании работы парни ужинали и танцевали с девушками .

У поляков обычно после Посевной Богородицы ( польск. Matka Boska Siewna ) хозяева начинали рубить капусту. При этом избегали рубить в понедельник и субботу. По очереди почти каждый хозяин призывал на оберачки ( польск. obieraczki ) соседских девушек. Они до темна очищали капусту, после чего хозяйка угощала их ужином. После ужина приходили парни с вином, заносили большую бочку, рубили капусту тесаками и складывали в бочку. После окончания рубки хозяйка также угощала ужином парней, а после они танцевали с девушками — оберачками .

Поговорки и приметы

  • С Сергия начинается, а с Матрёны устанавливается зима (Сев. губ.) .
  • Зимний путь устанавливается в четыре семины (седьмицы) от Сергия .
  • Сергей Капустник — на Сергия капусту рубят .
  • На Успение огурцы солить, на Сергия капусту рубить .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 404–405.
  3. , с. 139.
  4. .
  5. , с. 460.
  6. , с. 473.
  7. .
  8. , с. 96.
  9. , с. 300.
  10. .
  11. , с. 200.
  12. , с. 182–183.
  13. , с. 87.
  14. , с. 518, т.2.

Литература

  • Ганцкая О. А. Поляки // . — М. : Наука , 1978. — С. 174–184. — 296 с.
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — М. , 1879. — Т. 2. — С. 518.
  • Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 399—405.
  • // АиФ Детская Энциклопедия. — М. , 2003. — № 10 (96) от 31 октября 2003 г. .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Сахаров И. П. Русское народное чернокнижие. — СПб. : Литера, 1997. — 416 с. — ISBN 5-86617-023-X .
  • Посиделки / Узенёва Е. С. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 196—200. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Капуста / Усачева В. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 457–461. — ISBN 5-7133-0982-7 .
  • Шангина И. И. . — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-352-02194-1 .
  • Янин И. Т. История крылатых слов и выражений. — Калининград: Янтарный сказ, 2003. — 352 с. — ISBN 5-7406-0715-9 .
  • Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)

Ссылки

  • (pandia.ru)
Источник —

Same as Сергей Капустник