Interested Article - Анализ (философия)

Ана́лиз (ана́лизис , через фр. analyse или лат. analysis , от др.-греч. ἀνάλυσις — «разложение, растворение» ) — в философии в противоположность синтезу анализом называют логический приём определения понятия , когда данное понятие раскладывают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать его познание ясным в полном его объёме.

«Аналитическим понятием» называют такое, которое получают посредством анализа другого понятия, заключающего в себе первое. Точно так же и пояснение какого-либо понятия путём разложения его на составные части называют «аналитическим толкованием», «заключением». Подобным же образом можно расчленять также суждения или умозаключения . Аналитическое суждение предполагает известное качество присущим самому понятию предмета, другими словами, сказуемое заключается в самом понятии подлежащего, тогда как при синтетическом суждении предмету приписывают качество, которое в самом понятии предмета может и не заключаться, иначе говоря, не связано неизбежно с понятием предмета. Так, например, предложение «всякое тело имеет протяжение» представляет аналитическое суждение; предложение же «это тело — упруго» — синтетическое. Это различение способа суждения приобрело особенное значение благодаря Канту Критика чистого разума »), хотя на него указывали и раньше Давид Тел в XIII веке и ещё в древности Стильпон из Мегары .

При доказательствах, опирающихся на ряд умозаключений, в особенности при развитии или постановке какой-либо научной теории , выражение «анализ» имеет несколько иной смысл, оно означает, что доказательства идут регрессивно от условного к обусловливающему, между тем, как при синтетическом способе доказательства имеют обратный ход ( regressus a principiatis ad principe и progressus a princip i is ad principiata ); такой метод в научных исследованиях называют «аналитическим», в отличие от синтетического. Оба они дополняют друг друга и взаимно проверяют. Лучшим доказательством несомненной истины какого-либо научного положения будет соответствие результатов, достигнутых исследованиями, произведёнными аналитическим и синтетическим методами. Ср. Анельт, [ кто? ] [ прояснить ] « Theorie des Induktien » (Лейпциг, 1854).

Общественное принятие

По двум проведённым небольшим опросам среди профессиональных философов, среди англоязычной выборки почти 62 % философов проводят границу между аналитическими и синтетическими суждениями, а 28 % нет, при этом в русскоязычной выборке ситуация обратная, 29 % соглашаются, что чёткая граница есть, а 48 % считают, что её нет.

В опросе, однако, не было уточнено, имеют ли в виду, что они считают границу и сами понятия условными (надуманная классификация) или имеют в виду, что есть много суждений, которые они не могут уверенно классифицировать как аналитические или синтетические (нечёткая классификация), или же имеют в виду что-то ещё.

Критика

Хотя метод анализа — характерен для аналитической философии в XXI веке так же, как и в XX или в XIX, его статус продолжает оставаться источником больших споров даже среди аналитических философов. Некоторые текущие критические замечания в адрес аналитического метода исходят от У. В. О. Куайна . Знаменито отрицание Куайном различия аналитического и синтетического . Хотя критика Куайна — хорошо известна, она вызывает большие споры. Как и другие философы-аналитики до него, Куайн принял определение «аналитического» как « истинного в силу только значения и не зависящего от фактов ». Однако, в отличие от них, он пришёл к выводу, что в конечном итоге такое определение было круговым. Другими словами, Куайн признал, что аналитические утверждения — это те, которые истинны по определению, а затем утверждал, что понятие истины по определению неудовлетворительно. Другой подход к возражению Куайна против аналитичности вытекает из модального понятия «возможности» (логической, онтологической, метафизической, эпистемической). Куайн считал эту модальность и способы её определения — проблематичными и указывает, что нет различия между тем, что утверждают с помощью такой модальности как обязательно истинное-ложное и утверждением истинности любых распространённых убеждений, то есть первый вариант — не надёжнее второго.

Кроме того, аналитический метод, по-видимому, полагается на своего рода дефиниционную структуру понятий, так что можно дать необходимые и достаточные условия для применения концепции. Например, понятие «холостяк» часто анализируют как имеющее в качестве компонентов понятия «неженатый» и «мужчина». Таким образом, определение или анализ «холостяк» подразумевают неженатого мужчину. Но можно беспокоиться, что эти так называемые «необходимые» и «достаточные» условия — применимы не во всех случаях. Витгенштейн , например, утверждает, что язык (например, слово «холостяк») используют для различных целей и неопределённым числом способов. Знаменитый тезис Витгенштейна утверждает, что значение определяют использованием. Это означает, что в каждом случае значение слова «холостяк» определяется его использованием в контексте. Итак, если можно показать, что это слово означает разные вещи в разных контекстах использования, то случаи, когда его значение не может быть по существу определено как соответствующее заранее заданным «составляющим» (когда требуется включить что-то дополнительное или исключить что-то из ранее положенного), по-видимому, представляют собой контрпримеры к этому методу анализа. Это всего лишь 1 пример критики аналитического метода, основанный на критике определений. Есть несколько других подобных критических замечаний . Часто говорят, что эта критика возникла в первую очередь из философских исследований Витгенштейна.

Третья критика метода анализа происходит главным образом из психологической критики интуиции . Ключевой частью аналитического метода является анализ концепций с помощью «тестов интуиции». Философы склонны мотивировать различные концептуальные анализы обращением к своей интуиции относительно мысленных экспериментов. Аналогичным образом, Деннетт также призывает не переоценивать результаты этих «тестов интуиции».

Короче говоря, некоторые философы — твёрдо убеждены, что аналитический метод (особенно концептуальный анализ) — важен для философии и определяет её, например, Джексон (1998), Чалмерс (1996) и Билер (1998). Тем не менее, другие философы утверждают, что метод анализа — проблематичен, например, Стич (1998) и Рэмси (1998). Некоторые, однако, занимают золотую середину и утверждают, что, хотя анализ в значительной степени является плодотворным методом исследования, философы не должны ограничиваться только использованием метода анализа и не должны преувеличивать значение результатов аналитического метода.

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  2. Беседин А. П., Васильев В. В., Волков Д. Б., Кузнецов А. В. .
  3. Bourget D, Chalmers D. Дата обращения: 6 октября 2020. 29 апреля 2019 года.
  4. Quine, 1951
  5. . Дата обращения: 6 октября 2020. 8 июля 2020 года.
  6. Quine, 1961
  7. Margolis & Laurence, 2006
  8. DePaul, Ramsey, 1998
  9. Dennett, 1995

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Бирюков Б. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
  • Bealer, George. (1998). «Intuition and the Autonomy of Philosophy». In M. DePaul & W. Ramsey (eds.) (1998), pp. 201—239
  • Chalmers, David. (1996). The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory . Oxford: Oxford University Press
  • Dennett, D.C., «Intuition Pumps», pp. 180—197 in Brockman, J., The Third Culture: Beyond the Scientific Revolution, Simon & Schuster, (New York), 1995
  • DePaul, M. & Ramsey, W. (eds.). (1998). Rethinking Intuition: The Psychology of Intuition and Its Role in Philosophical Inquiry . Lanham, MD: Rowman & Littlefield
  • Jackson, Frank. (1998). From Metaphysics to Ethics: A Defense of Conceptual Analysis. Oxford: Oxford University Press
  • Margolis, E. & Laurence, S. (2006). «Concepts». The Stanford Encyclopedia of Philosophy ( )
  • Quine W. V. O. (1951) . . 60 (1): 20—43. doi : . JSTOR . Reprinted in his 1953 From a Logical Point of View . Harvard University Press
  • Quine, W.V.O. (1961). «Reference and Modality», in Linsky 1971, pp. 139—159.
  • Ramsey, William. (1998). «Prototypes and Conceptual Analysis». In M. DePaul & W. Ramsey (eds.) (1998), pp. 161—177
  • Stich, Stephen. (1998). «Reflective Equilibrium, Analytic Epistemology, and the Problem of Cognitive Diversity». In DePaul and Ramsey (eds.) (1998), pp. 95-112
  • Wittgenstein, Ludwig (1953). Philosophical Investigations

Ссылки

  • from Stanford Encyclopaedia of Philosophy
  • Bertolet, Rod. (1999). «Theory of Descriptions». Entry in The Cambridge Dictionary of Philosophy , second edition. New York: Cambridge University Press
  • Divers, John (2006). «Quinean Skepticism About De Re Modality After David Lewis», European Journal of Philosophy, 14 (3): 40-62
Источник —

Same as Анализ (философия)