Демон (опера)
- 1 year ago
- 0
- 0
Де́мон — опера Антона Рубинштейна в трёх действиях, семи картинах, на либретто Павла Висковатова , по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова . Премьера состоялась в Петербурге , 13 (25) января 1875 года, в Мариинском театре .
К написанию оперы Рубинштейн приступил в конце 1871 года. Автором либретто стал известный биограф и исследователь творчества Лермонтова П. А. Висковатов . Увлеченный поэмой, Рубинштейн спешил с её написанием. Через три месяца она была закончена и представлена в дирекцию Мариинского театра в Петербурге. Позже последовал трехлетний период ожидания постановки, и лишь 13 (25) января 1875 года опера впервые увидела сцену в бенефисе И. А. Мельникова . Для этого Рубинштейну пришлось переименовать «Ангела» в «Доброго Гения», отказаться от иконы и лампадки в келье Тамары и изменить в либретто некоторые выражения . В Москве премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1879 года в Большом театре. В Мариинской премьере партии исполняли: В. И. Рааб — Тамара, А. П. Крутикова — Ангел, Ф. П. Комиссаржевский — князь Синодал, И. А. Мельников — Демон, О. А. Петров — князь Гудал, О. Э. Шрёдер — няня .
В 1904 году опера вновь была поставлена в Большом театре (дирижер-постановщик Ипполит Альтани , режиссёр , балетмейстеры , Александр Горский , декорации сборные, в том числе — Константина Коровина ). Этот спектакль шёл на сцене театра до 1936 года. Новая постановка, планируемая на 1942 году, не состоялась. Лишь в 1953 году на сцене филиала Большого театра опера «Демон» была возобновлена (дирижёр-постановщик — Михаил Жуков , режиссёр — Тициан Шарашидзе , художник — ). Партии исполняли ведущие артисты театра: Алексей Большаков (Демон), Наталия Шпиллер (Тамара), Соломон Хромченко (Синодал).
Место действия оперы: Грузия .
Картина первая. Пролог. Введение. Хоры разных духов. Монолог Демона «Проклятый мир » и его дуэт с Ангелом.
Картина вторая. Хор девушек «Ходим мы к Арагви светлой», в который вплетается колоратурные пассажи Тамары. Сцена Тамары и Демона. В его страстном ариозо «Дитя, в объятиях твоих» слышатся восхищение и страстный призыв.
Картина третья. Нежное и чувственное ариозо князя Синодала «Обернувшись соколом» отличается прихотливым узором восточных мотивов. Мужской хор «Ноченька…» звучит тревожно и таинственно. Ариозо князя Синодала «Ноченькою тёмною» полно неги и страстного томления.
Картина четвёртая. Антракт: в симфоническом вступлении ритмы траурного шествия чередуются с торжественными фанфарами. Заздравный хор гостей «В день весёлый мы собрались» сменяется страстной и темпераментной пляской женщин, затем — энергичной и стремительной пляской мужчин и плавным, гибким танцем девушек. В горестном ариозо «Мой князь, очнись!» Тамара оплакивает своего жениха. Звучат два романса Демона: «Не плачь, дитя» и «На воздушном океане».
Картина пятая. Романс Тамары «Ночь тепла, ночь тиха» и сцена с Демоном (третий романс Демона «Я тот, которому внимала»).
Картина шестая. Демон и Ангел (эпилог).
Картина седьмая. Апофеоз .
С. В. Рахманинов вспоминал один из спектаклей в Большом театре. За пультом стоял А.Г. Рубинштейн, в зале присутствовала знатная московская публика. Во второй картине после поднятия занавеса стало очевидно, что сцена плохо освещена. Рубинштейн остановил оркестр и выразил свое недовольство количеством света. После того как были включены все прожекторы, дирижёр продолжил спектакль.
А.Г. Рубинштейн написал 13 опер, часть – на немецком языке. Его частой практикой был перевод опер на немецкий и продажа их в театры Германии. Так же он планировал поступить и с «Демоном», если его не примут к постановке в России. Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.
И. Мельников и Ф. Комиссаржевский пели вместе и на премьере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского – заглавную партию и Самозванца соответственно.