Парижская национальная опера
- 1 year ago
- 0
- 0
« Черевички » — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского в 4-х действиях и 8 картинах, основанная на украинском национальном колорите, востребованном при императорском дворе Романовых. В переводе с украинского «черевички» — «туфельки».
Либретто Якова Полонского по повести Николая Гоголя « Ночь перед Рождеством ». Посвящена памяти Великой Княгини Елены Павловны.
В первой редакции 1874 году опера называлась « Кузнец Вакула » и разворачивалась в 3-х действиях. Опера 18 раз исполнялась в Москве, однако в 1885 г. автор создал новую редакцию, несколько упростив некоторые элементы музыкальной ткани, а также добавив арии Вакулы «Слышит ли девица», песенку Школьного учителя и куплеты Светлейшего.
Во второй, окончательной редакции, в которой опера получила современное название, она была впервые поставлена в Большом театре 19 января 1887 года под управлением автора.
Автор использовал пеструю палитру жанров украинской народной музыки, от танцевальных (например гопак в сцене беса и Солохи) до эпических (например дума в основе арии Вакулы «Слышит ли девица сердце твое…»).
Действие оперы разворачивается в Диканьке и Петербурге конца XVIII века .
Зимняя Диканька в лунную ночь. Солоха охотно принимает ухаживания Беса, с которым они договариваются полетать на помеле. Бес жаждет отомстить Вакуле, сыну Солохи, за то, что тот его нарисовал так, что над ним «иногда черти хохочут сдуру». Вот он и решил нагнать бурю и тем самым задержать в доме Чуба, отца Оксаны, девушки, к которой Вакула неравнодушен, чтобы молодые не могли побыть наедине. Он мчится за Солохой, которая оседлала помело, и похищает месяц на небе. Однако никакая мгла не может остановить Чуба и его кума Панаса, задумавших посетить Дьяка и попробовать его знатной варенухи.
Оксана любуется своим отражением в зеркальце. На все горячие признания пришедшего Вакулы, капризная красавица отвечает насмешками. Вакула по недоразумению выпроваживает Чуба, сбившегося с дороги, из собственного дома, после чего Оксана и его гонит прочь, хотя ей и жаль его.
В доме Солохи возле неё любезничает Бес, они танцуют гопака под музыку бесенят, которые вылезли из щелей в виде сверчков, паучков и тараканов. Танец прерывается стуком в дверь. Входит Голова, и Бес вынужден укрыться в мешке для угля. Позже та же ситуация повторяется со Школьным учителем и Чубом. Последним входит Вакула. Не замечая избыточного веса мешков со случайными гостями, он взваливает их на плечи и несёт в кузницу.
Колядование молодежи в рождественскую ночь. Оксана при всех сообщает Вакуле, что пойдет за него замуж лишь в том случае, если он подарит ей черевички, которые носит сама Императрица. Вакула не в силах больше терпеть укоры любимой и решает утопиться. Он несет с собой маленький мешок, в котором притаился Бес. Парни открывают мешки, которые остались, и с удивлением и смехом обнаруживают в них Голову, Чуба и Школьного учителя.
Глухое место у реки. Русалки подо льдом жалуются на холод. Вакула в тяжёлых размышлениях. Неожиданно из принесенного им мешка выскакивает Бес и требует, чтобы парень отдал ему душу за Оксану. Но Вакула, изловчившись, оседлал Беса и потребовал везти его в Петербург к царице за черевичками.
Приемная во дворце. Вакула присоединяется к запорожцам, которые в тот же день предстают перед царицей.
В дворцовой зале звучит торжественный полонез . Светлейший сообщает о победе русских войск. Вакула, пользуясь случаем, выпрашивает себе царицыны черевички. После танца и гопака гости удаляются смотреть придворную комедию. Вакула же верхом на Бесе отправляется домой.
Утренний Благовест Рождества. Солоха с Оксаной оплакивают пропавшего Вакулу. Неожиданно появляется Вакула, и, поддерживаемый молодежью, просит у Чуба руки дочери и на этот раз получает согласие. Оксана готова уже принять его и без привезенных черевичек. Все славят жениха и невесту.