Маль, Луи
- 1 year ago
- 0
- 0
Эми́ль Маль ( фр. Émile Mâle , 2 июня 1862 , Коммантри , Овернь — 6 октября 1954 , , Уаза) — французский историк искусства, медиевист . Один из основателей иконографического метода анализа художественных произведений.
Эмиль Маль родился в Коммантри, Овернь (Центральная Франция). Окончил лицей в Сент-Этьене , затем, в 1886 году, Высшую нормальную школу ( фр. École normale supérieure ) в Париже . С 1886 по 1889 год преподавал риторику в лицее Сент-Этьена и в университете Тулузы . В 1899 году получил докторскую степень за книгу о религиозном искусстве Франции XIII века ( L’Art Religieux du XIIIe siècle en France ). С 1906 года читал в Сорбонне курс истории христианского искусства, там же в 1912 году возглавил кафедру истории искусства.
В 1918 году Э. Маль был избран членом Академии надписей и изящной словесности . В 1923—1937 годах, сменив Луи Дюшена, возглавлял Французскую академию в Риме . В 1927 году стал членом Французской академии .
Эмиль Маль умер 6 октября 1954 года, в возрасте 92 лет.
В юности Маль увлекался чтением Гомера , знал древнегреческий и латинский языки, намеревался заняться изучением античного искусства. Но «озарение» пришло с изучением средневековой христианской культуры. Эмиль Маль обладал редким литературным даром, его книги о средневековом искусстве Франции увлекательны как романы. Не случайно его избрали в члены Французской академии как писателя . Ж. Базен сравнивал Эмиля Маля с Шампольоном , расшифровавшим египетские иероглифы. «Тысячи разрозненных изображений, — писал Ж. Базен, — благодаря предложенной этим новоявленным Шампольоном расшифровке выстраиваются в продуманную систему, где запечатлена вся сумма познаний той эпохи, поистине „всемирное зерцало“. Именно так называлась обширная энциклопедия, составленная во времена Людовика Святого ройомонтским монахом Винсентом из Бове, — Эмиль Маль пользовался этой книгой в качестве путеводителя по лабиринту образов, как, впрочем, до него поступал и Дидрон » .
Маля называли волшебником, романтиком иконографического метода и «рыцарем средневековья». Он изучил огромное количество литературных текстов и стал сопоставлять их с изображениями на книжных миниатюрах и скульптурах готических соборов. Ныне такой метод называют иконографическим , но в то время Маль был его первооткрывателем. По его пути пошли Андре Грабар , Аби Варбург , Эрвин Панофский , разрабатывая методологию иконологического анализа произведений изобразительного искусства.
Примечательно, что идея нового научного метода, применённого Малем на примере французского искусства, как сообщал Базен, формировалась во время его пребывания в Италии в 1886 году. По собственным словам Маля, он испытал озарение, изучая сложные многофигурные композиции фресок Андреа Бонайути в Испанской капелле церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции и мысленно сопоставляя её изображения с литературно-философским наследием доминиканского ордена . Он тщательно изучил «Иконологию» Чезаре Рипы , первым стал сопоставлять памятники западноевропейского и восточноевропейского, в частности, византийского, искусства. А затем обратился к барокко как «высшему воплощению христианского искусства», показал его связи с памятниками романской культуры. Это было в те времена, когда искусство барокко воспринимали по преимуществу негативно .
В 1932 году Эмиль Маль опубликовал книгу «Религиозное искусство после Тридентского собора», в которой соотнёс достижения средневекового христианского искусства и искусство барокко, поставив их на одну духовную высоту. «Этим он стремился доказать незыблемость веры и её торжество в любых художественных формах. В этой книге и последующих работах становится явной его основная мировоззренческая концепция: христианская культура целостна, плодотворна и способна постоянно порождать всё новые художественные феномены» . В книгах «Рим и его старинные храмы» (1942), «Конец язычества в Галлии и древнейшие христианские базилики» (1950) Эмиль Маль наметил истоки и границы единой энциклопедии христианского искусства за пятнадцать столетий. К этому Маль намеревался добавить монографию о Карле Великом, но смерть помешала ему осуществить свой замысел .
Эмиль Маль является автором большого количества публикаций о церквях и соборах Франции ( Реймсском , Шартрском , соборе в Альби ). Основная заслуга Маля заключается и в том, что в эпоху, когда история искусств ещё воспринималась как развлечение эстетствующих аристократов, он привнёс в неё сугубо научные методы . Ему, в частности, принадлежит общепринятый в настоящее время тезис о том, что средневековое изобразительное искусство представляет собой «немую проповедь», то есть воплощает в наглядной художественной форме высшие религиозные идеи.