Гарипов, Менсадык Гарипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Заги́р Гари́пович Исмаги́лов ( башк. Исмәғилев Заһир Ғариф улы ; 26 декабря 1916 [ 8 января 1917 ] , Серменево , Оренбургская губерния — 30 мая 2003 , Уфа ) — башкирский советский композитор , педагог , музыкально- общественный деятель . Народный артист СССР ( 1982 ).
Родился 26 декабря 1916 ( 8 января 1917 ) в деревне Верхнее Серменево (ныне — Серменево , Белорецкого района Башкортостана , Россия ) в семье лесоруба, где было ещё три брата и сестра, умершая в 1921 году от тифа .
Учился в селе Нижне-Серменево в башкирской школе-семилетке. С ранних лет увлекался национальной музыкой, играл на курае . В 1932 году поступил учиться в Инзерский лесохимический техникум. Окончив его досрочно, стал работать в Белорецком леспромхозе таксатором . В 1934 году в Белорецк на гастроли приехал Башкирский театр драмы . Загир заменил в спектакле заболевшего артиста-кураиста. , артист театра, пригласил его принять участие в работе драматического театра Уфы, где он по вечерам выступал в качестве кураиста, пробовал силы в качестве драматического артиста, а днём обучался в студии для одарённой молодёжи при Башкирском театре драмы, которую окончил в 1937 году.
В 1937 году поступил учиться в башкирскую национальную студию при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (педагог В. А. Белый ).
Во время войны работал в Уфе, участвовал в концертах фронтовых бригад, писал песни патриотического содержания.
После завершения обучения в студии в 1948 году, поступил на композиторский факультет Московской консерватории , которую закончил в 1954 году по классу композиции В. Г. Фере . Дипломная работа — опера «Салават Юлаев» .
Творчество композитора масштабно. Огромный вклад внёс в развитие национальной оперы, камерно-вокальной, хоровой и инструментальной музыки. Идейная направленность и тематика произведений созвучна времени и отражает гражданско-патриотическую, национальную направленность творчества, утверждающую темы дружбы и любви. В своём творчестве продолжает развивать традиции классиков русской музыкальной культуры, их исторических и музыкально-драматических концепций ( М. Глинка , М. Мусоргский , Н. Римский-Корсаков , А. Бородин ).
Тяготел к национально-исторической тематике в операх, воплощению образов известных исторических личностей, выдвинувшихся из числа башкир, драматических и бытовых коллизий жизни простого человека. Среди них историко-героическая опера «Салават Юлаев» , повествующая о национальном герое, героико-эпические оперы « Послы Урала », затрагивающая тему воссоединения башкир с Россией , и « Кахым-Туря », где героем является военачальник, под предводительством которого башкиры отважно сражались против Наполеона (1812). В центре оперы « Акмулла » — образ башкирского поэта-просветителя XIX века. К разновидности лирико-драматических сочинений относятся оперы « Шаура » и « Волны Агидели », бытовые музыкальные комедии «Кодаса» («Свояченица») и «Алмакай».
Внёс значительный вклад в развитие жанра национальной хоровой кантаты, оратории, цикла («Я — россиянин», «Слово матери» и др.), симфонической музыки (Концерт и Концертино для фортепиано с оркестром, «Праздничная увертюра», Симфоническая сюита). Свыше 300 песен и романсов составляли камерно-вокальную сферу интересов композитора. Был одним из ведущих композиторов-песенников, продолжающих развивать традиции русского романса и бытовой песни. В них нашли воплощение тонкие субъективно-лирические настроения, зарисовки природы, юмористические жанровые сценки: «Лети, мой гнедой» (сл. Н. Идельбая ), «Соловей» (сл. Я. Кулмыя ), «Котелок» (ст. Н. Наджми ), «Чай грузинский, мёд башкирский» (сл. С. Кудаша ) и др.
Выступал продолжателем музыкально-стилистических традиций романтизма, господствующей в его творчестве стала сфера лирической экспрессии в самых различных своих проявлениях. Музыкально-стилистической основой сочинений композитора стал башкирский фольклор , определивший песенно-вокальную природу его творчества, диатонический склад мелодического мышления, синтезирующего пентатонику, натуральные диатонические лады и вариантно-вариационные приемы развития с европейской ладотональной системой, гармонией, полифонией.
Произведения композитора исполнялись в России, бывших национальных республиках СССР и за рубежом (Болгария, Китай, Румыния, Северная Корея, Югославия, Эфиопия), постоянно издавались и записывались на грампластинках всесоюзной фирмы « Мелодия », имеются в фондовых записях Всесоюзного, башкирского радио и телевидения.
Первый ректор и создатель Уфимского института искусств (1968—1988) (доцент с 1973 года, профессор с 1977).
Член Союза композиторов СССР с 1942 года. B 1941—1944 годах — ответственный секретарь, в 1954—1978 — председатель Союз композиторов Башкирской АССР , секретарь Союза композиторов РСФСР (с 1960).
Член ВКП(б) с 1943 года . Председатель Верховного Совета Башкирской АССР 6-8-го созывов.
Скончался 30 мая 2003 года в Уфе после продолжительной болезни. Похоронен на Магометанском кладбище .