Interested Article - Великомученик Евстафий

Великому́ченик Евста́фий ( др.-греч. Εὐστάθιος Πλακίδας ; Евстафий Плакида, Евстафий Римский, Евстахий ; ? — 118 ) — христианский святой, великомученик . Покровитель охотников, в католицизме один из Четырнадцати святых помощников . Память в Православной церкви совершается 20 сентября ( 3 октября ), в католической 20 сентября .

Жизнеописание

Казнь св. Евстафия в раскалённом медном быке. Неизвестный немецкий художник XVI века . Национальный музей искусств Азербайджана

До крещения Евстафий носил имя Плакида, был военачальником при императорах Тите и Траяне . По преданию, принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плакида, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?». Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых ).

Евстафий перенёс испытания, сходные с испытаниями ветхозаветного Иова — слуги его умерли, скот пал, а сам он во время путешествия на корабле в Египет был разлучён со своей женой, а потом и с детьми. Перенеся без ропота эти испытания, святой Евстафий обрёл своих родных и как прославленный военачальник был призван императором Траяном для ведения войны.

После окончания боевых действий святой Евстафий с почестями вернулся в Рим. Во время празднования императором Адрианом , сменившем к тому времени на престоле Траяна, одержанной победы над варварами, приглашённый со своей семьёй Евстафий отказался принести жертвы языческим богам и открыто исповедовал себя христианином . Святой Евстафий, осуждённый со своей семьёй на растерзание диким зверям , не был ими тронут. После этого император велел бросить их живыми в раскалённого медного быка, где святые и приняли свою мученическую смерть (Католическая церковь отвергает предание о такой кончине святых как «совершенно необоснованное» ). Тела их остались невредимыми и были погребены христианами.

О текстах Жития святого Евстафия

«Святой Евстафий Плакида в Колизее» ( А. Т. Марков , 1836 год, ГТГ )
  • Византийский текст — мартирий (описывающий мученичество) относится к так называемым риторическим текстам, — ориентированным на красноречивую фразеологию и религиозную образность. Дошедшая до нас рукопись по-видимому была включена Симеоном Метафрастом ( X век ) в составленный им сводный корпус греческих житий святых (148 текстов). Рукопись содержит два небольших нечитаемых фрагмента (первый фрагмент: старший сын Евстафия рассказывает младшему об их похищении зверями, здесь же путаница: старшего сына похитил лев, а не волк, второй фрагмент: Феопистия рассказывает Евстафию, что Бог сохранил её неприкосновенной).
  • Древнегрузинский текст является дословным переводом греческого, в тексте нет нечитаемых мест и по нему легко восстановить утерянные фрагменты византийского списка. В тексте нет никакой путаницы по поводу того, что старшего сына похитил лев, а младшего — волк.
  • Древнерусский текст присутствовал в служебных минеях Русской Церкви уже в XI веке , что в некоторой степени позволяет судить о древности перевода. В дошедших до нас списках имеется большое количество сокращений и вольностей: огромные фрагменты текста переведены в два-три предложения, смысл некоторых предложений изменён (к примеру, вместо « Евстафий не мог плакать от горя » переведено « Евстафий горько плакал »), в перевод включены изречения, которых нет в исходном тексте. Чрезвычайно качественный перевод на современный русский язык предложен О. В. Гладковой.
  • Согласно армянским источникам — когда святые апостол Фаддей и апостол Варфоломей распространяли христианство в Армении , Фаддей назначил Евстафия (Евстатеоса) епископом Сюника . Святой Евстафий умер в Армении , и над его могилой была построена церковь, которая позже превратилась в монастырский комплекс под названием Татев (Евс тате ос) .

Почитание

Базилика Сант-Эвстакио, Рим

Святой почитается в католической и православной церквях. Святому посвящено много храмов, одними из самых главных являются большая готическая церковь Сент-Эсташ в центре Парижа и базилика Сант-Эвстакио в Риме .

В честь великомученика Евстафия назван остров в группе Наветренных островов в Карибском море Синт-Эстатиус .

Примечания

  1. «Martyrologium Romanum» (Libreria Editrice Vaticana, 2001 ISBN 88-209-7210-7 )
  2. Энциклопедия 'Христианская Армения"
  3. Гладкова О. В., Герасименко Н. В., Чичинадзе Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 313-320. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .

Литература

  • Гладкова О. В., Герасименко Н. В., Чичинадзе Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 313-320. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  • Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды в русской и славянской книжности и литературе IX—XX веков. — М.: «Индрик», 2013. — 912 с. — ISBN 978-5-91674-275-6 .
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. I: Сентябрь, День 20.
  • Житие Евстафия Плакиды / Пер. и примеч. О. В. Гладковой // Слово Древней Руси. — М. , 2000. — С. 56—69.
  • Гладкова О. В. Пример средневекового дуализма: Чудо об олене в Житии Евстафия Плакиды и в ранней славяно-русской агиографии // Гладкова О. В. О славяно-русской агиографии. Очерки. — М. , 2008. — С. 162—180.
  • // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2008. № 3 (33). — С. 100—105.
  • Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды как источник чтения о Борисе и Глебе Нестора: вопросы текстологии, поэтики и идеологии // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2012. № 1 (47). — С. 28 — 37.

Ссылки

Источник —

Same as Великомученик Евстафий