Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
- 1 year ago
- 0
- 0
Ирку́тский академи́ческий драмати́ческий теа́тр имени Н. П. Охлопкова — театр драмы в городе Иркутске . Один из старейших драматических театров России , основан в 1850 году .
Здание театра. 1910-е годы.
|
Статус профессионального театр приобрёл в 1850 году , когда гастролирующая труппа актёров осталась в Иркутске для постоянной работы. Первые спектакли были поставлены в здании городского Благородного собрания .
В 1851 году при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского завершилось строительство деревянного здания для театра, которое торжественно открылось 22 сентября постановкой пьесы в 1 действии Николая Полевого «Русский человек добро помнит» .
Губернской администрацией была учреждена театральная дирекция во главе со старшим чиновником по особым поручениям А. Н. Похвисневым, гвардейским офицером и драматургом, пьесы которого шли на сценах Москвы и Петербурга. Антрепренёром первой актёрской труппы стал Иосиф Маркевич .
В Иркутск приезжали на гастроли известные мастера русской театральной сцены: Бравич, Долматов, Варламов .
Много раз гастролировал П. Н. Орленёв, не раз побывал в городе П. П. Гайдебурова . В 1909 году играла труппа актёров Малого театра , в 1915 — группа актёров театра Корша .
Неоднократно гастролировали братья Адельгейм , М. Д. Дальский , М. И. Петипа . Иркутская сцена связана и с именами Карамазова, М. Г. Савиной , В. Ф. Комиссаржевской , Яблочкиной , А. И. Южина .
2 ноября 1967 года Постановлением Совета Министров РСФСР театру было присвоено имя советского режиссёра Н. П. Охлопкова , чья театральная деятельность началась на иркутской сцене.
31 августа 1999 года приказом Министра культуры Российской Федерации театру было присвоено почётное звание «Академический».
В историю театра творческий вклад внесли:
Леонид Броневой , Михаил Куликовский
Виталий Венгер , Николай Прозоров , Галина Крамова , Аркадий Тишин , Виктор Ростовцев , Юрий Цапник , Юрий Ицков , Алексей Исаченко , Леонид Гайдай , Михаил Светин , Валерий Алексеев , Б. А. Ситко; лауреат Сталинской премии третьей степени (1952) за спектакль «Канун грозы» П. Г. Маляревского В. В. Лещёв;
Р. И. Байкова, Е. Е. Баранова, Л. А. Добронравова, Г. А. Карпей, И. Н. Климов, Наталия Коляканова , В. А. Лобанов, В. Б. Мерецкий, В. А. Малинин; Нина Никифорова , А. А. Павлов, В. И. Попов, К. А. Прокофьев, А. К. Рыбакова, В. В. Серебряков, А. Н. Терентьев, Н. И. Харченко; Т. В. Хрулёва, С. С. Чичерин, А. А. Шаланов, Пётр Шелохонов , Р. Ф. Юренёва;
В театре работали режиссёры : А. Шатрин, В. Головчинер, Г. Жезмер и М. Куликовский, Л. Н. Иванов, А. И. Дашкевич , М. Б. Шнейдерман, Борис Райкин .
Здание театра. 2012 г.
|
C момента своего основания в 1850 году , театр располагался в деревянных постройках, которые часто страдали от пожаров и естественного разрушения. И вот, в 1897 году труппа переезжает в каменное здание, возведённое по традиционной схеме «ярусного театра» по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров В. А. Шрётера .
Финансирование работ и само строительство шло под неустанным контролем и патронажем губернатора Александра Горемыкина . Новый театр поражал не только богатой отделкой но и отличной акустикой зрительного зала. Построили его за три года, и простоял театр до наших дней, по праву считаясь шедевром русского зодчества XIX века , «…подобного которому не встретишь от Урала до Дальнего Востока ».
Время от времени здание подновляли, переоборудовали, меняли устаревшие системы новыми: керосиновое освещение уступило место электрическому, несколько раз перекрывали кровлю, заменяли трубы и канализацию.
В начале XX века над боковыми помещениями вокруг зрительного зала надстроили третий этаж, провели отделочные и реставрационные работы в зрительном зале, был электрифицирован поворотный круг сцены.
Но здание год от года все больше ветшало, появились просадки фундамента, деформировались деревянные перекрытия, безнадёжно устарели системы и коммуникации, остро ощущалась нехватка служебных помещений.
К середине 1980 -х годов все несущие конструкции практически выработали свой ресурс. Остро встал вопрос о полной реконструкции, проектом которой занимался филиал НИИ «Гипротеатр» в городе Баку . Однако, в связи с распадом СССР , осуществить проект не представлялось возможным.
В 1990 -е годы для создания нового проекта реставрации привлекались сотрудники НИИ «Спецпроектреставрация» из Москвы . Были выполнены инженерные обследования, обмерочные работы и технологические анализы материалов .
В 1997 году , выиграв международный тендер, к производству работ по реставрации и расширению театра приступает ЗАО «Иркутскпромстрой». Разработка проекта реконструкции и реставрации здания театра была поручена временному творческому коллективу, в который входили: архитекторы, градостроители, искусствоведы, инженеры-экономисты из городской и областной администрации, Центра по сохранению историко-культурного наследия, из Иркутского государственного технического университета и других институтов. Генеральным проектировщиком выступило АО "Институт «Иркутскгражданпроект» (руководитель — А. А. Папанян, авторы проекта реставрации — Б. И. Троицкий и Л. М. Гуревская, автор проекта пристроя — А. Г. Красильников).
При выполнении работ и реализации проекта строителям пришлось столкнуться с массой трудностей порой казавшимися непреодолимыми, тем не менее, к началу 1999 года практически все строительные и реставрационные работы были завершены и обновлённый театр открывает свои двери иркутскому зрителю.
Первого апреля на фасаде театра появился баннер с символом вторжения на Украину , представители театрального сообщества дважды обращались в мэрию города с просьбой убрать баннер, поскольку из-за него здание театра драмы забрасывали тухлыми яйцами и зелёнкой .
Первый сезон в новом здании Иркутского театра открылся 2 сентября 1897 г. спектаклем « Ревизор » Н. В. Гоголя . В 1852 г. иркутяне смотрели « Горе от ума » А. С. Грибоедова , а в 1857 г. впервые в России была поставлена находившаяся под запретом комедия А. Н. Островского «Свои люди — сочтёмся!». Иркутскому театру принадлежит честь впервые в стране осуществить постановку пьесы А. Н. Островского «Красавец-мужчина».
В начале 20-го века в репертуаре театра утвердился А. М. Горький . Первым его пьесы поставил Константин Марджанов (« Мещане », « На дне », «Фома Гордеев»).
В советское время театр широко ставил пьесы национальной драматургии: это были «Платон Кречет», «Фронт» и «Макар Дубрава» украинского классика Корнейчука, «Материнское поле» Айтматова , «В ночь лунного затмения» Карима и другие.
Театр был стартовой площадкой для иркутских драматургов Игнатия Дворецкого , Павла Маляревского , Беллы Левантовской, Марка Сергеева .
В середине двадцатого века над Иркутском зажглись две звезды — Александр Вампилов и Валентин Распутин . Все пьесы А. Вампилова были поставлены на сцене Иркутского драматического театра.
В первой постановке « Старший сын » (1969 г., режиссёр В. Симоновский) драматург работал с театром в традициях А. Н. Островского. Постоянное присутствие А. Вампилова на репетициях, некоторая корректировка текста позволяют назвать этот спектакль авторским.
В память о великом драматурге на базе театра каждые два года проводится « ».
Спектакли « Деньги для Марии », « Живи и помни », « Прощание с Матёрой » по одноимённым повестям В. Г. Распутина также вошли в золотой фонд Академического драматического театра.
С полным составом труппы и коллектива театра можно ознакомиться на официальном сайте театра .