Interested Article - Мария Стюарт (опера)

Мари́я Стюа́рт ( итал. Maria Stuarda ) — лирическая трагедия в трех актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти . Итальянское либретто Джузеппе Бардари по мотивам драмы немецкого писателя Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» (1800). Премьера состоялась 30 декабря 1835 года в Милане в театре Ла Скала . Опера попала под запрет цензуры в 1836 году и практически не исполнялась до середины XX века, когда возобновился интерес к постановкам опер бельканто .

Гаэтано Доницетти

Опера «Мария Стюарт» относится к циклу опер Доницетти из истории Англии XVI века. Сюда входят также « Замок Кенилворт » (1829), « Анна Болейн » (1835) и « Роберто Деверё » (1837).

Действующие лица

Мария Стюарт, королева Шотландии сопрано
Елизавета, королева Англии сопрано
Роберт Дадли, граф Лестер тенор
Анна Кеннеди, придворная дама Марии Стюарт меццо-сопрано
Лорд Уильям Сесил , канцлер баритон
Джордж Тэлбот, граф Шрусбери бас
Герольд тенор
Действие происходит в Лондоне и в замке Фотерингей в 1587 году

Либретто

Акт первый. Вестминстерский дворец

Елизавета получает письмо от французского короля, в котором тот просит её руки для своего брата герцога Анжуйского. Одновременно король просит выпустить из заточения и отправить во Францию Марию Стюарт, которая уже много лет заключена в замке Фотерингей по обвинению в покушении на английский престол. За Марию просит также Тэлбот, граф Шрусбери. Категорически против высказывается лорд Сесил. Многое будет зависеть от позиции королевского фаворита графа Лестера . Елизавета оставляет Лестера с придворными. Тэлбот просит Лестера поддержать освобождение Марии и для этого устроить личную встречу Марии с Елизаветой. Лестер соглашается. Все, кроме Лестера, уходят. Возвращается Елизавета. После длительного объяснения Елизавета позволяет Лестеру убедить себя — она встретится с Марией и тогда решит её судьбу.

Акт второй. Парк замка Фотерингей

Мария со своей придворной дамой Анной Кеннеди прогуливается по парку. Прекрасный весенний день рождает в душе узницы надежду на возможное освобождение. Издалека доносятся звуки приближающейся кавалькады охотников. Герольд сообщает, что это королева Елизавета. Входит Лестер. Он рассказывает Марии, что устроил как бы случайную встречу Елизаветы с нею, и умоляет Марию смирить свою гордость и на коленях молить об освобождении. Только так можно добиться милости Елизаветы. Входит Елизавета в сопровождении Тэлбота, Сесила и придворных. Мария опускается на колени. Елизавета подает руку для поцелуя. Кажется, примирение вот-вот состоится, но Сесил провоцирует Елизавету, и та подвергает Марию насмешкам, перечисляет её любовников, обвиняет в организации убийства собственного мужа. Гордость Марии оскорблена. Она бросает Елизавете самое страшное для той обвинение в том, что она не дочь Генриха, так как её мать Анна Болейн была уличена в супружеской измене и казнена за это, а сам король Генрих подвергал сомнению происхождение Елизаветы. Примирение более невозможно. Елизавета в гневе уходит. Марию берут под стражу.

Акт третий. Сцена первая. Кабинет Елизаветы

Сесил настаивает на том, чтобы Елизавета подписала для Марии смертный приговор. Елизавета колеблется. Входит Лестер и просит помиловать Марию. Тогда Сесил обвиняет Лестера в том, что тот интригует в пользу Марии, потому что решил помочь ей захватить английский престол, жениться на ней, и таким образом стать королём. Разгневанная Елизавета подписывает приказ о казни Марии.

Акт третий. Сцена вторая. Комната Марии

Лорды Сесил и Тэлбот приносят Марии смертный приговор. После его оглашения королева просит Тэлбота остаться: она испытывает к нему чувство уважения. Мария безутешна: приближается смерть, и призраки былых грехов тревожат её, ей то и дело мерещится тень её секретаря Риччо, убитого её мужем. Лорд Тэлбот открывает ей тайну, которая скрыта от всех при дворе: он — католический священник. Мария исповедуется ему в грехах праздности, гордыни и суесловия, признается, что хотела в союзе с дворянином Бабингтоном убить Елизавету и бежать из тюрьмы. Тэлбот отпускает ей грехи и причащает святых таинств.

Акт третий. Сцена третья. Большой зал в замке Фотерингей

Придворные Марии оплакивают свою королеву. Входит Анна. Она в отчаянии. Появляется Мария. Она идёт с гордо поднятой головой в королевской мантии и короне. Торжественно прощается она со своими придворными, с Анной, благодарит за службу. Появляются Сесил, Тэлбот и Лестер. Мария благодарит Тэлбота и Лестера за помощь, с презрением отвечает Сесилу, предрекает скорый конец правления Елизаветы и возвращение на престол законной династии Стюартов. Все потрясены королевским величием Марии. Её уводят на казнь.

Дискография

Видеография

  • Доницетти. Мария Стюарт. М. Кабалье , Б. Берини, Э. Химненс, Э. Серра. Дирижёр А. Гатто. Барселона Liceu 31.12.1978 (TV)
  • Доницетти. Мария Стюарт. К. Ремиджио, С. Ганасси, Ж. Каллейя, Р. Дзанеллато. Дирижёр Фабрицио Мария Карминати. Бергамо, Театр Доницетти 2002 / DYNAMIC
  • Доницетти. Мария Стюарт. Режиссёр . Дирижёр . Елизавета — , Роберто — , Джордж — , Мария — Джойс Дидонато , Уильям — Джошуа Хопкинс, Джейн (Анна) Кеннеди — . Оркестр и хор Метрополитен-оперы . Хореограф Ли Хаусман. Ведущая Дебора Войт. 19 января 2013 г.

Примечания

  1. Дата обращения: 24 октября 2020. 21 октября 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Мария Стюарт (опера)