Interested Article - Лазарь из Вифании
- 2020-09-19
- 1
Ла́зарь из Вифа́нии , Лазарь Четверодне́вный ( Лазарь — ивр. אֶלְעָזָר , Elʿāzār, Елеазар — буквально «Бог (мне) помог»; 3 год , Вифания — 63 год , Китион ) — согласно Евангелию от Иоанна , житель Вифании , брат Марфы и Марии , которого Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти ( Ин. ). После Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году н. э. , где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его первым епископом Китиона (старое название города Ларнаки ) . Он 18 лет служил епископом на Кипре . После воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году .
Память в Православной церкви совершается в субботу шестой седмицы Великого поста — Лазарева суббота и 17 (30) октября — празднование в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный . Православная церковь считает его епископом Китийским . Католическая церковь совершает память Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя .
Евангельское повествование
Из евангелистов о Лазаре сообщает только Иоанн . Евангельский рассказ связан только с событиями воскрешения Лазаря.
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра её. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав [то], сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру её и Лазаря.
— Ин.
Иисус уже по дороге в Вифанию знал, что Лазарь умер, но шёл с учениками, «дабы вы уверовали» ( Ин. ). На дороге он был встречен Марфой, которая на его вопрос: « Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? » ответила: «Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» ( Ин. ).
По дороге к гробнице Лазаря Иисус заплакал, и иудеи , видевшие это, говорили: « смотри, как Он любил его ». Когда подошли к пещере, в которой был погребён Лазарь, и отвалили от неё камень, Иисус стал молиться:
Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
— Ин.
После этих слов из пещеры вышел воскресший Лазарь, « обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами ». Иисус повелел развязать его.
Как повествует Иоанн Богослов , многие видевшие это чудо уверовали в Иисуса, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его» ( Ин. ).
После воскрешения Лазарь упоминается как один из возлежавших на вечере в Вифании, на которой Мария помазала ноги Иисуса миром ( Ин. ). Как повествует евангелист, многие из иудеев в тот день пришли в Вифанию «не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых» ( Ин. ).
Богословское толкование
В Толковой Библии преемников А. П. Лопухина отмечается, что Иисус не пошёл сразу в Вифанию, как только узнал о болезни Лазаря, но промедлил два дня в Перее , так как подчинил своё личное желание увидеть и помочь больному другу воле Бога Отца . Иисус в разговоре с учениками называет смерть Лазаря сном, как он обычно это делал в подобных случаях ( Мф. , Мк. ). Публичная молитва Иисусом Христом произносится для того, чтобы присутствующие при чуде знали, что оно есть результат его молитвы к Отцу, а не случайность или результат действия сатанинской силы, в общении с которой Иисуса обвиняли ( Мк. ) .
Феофилакт Болгарский так трактует слова Иисуса, обращённые к ученикам, в которых он радуется за них, что его не было в Вифании при болезни Лазаря:
Некоторые слова Господа: радуюсь за вас понимали так: что Я не был там, это послужит для утверждения вас в вере. Ибо, если бы Я был там, Я исцелил бы больного. Чудом было бы и это, но оно показало бы мало силы Моей. А теперь, когда Меня там не было и последовала смерть Лазаря, а Я пойду и воскрешу его, вы должны более утвердиться в вере в Меня. Ибо увидите, что Я силен делать и то, чего прежде ещё не явил, именно: воссозидать и воскрешать мертвеца, уже разложившегося и издающего гнилой запах.
— Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна .
Особое значение богословы придают скорби и слёзам Иисуса по Лазарю. Это рассматривается как одно из доказательств двойственной природы Христа: « ибо был воистину Человек и желал удостоверить в действительности Своей Человеческой природы, то позволил ей сделать своё » . Иоанн Дамаскин пишет: « Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба » .
Церковное предание
Православие
Позднее греческое предание сообщает, что Лазарь после своего воскресения прожил ещё 30 лет и был епископом Китийским на острове Кипре , где и скончался . Впервые сведения о пребывании Лазаря на Кипре встречаются у Иоанна Эвбейского (первая половина VIII века) . Святитель Димитрий Ростовский сообщал, что на Кипр Лазарь попал во время гонений на Иерусалимскую церковь, начавшихся после убийства Первомученика Стефана . Его вместе со святыми Максимином и Келидонием изгнали из Иудеи и пустили в море на лодке без вёсел, которая приплыла к Кипру. В епископы Лазарь был рукоположён апостолом Варнавой . На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа . По тому же преданию, на Кипре Лазаря посетила Богородица и вручила ему омофор , сделанный её руками .
Католицизм
Согласно западной традиции, отражённой в « Золотой легенде », Лазарь вместе с Марфой и Марией Магдалиной (которую западная традиция считает его сестрой, Марией из Вифании) и прочими спутниками отправились в Марсель и проповедовали христианство среди местных язычников . Лазарь стал первым епископом Марселя .
После крестовых походов часть его мощей была перенесена в Марсель из Константинополя . До того события в Константинополь была передана только часть его мощей, его голова была оставлена на Кипре . Считается, что в основу католического предания о Лазаре был положен образ Лазаря, епископа города Экс (407 год), вернувшегося из Палестины, чтобы окончить жизнь в Марселе . Так возникла легенда , что святой Лазарь из Вифании проповедовал на территории будущей Франции, где стал епископом Марселя. Впоследствии его мощи были перенесены в .
Почитание
Согласно православной традиции, мощи праведного Лазаря были обретены в 901/2 году в городе Китии (современная Ларнака ) в мраморной раке , на которой было написано: « Лазарь Четверодневный, друг Христов » . При императоре Льве Мудром (886—912) мощи Лазаря были перенесены в Константинополь , где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря . В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые, вероятно, не полностью были вывезены в Константинополь. Глава Лазаря выставлена в храме в ковчеге для поклонения .
Первая могила праведного Лазаря (где, согласно Евангелию, воскресил его Иисус Христос) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам и за её посещение взимается плата, в непосредственной близости от неё находится мечеть. Чуть далее расположены две церкви — православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть её Эль-Азария (производное от имени Лазарь по-арабски) .
Лазарь в изобразительном искусстве
Данный сюжет чрезвычайно популярен, как в католической, так и в православной художественной традиции.
Прочие Лазари в Новом Завете
- Лазарь — герой притчи Христа о богаче и Лазаре .
Примечания
- ↑ Дата обращения: 11 апреля 2022. 3 февраля 2020 года.
- Дата обращения: 11 апреля 2022. 12 августа 2020 года.
- ↑ Дата обращения: 11 апреля 2022. 1 апреля 2022 года.
- Дата обращения: 11 апреля 2022. 11 апреля 2022 года.
- ↑ // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 17. — С. 412.
- ↑ Королёв А. А., Лосева О. В., Маханько М. А., Орецкая И. А., Петров А. Е., Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 648—663. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2 .
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 4. — С. 172. .
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. Архивировано из 19 февраля 2008 года.
- ↑ . от 19 октября 2012 на Wayback Machine . Catholic Encyclopedia . New York: Robert Appleton Company. 1913. (англ.)
- . от 30 июня 2016 на Wayback Machine (рус.)
- . от 12 февраля 2015 на Wayback Machine (англ.)
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. 22 октября 2012 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. 1 июля 2012 года.
Литература
- Королёв А. А., Лосева О. В., Маханько М. А., Орецкая И. А., Петров А. Е., Турилов А. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXIX : « Крисп — ». — С. 648—663. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-033-2 .
- Михаелидес С. Р. // Святой Лазарь, Друг Христов и первый Епископ Китийский (История Его Храма в Ларнаке). — Ларнака, 1999.
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 17. — С. 412. .
- Дионисий (Шлёнов) , игум. Гряди вон! Воскресение Лазаря в греческой литературе на примере экзегезы Ин 14:43 // Журнал Московской патриархии. 2021. — № 3 (952) — С. 54-59
Ссылки
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. Архивировано из 3 июня 2012 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. Архивировано из 27 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 13 апреля 2008. 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 22 апреля 2016. 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 22 апреля 2016. 29 ноября 2012 года.
- . Дата обращения: 12 июля 2010.
- 2020-09-19
- 1