Interested Article - Воевода (опера)

«Воевода» — опера по пьесе А. Н. Островского « Воевода » («Сон на Волге») и его либретто. В первой редакции известна, как первая опера П. И. Чайковского (опера в трёх действиях, четырёх картинах, соч. 3), вышедшая на сцену 18 (30) января 1869 года. Для новой редакции оперы, написанной композитором В. Н. Кашперовым по обновлённому либретто и поставленной 7 (19) января 1886 года, Чайковский написал мелодраму «Домовой» .

Опера Чайковского (1869)

Премьера оперы состоялась 30 января 1869 года в Большом театре в Москве, в бенефис певицы Александры Меньшиковой , певшей партию Марьи Власьевны; в главных партиях были также заняты Людвиг Финокки (Нечай Шалыгин), Платон Радонежский (Влас Дюжой), (Настасья), Зинаида Кронеберг-Лихачёва (Прасковья Власьевна) и др., дирижировал Э. Н. Мертен. Владимир Одоевский отметил в своём дневнике:

Русская тональность господствует, — но даровитый Чайковский также не устоял против желания угодить публике разными итальянизмами. Эта опера — задаток огромной будущности для Чайковского. <…> Представление удалось — Чайковского несколько раз вызывали, и Меньшикову также, хотя она фальшивила по обыкновению несколько раз .

Затем Чайковский, недовольный оперой, уничтожил значительную часть партитуры, а кое-какой музыкальный материал использовал в других произведениях. Попытки восстановить оперу по сохранившимся наброскам и фрагментам были предприняты в 1930-40-е годы П. А. Ламмом (при участии Виссариона Шебалина и Бориса Асафьева ) и Ю. В. Кочуровым (частично опиравшимся на опыт Ламма; редакция либретто С. Д. Спасского ). Редакция Кочурова была поставлена 28 сентября 1949 в ленинградском Малом оперном театре под управлением Э. П. Грикурова .

Музыка «Воеводы» отмечена высокими достоинствами, но по мнению некоторых критиков главным недостатком произведения, главным недостатком оперы была её драматургия. Через 17 лет А. Н. Островский предпринял попытку вдохнуть в сюжет новую жизнь.

Действующие лица

  • Нечай Шалыгин, воевода — бас
  • Влас Дюжой, богатый Посадский — бас
  • Настасья, жена посадского — сопрано
  • Их дочери: Марья Власьевна — сопрано
  • Прасковья Власьевна — сопрано
  • Степан Бастрюков — тенор
  • Роман Дубровин, беглый посадский — баритон
  • Олёна, его жена — меццо-сопрано
  • Резвый, слуга Бастрюкова — бас
  • Шут — тенор
  • Недвига, нянька — меццо-сопрано
  • Новый Воевода — бас

Сюжет

Первое действие

Опера начинается с выхода невесты старика-воеводы, Прасковьи, и её сестры, Марьи Власьевны, с нянькой Недвигой и сенными девушками. После ухода девушек появляется Бастрюков, влюбленный в Марью Власьевну, и начинает со слугами разбирать тын. Он остается один. Его ария («Догорай на небе, зоренька, скорее»). К нему выходит Марья Власьевна. Любовный дуэт. В финале действия воевода видит Марью Власьевну, влюбляется, требует в невесты, отвергнув Прасковью Власьевну. Бастрюков пробует похитить возлюбленную, но их застают в момент побега и разлучают.

Второе действие

Первая картина . У Бастрюкова. Слуги ждут его возвращения с охоты. Когда он возвращается, ему говорят, что его хочет видеть Дубровин. Сцена и дуэт с Дубровиным. Последний тоже обижен воеводой, похитившим его жену, Олену. Оба молодые человека решают пробраться в терем старика и похитить Марью Власьевну и Олену.

Вторая картина. В тереме воеводы. Марья Власьевна тоскует. Её развлекают танцами. Её ария («Соловушко»). Вбегает Олена, молит о прощении за то, что уронила в воду фату, когда мыла её, но, в сущности, передать Марье Власьевне, что ночью в сад придет за ней Бастрюков. Дуэт двух женщин прерывается появлением Недвиги и сенных девушек, которые, чтобы развеселить Марью Власьевну, поют песни.

Третье действие

Во дворе терема воеводы. Ночь. Входят Бастрюков и Дубровин. К ним сходят Марья Власьевна и Олена. Квартет. Неожиданно появляется воевода. В пылу ревности он хочет зарезать Марью Власьевну, но только что прибывший посол и новый воевода из Москвы спасает её, а старого воеводу по повелению царя отдает под суд. Действующие лица благодарят Бога и величают царя.

Опера Кашперова-Чайковского (1886)

1 (13) января 1886 года состоялось назначение А. Н. Островского на должность заведующего репертуарной частью московских казённых (императорских) театров . Спустя неделю, 7 (19) января 1886 года (день Крещения — дата многих премьер в дореволюционной России, так как главный театральный сезон начинался с рождественскими праздниками и завершался с началом Великого поста ), на сцене московского Малого театра состоялась премьера обновлённой редакции «Воеводы» .

Инициатором возобновления «Воеводы» в новой редакции выступил сам Островский. Поручая на этот раз музыкальную часть В. Н. Кашперову — в то время именитому композитору, профессору консерватории — драматург вместе с тем не мог оставить за рамками своего нового проекта автора оригинальной оперы, каким бы ни было отношение самого Чайковского к своему раннему детищу. В качестве посредника для переговоров с композитором Островский избрал И. В. Шпажинского — плодовитого либреттиста, востребованного императорскими театрами и связанного с самим Чайковским в тот момент по совместной работе над «Чародейкой» . 6 января 1886 года Шпажинский написал Чайковскому:

Дело вот в чём, дорогой Пётр Ильич! Островский просит написать ему маленькую мелодраму к «Воеводе». У него в этой сказке выведен Домовой , которому даны прелестные стихи… Я горячо принялся посредничать в настоящем случае в видах Вашей же пользы, так как Островский теперь полный хозяин оперы. Но если не к первому, то к последующим представлениям Ваша музыка может быть сделана, если соглашаетесь…

Вас. Яковлев. Чайковский на московской сцене. — М. Л. : Искусство, 1940. — С. 429. — 504 с.

Переписка пришлась на Рождество. Точное местонахождение композитора было неизвестно, и поэтому Шпажинский повторил свою просьбу в письме, направленном 7 января в Клин . Письмо это примечательно фразой про настоящего (sic!) Домового :

Кустодиев Б. М. «Купчиха и домовой». 1922.

…Там выведен Домовой , настоящий, конечно, ночью, в уста которого вложены прекрасные стихи. Вот эти-то стихи Домовой должен говорить под тихие, мелодичные звуки оркестра, выражающие звуки ночи .

Вас. Яковлев. Чайковский на московской сцене. — М. Л. : Искусство, 1940. — С. 430. — 504 с. . — Курсив автора письма

Музыку к мелодраме Домового Чайковский написал своевременно. Партитура (авторская надпись: « Др. Воевода. №3. Мелодрама для монолога Домового в Воеводе ») из фондов музея Чайковского и музея Малого театра была фотографически воспроизведена перед войной в монографии 1940 года «Чайковский на московской сцене». По сведениям искусствоведов, премьера новой редакции «Воеводы» Островского состоялась 19 января 1886 года, и музыка Чайковского была на ней исполнена .

Как видно из этих материалов, при переработке либретто Островский добавил в состав героев оперы как минимум одно новое действующее лицо — Домового. Сравнить речь, вложенную в его уста под «звуки ночи», с обыденными представлениями о явлениях этого мифологического существа женщинам, не представляется возможным ввиду отсутствия этого монолога в партитуре.

Известные аудиозаписи

Исполнители: Нечай Шалыгин — , Влас Дюжой — , Настасья — З. Соколовская, Марья Власьевна Наталья Рождественская , Степан Бастрюков Анатолий Орфенов , Роман Дубровин Алексей Королёв , Олена Людмила Легостаева , шут Павел Понтрягин , новый воевода — .
  • Чайковский, П. И. Воевода : Опера в трёх действиях, четырёх картинах, соч. 3 / либретто П. Чайковского и А. Островского по комедии А. Островкого «Сон на Волге» ; Исполн. : Академ. Большой хор ЦТ и ВР; худ. рук. хора К. Птица; гл. хормейстер Л. Ермакова; Гос. симф. оркестр Мин. культуры СССР; дирижёр В. Кожухарь . — Запись 1982 г. — [М.] : Мелодия, [1982]. — 4 грп. [ГОСТ 5289-80] (2 ч 34 мин) : 33 об/мин, стерео. — С10 18123—30. — (П. Чайковский : Полн. собр. соч. в грамзаписи. Часть 1, комплект 1, пласт. 1—4).
Исполнители: Нечай Шалыгин Владимир Маторин , Влас Дюжой Леонид Зимненко , Настасья — , Марья Власьевна — , Прасковья Власьевна — , Степан Бастрюков Анатолий Мищевский , Роман Дубровин Олег Клёнов , Олена Юлия Абакумовская , Резвый; новый воевода — , шут Вячеслав Войнаровский , Недвига Нина Исакова .

Источники

  1. Чайковский на московской сцене. — М. Л. : Искусство, 1940. — С. 429. — 504 с.
  2. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы: К 200-летию со дня рождения. / Редактор-составитель М. П. Рахманова. — М.: Дека-ВС, 2005. (Труды Государственного центрального музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки).
  3. Вас. Яковлев. Чайковский на московской сцене. — М. Л. : Искусство, 1940. — С. 430–431. — 504 с.

Литература

Чайковский М. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: В 3-х тт. - М.: Алгоритм, 1997. - Т. 1. - С. 273-276.

Ссылки

Источник —

Same as Воевода (опера)