Interested Article - Меньшикова, Александра Григорьевна

Алекса́ндра Григо́рьевна Ме́ньшикова (сценический псевдоним; урождённая Коробова ; в замужестве Меньшова ; 3 [15] июня 1840 , Украина — 12 [25] октября 1902 , Петербург ) — русская оперная певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог.

Биография

Родилась в семье помещика . Окончив Киевский институт, обучалась пению в Петербурге у Ф. Риччи , затем в Италии и в Париже у П. Вартеля .

Её оперный дебют состоялся в 1860 году в Казани в антрепризе . В 1866—1869 и 1880 годах — солистка Большого театра (дебют — Церлина в « Фра-Дьяволо » Д.Обера ) . В 1869—1880 годы — солистка Мариинского театра (дебют — Антонида в « Жизнь за царя » М. И. Глинки ) . В 1880—1890 годы выступала в частных оперных антрепризах ( Москва , Петербург , Рига , Ярославль , Томск , Кавказ) .

Выступала в спектаклях Итальянской оперы (Петербург, 1872) . Гастролировала в Милане ( , 1874, по приглашению А. А. Сантагано-Горчаковой ), где участвовала в первом представлении в Италии оперы «Жизнь за царя» М. Глинки ; в Швейцарии (1874), в Одессе , Харькове и Киеве (сезон 1875/76, в оперной антрепризе, организованной совместно с ) . Концертировала в Риге , Дерпте , Ковно , Вильно , Варшаве , Киеве .

С 1886 года преподавала пение на курсах, открытых в собственном доме (Петербург) .

Была одной из организаторов в Петербурге Общества им. Т. Г. Шевченко (1898) .

Творчество

Обладала лёгким ровным голосом с диапазоном в две с половиной октавы, благодаря чему исполняла не только сопрановые , но и меццо-сопрановые партии . Уникальность голоса, представлявшего соединение драматического и колоратурного сопрано , позволяла свободно преодолевать тесситурные трудности , легко исполнять мелизмы и фиоритуры . Её исполнение отличалось как внутренним спокойствием и сдержанностью, так и эмоциональной силой и страстностью .

Партнёрами А. Г. Меньшиковой на сцене были , Б. Б. Корсов , З. Д. Кронеберг , Е. А. Лавровская , Ф. К. Никольский , Д. А. Орлов , О. О. Палечек , О. А. Петров , П. А. Радонежский , Ф. И. Стравинский , Л. Б. Финокки . Пела под управлением И. К. Альтани , Э. Н. Мертена, А. Г. Рубинштейна , .

В 1884 году впервые в Варшаве поставила «Жизнь за царя» и «Руслана и Людмилу» М. И. Глинки на русском языке .

Обширный репертуар А. Г. Меньшиковой включал разнохарактерные оперные партии, сольные партии в симфонических произведениях (финал 9-й симфонии Л. Бетховена ), романсы ( Ф. Шуберта , русских композиторов), украинские народные песни .

Избранные оперные партии

Отзывы

Подобного голоса сопрано у нас в Петербурге нет: его можно сравнить только с голосом Патти , с той разницей, что голос Патти бесстрастен, как голос соловья, а голос Меньшиковой богат оттенками человеческой страсти.

Ц. Кюи (цит. по: )

В музыке

А. Г. Меньшиковой посвятили свои романсы Ц. А. Кюи («Люблю, если тихо»), П. И. Чайковский («Не верь, мой друг, не верь» op. 6 № 1, 1869), Ф.Неруда («Колыбельная песнь», аранжировка В. Данилевской) .

Примечания

  1. Дата рождения приведена согласно уточнению в ЭСБЕ. от 5 июля 2015 на Wayback Machine приводит год рождения 1846 .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. А. Г. Меньшикова готовила партию под руководством композитора .

Литература

  • А. Ив. // Театральная энциклопедия / Глав. ред. П. А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3 .

Ссылки

  • Меньшикова Александра Григорьевна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  • Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XIX.
Источник —

Same as Меньшикова, Александра Григорьевна