Interested Article - Яворская, Лидия Борисовна
- 2020-10-30
- 1
Ли́дия Бори́совна Яво́рская (при рождении фон Гюббенет , по мужу — княгиня Барятинская ; 22 июля ( 3 августа ) 1871 — 3 сентября 1921 ) — русская актриса, одна из крупнейших звёзд русского театра рубежа XIX и XX веков. Её прославили «элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда пленять, смесь изысканности с банальностью в сочетании с редким трудолюбием» .
Биография
Дочь киевского полицмейстера французского происхождения, от которого унаследовала «любострастие, большое самомнение, злопамятность и вместе с тем широту души» . Брат — военный врач Виктор Гюббенет . Училась в киевской гимназии, где по настоянию отца принимала участие в любительских спектаклях. В 1889 году поступила на драматические курсы Петербургского театрального училища (класс В. Н. Давыдова ) . Затем училась у актёра « Комеди Франсэз » Франсуа-Эдмона Го в Париже .
Дебютировала в 1893 году в Ревеле (Товарищество Н. С. Васильевой). В 1893 г. была приглашена в московский Театр Корша , где играла в 1893—1895 гг. Особенное внимание обратила на себя исполнением ролей Маргариты Готье (« Дама с камелиями » А. Дюма-сына ), Алисы («Борьба за счастье» С. В. Ковалевской ), Ольги Ранцевей («Чад жизни» Б. М. Маркевича ) и особенно в «M-me Sans Gêne» В. Сарду . Голос у неё был «сиплый, надтреснутый, точно постоянно болело горло» , а «недостаток актёрского таланта она восполняла демонстрацией чувственности» .
В 1893-94 гг. у Яворской был роман не только с Коршем , но и с Чеховым (о котором она сама распространяла слухи, вероятно, надеясь повысить своё реноме ). Она засыпала писателя письмами, в том числе в стихах. В то время считалось, что Чехов вывел её в качестве главной героини рассказа « Ариадна » . В 1895 г. была приглашена А. С. Сувориным в петербургский театр Литературно-художественного кружка , где особенный успех имела в ролях принцессы Грезы и Зазы: «публика буквально носила её на руках» .
Яворская любила вращаться в высшем обществе и 26 июля 1896 года вышла замуж за князя Владимира Владимировича Барятинского . В 1900 году, разойдясь во взглядах с дирекцией на репертуар (по поводу антисемитской пьесы «Контрабандисты» В. А. Крылова ), вышла из состава труппы. Об этом эпизоде Влас Дорошевич написал фельетон « ».
В 1901 году открыла в Петербурге «Новый театр», разнообразный репертуар которого включал и пьесы М. Горького , А. П. Чехова , Л. Н. Толстого , Х. Ибсена . Часто шли в театре пьесы мужа Яворской. Особенный успех Яворская имела в пьесах Эдмона Ростана , которые для неё переводила Т. Л. Щепкина-Куперник . Обе подруги (по утверждению Д. Рейфилда — любовницы ) бывали в Париже, где общались как с Ростаном, так и с Дюма-сыном .
В 1907—1918 годах Яворская много ездила с гастролями по губернским городам, выступала также в Париже и Лондоне. В 1915 году неудачно пыталась возобновить работу своего театра в Петербурге. Публиковала в «Киевлянине», « Сыне отечества », «Северном курьере», «Новостях», «Всемирном вестнике» собственные статьи о театре, живописи и на другие темы.
В 1916 году её брак с Барятинским был расторгнут Святейшим Синодом с запретом ей выходить замуж в течение определённого времени. Бывшая княгиня подала жалобу Николаю II , а при Временном правительстве добилась возбуждения следствия против бывшего обер-прокурора Синода Раева (чем оно завершилось — неизвестно) .
В 1918 году уехала за границу, жила в Лондоне (где более двухсот раз была дана « Анна Каренина » с Яворской в главной роли ). В 1920 году вышла замуж за . Умерла 3 сентября 1921 года на английском курорте . Похоронена рядом с церковью св. Николая там же .
Основные роли
- Клеопатра (« Антоний и Клеопатра » У. Шекспира,
- (« Буря » У. Шекспира),
- Нора (« Кукольный дом » Х. Ибсена),
- Ирэн (« Когда мы, мёртвые, пробуждаемся » Х. Ибсена),
- Антигона в одноимённой пьесе Софокла ,
- Сафо в одноимённой пьесе А. Додэ ,
- Бетси («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого),
- Нина (« Чайка » А. П. Чехова),
- Маша (« Три сестры » А. П. Чехова),
- Лидия (« Бешеные деньги » А. Н. Островского),
- Ольга Кручинина («Перекаты» В. В. Барятинского).
в Театре Литературно-художественного общества
- Катрин Юбш («Мадам Сан-Жен» В. Сарду , 1895)
- Ольга Ранцева («Чад жизни» Б. М. Марковича, 1893)
- Маргарита Готье (« Дама с камелиями » А. Дюма-сына, 1895)
- Заза («Заза» Пьера Бертона и Шарля Симона)
- Ганнеле — «Ганнеле» Г. Гауптмана
- Раутенделейн — «Потонувший колокол» Г. Гауптмана , 1897)
- Изеиль ( Izeyl ; «Изеиль» Армана Сильвестра и Эжена Морана, 1897)
в пьесах Э. Ростана
- Сильветта («Романтики», 1895)
- Мелисанда («Принцесса Грёза», 1896)
- Роксана (« Сирано де Бержерак », 1898)
- герцог Рейхштадтский («Орленок», 1902)
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Беляев Ю. Д. Л. Б. Яворская. Критико-биографический этюд. — СПб., 1900.
- Щепкина-Куперник Т. Л. Из воспоминаний о русском театре. — М., 1956.
- Юрьев Ю. М. Записки. — Л.—М., 1948.
- Горин-Горяинов Б. А. Актёры. (Из воспоминаний). — Л.—М., 1947.
Примечания
- Lydia de Hubbenet // (англ.)
- в « Книгах Google »
- ↑ . Дата обращения: 28 августа 2021. 28 августа 2021 года.
- ↑ Дональд Рейфилд . Жизнь Антона Чехова. М.: Независимая газета, 2006. С. 403—404.
- . Театр и его история . Дата обращения: 29 сентября 2018. 29 сентября 2018 года.
- ↑ М. П. Чехов. Вокруг Чехова. М.: Художественная литература, 1981. С. 160.
- ↑
- Соколов А. В. Государство и Православная церковь в России, февраль 1917 — январь 1918 гг. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. — СПб, 2014. — С. 167—170 Режим доступа: от 28 марта 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 30 мая 2019. 30 мая 2019 года.
- 2020-10-30
- 1