Interested Article - Де Лусия, Пако

Па́ко де Луси́я ( исп. Paco de Lucía , настоящее имя — Франси́ско Густáво Са́нчес Го́мес ( исп. Francisco Gustavo Sánchez Gómez ); 21 декабря 1947 , Альхесирас , провинция Кадис , Испания 25 февраля 2014 , Плая-дель-Кармен , Мексика ) — испанский гитарист- виртуоз , один из самых известных в мире гитаристов фламенко .

Пако де Лусия играл как классическое, так и современное фламенко, и считался одним из пионеров стиля «новое фламенко». С начала 1980-х годов был участником трио гитаристов, в которое также вошли Джон Маклафлин и Эл Ди Меола . Критики говорили об удивительной манере игры де Лусии: он соединял современную музыку с фламенко и бразильскими ритмами. Оказал влияние на творчество многих других исполнителей в стиле фламенко и нуэво фламенко ( Томатито , Висенте Амиго , и др.).

Сценическое имя «Пако де Лусия» артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомес ( исп. Lucía Gómez ).

Биография

Ранняя жизнь

Пако де Лусия родился 21 декабря 1947 в Альхесирасе в провинции Кадис . Его настоящее имя Франсиско Санчес Гомес. Был младшим из пяти детей в семье гитариста фламенко Антонио Санчеса Песино и португалки Лусии Гомеш. Среди его братьев также гитарист фламенко Рамон де Альхесирас и певец фламенко Пепе де Лусия. В юности он играл на улицах Альхесираса, в это же время взял сценический псевдоним Пако де Лусия, в честь своей матери.

Его отец Антонио начал обучать Пако игре на гитаре с раннего возраста и с пяти лет заставлял его заниматься каждый день по 12 часов, чтобы быть уверенным, что тот добьётся успеха как профессиональный музыкант . Одно время он даже не ходил в школу, поскольку отец хотел, чтобы он посвящал время совершенствованию игры на гитаре. В интервью 2012 года де Лусия сказал, что научился играть на гитаре как ребёнок учится говорить . Гитарист и биограф Донн Порен и продюсер Хосе Торрегроса сравнивали взаимоотношение Пако и его отца с взаимоотношению Амадея Моцарта и Леопольда Моцарта , поскольку оба отца сделали из своих сыновей музыкантов мирового класса, и оба продолжали оказывать на них влияние даже после того, как они добились успеха . Пако говорил: «Если бы я не родился в доме своего отца, то был бы никем. Я не верю в спонтанную гениальность» . Его брат Рамон боготворил Ниньо Рикардо и научил Пако его сложным фальцетам, которые давались тому легко, и он стал изменять и украшать их как ему нравилось. Поначалу это злило Рамона, поскольку он считал работы Рикардо священными, и что его брат просто хочет покрасоваться. Позднее, однако, Рамон начал испытывать большое уважение к Пако, поскольку начал понимать глубину его таланта . Рикардо оказал на Пако большое влияние; по словам Пако, все мальчишки пытались научиться у него и подражали ему . В 1958 году, когда Пако было 11 лет, состоялось его первое публичное выступление на Радио Альхесирас. В этом же году он впервые встретился с Сабикасом в Малаге. Годом позже он завоевал специальный приз на конкурсе артистов фламенко .

1960-е

Камарон де ла Исла и Пако де Лусия

В возрасте 14 лет Пако сделал первую запись со своим братом Пепе, Los Chiquitos de Algeciras . В начале 1960-х годов де Лусия гастролировал с фламенко труппой танцора Хосе Греко . В Нью-Йорке в 1963 году он во второй раз встретился с Сабикасом и в первый раз с Марио Эскудеро, оба впоследствии стали учителями де Лусии и его близкими друзьями. Они посоветовали ему начать работу над собственным материалом, чем он и начал заниматься . В 1964 году он встретил гитариста Рикардо Модрего, с которым записал три альбома: Dos guitarras flamencas (1964), 12 canciones de García Lorca para guitarra и 12 éxitos para 2 guitarras flamencas (1965). Его первые альбомы были исполнены в традиционном жанре фламенко, он также записывал такие классические композиции как . В 1966 он снова гастролировал с Хосе Греко и записал Ímpetu, булерию, написанную Марио Эскудеро, для своего дебютного соло альбома La fabulosa guitarra de Paco de Lucía . В 1967 году он посетил Фестиваль джаза в Берлине. По словам Герхарда Клингенштейна джазовые музыканты ( Телониус Монк , Майлс Дейвис ) сильно повлияли на де Лусию, и это влияние сохранилось с ним на всю жизнь .

В конце 1960-х де Лусия гастролировал по Европе с группой под названием Festival Flamenco Gitano и встретил других талантливых музыкантов фламенко, включая певца Камарона де ла Исла , с которым он часто сотрудничал с 1968 по 1977 год. Вместе они записали десять альбомов и добились значительного успеха. Ричард Нидель говорил, что это сотрудничество оказалось ключевым в истории фламенко в последней четверти двадцатого века. В это время организаторы концертов начали делать де Лусии выгодные предложения, от которых он отказывался, поскольку предпочитал выступать в компании с другими музыкантами, включая его брата Рамона и де ла Ислу. Вместе с Рамоном он записал несколько альбомов, включая Canciones andaluzas para 2 guitarras (1967), Dos guitarras flamencas en América Latina (1967), Fantasía flamenca de Paco de Lucía (1969) и 12 Hits para 2 guitarras flamencas y orquesta de cuerda (1969). Они также повстречали Эстебана Санлукара в Буэнос Айресе и Хуана Серрано в Детройте, а в течение 1970 проводили значительное время в Нью-Йорке, где сблизились с Сабикасом и Марио Эскудеро.

1970-e

Де Лусия сыграл камео роль мексиканского гитариста в вестерне 1971 года . В этом же году он выпустил альбом El mundo del flamenco , включавшую версию булерии Ímpetu Марио Эскудеро. Guitar International отметил его агрессивный подход к игре Ímpetu . В этот период Эскудеро оказывал важное влияние на де Лусию, вдохновляя его исследовать новые возможности фламенко. Тогда же он начал работать с продюсером Хосе Торрегросой.

Его альбом 1972 года El duende flamenco de Paco de Lucía в обществе фламенко приняли как революционный. В течение 1970-х годов де Лусия продолжал выпускать инновационные альбомы, играя в нетипичном для фламенко стиле с влиянием джаза. Его следующий альбом Fuente y caudal включал композиции Solera , Cepa Andaluza , а также Entre dos aguas , ставшей, возможно, самой известной его композицией. Entre dos aguas являлась румбой, с использованием бонго и электрического баса. Название ( между двух вод ) отсылает к его родине Альхесирасу, где встречаются Средиземное море и Атлантика . Альбом также включал другие композиции, названные в честь мест Андалусии, эту традицию де Лусия продолжал и в последующих альбомах. Fuente y caudal стала самой продаваемой испанской записью в течение нескольких месяцев, после чего де Лусия и Торрегроса поняли, что использование дополнительных инструментов и менее традиционного подхода к фламенко оказалось более популярным среди публики . Раннее влияние традиционных музыкантов стало менее значимым, в то время как де Лусия включал элементы джаза и других стилей, создавая свой собственный уникальный стиль.

18 февраля 1975 года де Лусия стал первым исполнителем фламенко, выступившим в мадридском Королевском театре . Вместе со своим братом Рамоном они отыграли программу перед достаточно молодой аудиторией. Запись позднее была выпущена под названием En vivo desde el Teatro Real . Его альбом 1976 года Almoraima получил широкий успех и включал композиции Almoraima и Río Ancho . Альбом имел значительное влияние арабской музыки и джаза, в особенности в титульной композиции.

В 1977 году он выпустил последний альбом с Камароном де ла Ислой Castillo de Arena , тексты к композициям были написаны Антонио Санчесом, за исключением булерии Samara , написанной вместе с де ла Ислой. В следующие 15 лет де Лусия не выпускал релизы с вокалом. По его мнению человеческий голос имеет естественные ограничения и он предпочитал исследовать возможности инструментальных композиций. Помимо этого, интенсивный график ограничивал его возможности делать записи с певцами.

В 1979 году де Лусия вместе с Джоном Маклафлином и Ларри Корьеллом сформировали гитарное трио и вместе гастролировали по Европе, позднее выпустив видеозапись, сделанную в Лондонском Альберт-холле Meeting of the Spirits .

1980-e

Слева направо: Эл ди Меола , Джон Маклафлин и Пако де Лусия во время выступления в Барселоне в 1980-х

Гитарное трио продолжало гастролировать в 1980 году. Пако признавался: «Некоторые предполагали, что они учились у меня, но я могу сказать, что это мне приходилось учиться. И никогда не изучал музыку и не способен изучать гармонию, поскольку не обладаю должной дисциплиной. Игра с Маклафлином и Корьеллом позволяла делать это». В 1981 году Корьелла заменил Ди Меола и гитарное трио выпустило самую успешную запись Friday Night in San Francisco , продавшей более миллиона экземпляров и породившей значительный интерес к фламенко в Америке и Европе. На альбоме присутствовала расширенная версия комбинации Mediterranean Sundance и Río Ancho , ставшей наиболее узнаваемой композицией трио. В 1981 году де Лусия также сформировал Секстет Пако де Лусии, включавший его братьев Рамона и Пепе, и выпустил первый из трёх альбомов.

В 1982 году Пако сыграл несколько концертов с джазовым пианистом Чиком Кориа. Кориа оказывал значительное влияние на него в течение 1980-х, вместе с Маклафлином они адаптировали его композицию Spain , которую несколько раз исполняли в середине и конце 80-х. Также в 1982 году вышел сборник композиций La Guitarra de Oro de Paco de Lucía , включавший его ранние записи с Рикардом Модрего и две сигурии — форма фламенко, которая не присутствовала в его записях с 1972 года. В 1983 году сыграл роль в фильмe Кармен и был номинирован на премию BAFTA за лучшую музыку . В течение 1980-х он написал музыку ещё к нескольким фильмам, включая , к которому он написал саундтрек с Эриком Клэптоном при участии Роджера Уотерса , и , за которую он получил премию Гойя .

К середине 1980-х секстет и трио перестали выступать вместе, хотя де Лусия вместе с Маклафлином продолжили гастролировать по Европе как дуэт. В интервью 1986 года ди Меола сказал, что причиной распада стало то, что основой их выступлений была виртуозность исполнения, а к этому времени у них закончились приёмы, которыми можно было бы удивить публику. Кроме того ему хотелось исследовать более спокойную сторону музыки, что также ощущал и Пако . В 1986 году де Лусия впервые выступил в Советском Союзе , а также вернулся к корням и записал альбом Siroco , который некоторые называют лучшим когда-либо записанным альбомом в стиле фламенко.

После этого Пако ещё три раза приезжал в Россию (последний раз в 2013 ), выступал в Москве , Санкт-Петербурге и Калуге .

1990-e

Несмотря на то, что секстет распался в 1986 году, в 1990 они вновь собрались, чтобы записать альбом Zyryab вместе с джазовым пианистом Чиком Кориа и гитаристом фламенко Маноло Санлукаром в стиле арабского фламенко и джаза. Альбом был назван в честь Зирьяба , поэта и музыканта 8-9 века, которому приписывают ввоз в Испанию персидской лютни, позднее эволюционировавшей в испанскую гитару. Одна из композиций была посвящена Сабикасу .

В 1991 году он исполнил Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго . Как и многие другие музыканты фламенко, де Лусия играл по памяти и не привык читать музыку с нот, поэтому ему пришлось выучивать партии к концерту .

В 1995 году принял участие в записи песни « », исполненной Брайаном Адамсом в качестве саундтрека к фильму « Дон Жуан де Марко » . В 1998 году переехал в Мексику, в начале 2000-х годов женился на местной женщине, вернулся в Испанию в 2003 году.

Последние годы

В 2004 году он был награждён Премией принца Астурийского за вклад в искусство .

Последнее время Пако де Лусия жил в Мексике. Скончался 25 февраля 2014 года на пляже в мексиканском Плая-дель-Кармен . Причиной смерти музыканта стал сердечный приступ .

Дискография

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Paco de Lucía // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. (исп.) : El portal de datos bibliográficos de la Biblioteca Nacional de España — 2011.
  4. (нидерл.)
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #119466929 // (нем.) — 2012—2016.
  6. . The Telegraph (26 февраля 2014). Дата обращения: 6 июня 2014. 7 апреля 2014 года.
  7. . Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  8. , p. 95.
  9. . The Guardian (26 февраля 2014). Дата обращения: 30 сентября 2017. 12 августа 2016 года.
  10. , p. 30.
  11. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 9 октября 2014 года.
  12. . Дата обращения: 15 июня 2014. 9 июня 2014 года.
  13. . Washington Post (27 февраля 2014). Дата обращения: 30 сентября 2017. 1 марта 2018 года.
  14. . Дата обращения: 11 июня 2014. 14 июля 2014 года.
  15. , p. 87.
  16. , p. 81.
  17. , p. 80.
  18. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 25 марта 2016 года.
  19. . New York Times (27 февраля 2014). Дата обращения: 30 сентября 2017. 12 сентября 2017 года.
  20. . Дата обращения: 11 июня 2014. 4 марта 2014 года.
  21. , p. 104.
  22. . El País (16 июля 1986). Дата обращения: 8 июня 2014. 14 июля 2014 года.
  23. от 4 марта 2014 на Wayback Machine .

Литература

  • Волкова Г. И. Lucía, Paco de // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 363. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
  • Pohren, D. E. (неопр.) . — Society of Spanish Studies, 1992. — ISBN 978-0-933224-62-9 .
  • Custodio, Diana Pérez. (исп.) . — Servicio Publicaciones UCA, 2005. — ISBN 978-84-96274-75-4 .

Ссылки

  • — официальный сайт Пако Де Лусия
  • (рус.) . (Дата обращения: 18 ноября 2009)
Источник —

Same as Де Лусия, Пако