Альгамбрский эдикт
- 1 year ago
- 0
- 0
Альгамбрский эдикт , иначе Гранадский эдикт ( исп. Edicto de Granada ) — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской , изданный 31 марта 1492 года , об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев , которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство .
Этот эдикт был первым в истории Испании, согласно которому с её территории изгонялся целый народ, проживавший здесь уже на протяжении полутора тысячелетий. Многие из евреев под сильнейшим нажимом властей приняли католическую веру ( криптоиудеи , презрительно называемые испанцами марраны ). При этом они постоянно находились в центре пристального внимания инквизиции , подозревавшей их в мнимом переходе в христианство и тайной приверженности своей старой религии. Многие тысячи выявленных инквизицией подлинных и мнимых нарушителей из среды марранов были судимы и приговорены к сожжению ( аутодафе ).
В 1968 году испанское правительство генерала Франко объявило Альгамбрский эдикт недействительным, и 1 апреля 1992 года испанским королём Хуаном Карлосом I — потерявшим силу. В тот же день король посетил мадридскую синагогу и просил прощения за решение, принятое его предшественниками почти 500 лет назад. В связи с 500-летием изгнания иудеев из Испании Генеральные кортесы в 1992 году утвердили закон, регулирующий отныне отношения между Испанским государством и союзом еврейских общин Испании.
Евреи селились на Иберийском полуострове ещё в глубокой древности, до разрушения Второго Иерусалимского храма и изгнания их из Иудеи в I веке при римских императорах династии Флавиев — Веспасиане и Тите . Крупные иудейские общины в те времена существовали в таких городах, как Сарагоса, Кордова, Гранада, Жерона, а также на Балеарских островах. Пришедшие на смену римлянам вестготы вначале также мирно уживались с иудеями. Лишь после издания направленных против иудаизма постановлений католического Шестого Толедского собора (638 год) начинается эпоха религиозных преследований, насильственных крещений и погромов, приведших к тому, что к моменту прихода арабов-мусульман в Испанию в середине VIII столетия официально исповедовать иудаизм на территории Вестготского государства стало невозможным. Поэтому приход мавров был воспринят евреями с ликованием. Многие представители еврейского народа занимали при дворах арабских властителей высшие государственные должности, из среды евреев мусульманской Испании вышло большое количество знаменитых учёных, крупных промышленников и купцов.
Однако с приходом к власти в мусульманских испанских владениях берберской династии Альмохадов , фанатичных приверженцев ислама, положение их иудейских подданных резко ухудшилось. Теперь уже мусульмане вынуждали евреев под страхом расправы принимать ислам, их изгоняли из родных мест, разрушались синагоги. В результате многие евреи бежали на север, в христианские государства Испании или в Египет.
В 1469 году сочетались браком арагонский король Фердинанд II и королева Кастилии Изабелла I, что привело к объединению их государств. В 1472 году была основана испанская инквизиция, а её руководитель, великий инквизитор Томас де Торквемада стал духовником королевы. До 1490 года около 13 тысяч крещёных евреев (марранов) было уличено в мнимом крещении, арестовано и осуждено. Многие [ сколько? ] из них были сожжены на костре. После взятия Гранады в январе 1492 года и окончания реконкисты в Испании была свёрнута и политика некоторой религиозной терпимости в отношении еврейской интеллигенции, чиновничества и финансистов.
После взятия Гранады испанскими войсками 2 января 1492 года закончилась 700-летняя эпоха «отвоевания Родины», известная как « Реконкиста ». Последние военные кампании, закончившиеся полной победой над маврами, стали возможными в том числе и благодаря финансовой поддержке, полученной от банкиров-евреев Исаака Абраванеля и Абрахама Сеньора (1412—1493).
В эдикте, подписанном в гранадской Альгамбре Изабеллой и Фердинандом, указывалось на то, что среди принявших крещение евреев имеется немалое количество «плохих христиан», которые оказывают негативное влияние на новообращённых. Причиною этого является слишком близкое, смешанное существование христиан и иудеев в испанском обществе. Так как все прежние меры по уменьшению отрицательного влияния иудейства на жизнь христиан — переселение евреев в гетто , введение инквизиции, высылка за пределы Андалузии — оказались малоэффективными, принимается решение об изгнании всех иудеев из Испании. Как особо отвратительные и непереносимые для новообращённых указывались соблюдаемые евреями религиозные праздники и традиции, такие, как обрезание ( Брит Мила , Песах , кашрут (предписания при приготовлении пищи), а также неуклонное соблюдение требований Моисеева закона .
Для Арагона, в отличие от Кастилии, изгнание евреев имело не только религиозные основания, но и хозяйственно-экономические причины. Так, в статьях, касающихся Арагона указывалось, что евреи «своими ростовщическими, невыносимо тяжёлыми процентами захватывают христианское имущество, пожирают его и заглатывают». И что евреи — заразная чума, побороть и победить которую можно только их полным изгнанием.
Спорным является то количество евреев, которые вследствие Альгамбрского эдикта вынуждены были покинуть Испанию — число это в оценках учёных колеблется от 130 тысяч до 300 тысяч. Согласно последним оценкам, из Кастилии были изгнаны от 80 тысяч до 110 тысяч иудеев, в Арагоне — от 10 тысяч до 12 тысяч (при общей численности жителей в то время в обоих испанских королевствах в 850 тысяч человек). Количество оставшихся и принявших крещение установить ещё сложнее, так как их число в источниках не указывается. Многие [ сколько? ] евреи бежали в Португалию, где они вначале были милостиво приняты королём Жуаном II , нуждавшимся в их капиталах. Тем не менее пребывание для евреев в Португалии было ограниченным по времени — в течение 2 лет не принявшие христианства должны были покинуть и эту страну. Так как Португалию пожелали покинуть лишь немногие, часть [ сколько? ] иудеев была схвачена и крещена насильно, а отказавшиеся были обращены в рабство и отправлены на работы на африканские плантации. При наследнике Жуана II, короле Мануэле I , после кратковременного периода терпимости, был принят указ, подобный Альгамбрскому, — все иудеи и мавры, отказавшиеся принять христианство, должны были покинуть Португалию до октября 1497 года.
Большинство евреев- сефардов , покинувших в конце XV века Испанию и Португалию, расселились небольшими общинами в Северной Африке, Египте и в Леванте, а также в Греции, пользуясь покровительством турецкого султана Баязида II . Часть из них осела в Европе, прежде всего в Италии. Здесь евреев принимали по-разному. Весьма враждебно они были встречены на Сицилии и в Неаполе, управлявшихся испанцами, а также в Миланском герцогстве , ставшем испанским с 1504 года (отсюда евреи также изгонялись). В то же время Медичи во Флоренции открыто зазывали к себе евреев и предоставили им для жительства город Ливорно. Подобным образом приняла сефардов и Венецианская республика , даже специально расширившая для них границы своего гетто. Много евреев поселились также в Папском государстве, прежде всего в Анконе и в Риме. В Папском государстве они были объявлены находящимися под защитой церкви. Кроме итальянских государств, испанские и португальские евреи поселились в Гамбурге, Амстердаме и в Антверпене.
Изгнание евреев оказало серьёзное воздействие на испанскую экономику. Несмотря на то что имущество евреев, их дома и земли, распродавались к выгоде коренного населения по низкой цене, серьёзный ущерб понесли торговля, финансы страны и банковское дело. С уходом из Испании еврейских капиталов стало невозможным финансирование крупных государственных, военных и хозяйственных проектов, пришло в упадок кредитное хозяйство (так как христианам запрещалось заниматься ростовщичеством). Лишь с началом вывоза золота и серебра из испанских колоний в Южной Америке Испания временно сумела выйти из тяжёлой экономической ситуации. Кроме этого, страна лишилась многих искусных мастеров-ремесленников, дипломатов и языковедов, врачей и учёных.
После изгнания и расселения евреев-сефардов по различным регионам Европы, Азии и Африки широко распространилось и тайное еврейское учение каббалы , до этого известное в Испании лишь ограниченному кругу посвящённых. Новым центром каббалистов стал палестинский город Цфат , где учили такие знаменитые каббалисты, как Моисей Кордоверо и Исаак Лурия . Каббала распространилась среди европейских евреев- ашкенази , достигла отдалённых уголков Средиземноморья и Северной Европы, стала известной и христианским учёным — как мистикам, так и гуманистам.
Одной из целей принятия Альгамбрского эдикта в Испании было обеспечение религиозного единства страны наряду с уже достигнутым политическим единством. Поэтому после принятия эдикта, в 1501 году, из Испании были изгнаны также все мавры-мусульмане, отказавшиеся принять крещение. В 1609—1614 годах были изгнаны и мориски (мавры, принявшие христианство). Новокрещенные евреи и мавры находились под надзором инквизиции. Тем не менее, многие марраны (криптоиудеи) и после принятия католичества продолжали тайно исповедовать свою прежнюю религию.
Процесс изгнания проходил на фоне других форм этнической дискриминации. Например, ещё в 1449 году испанскими властями в Толедо был принят декрет о «нечистой еврейской крови» и необходимости поддержать чистоту крови испанской ( исп. estatutos de limpieza de sangre ). Для занятия чиновничьих должностей и повышения в звании в армии кандидат должен был предоставить доказательства того, что среди его предков не было марранов либо морисков. Всё это привело к возникновению атмосферы враждебности в испанском обществе XVI—XVII веков, где образовалась пропасть между «новыми» и «старыми» христианами. В то же время многие знатные роды Испании, как оказалось впоследствии, имели евреев- сефардов в качестве предков или родственников.