Interested Article - Авель (Васильев)
- 2020-12-14
- 1
Монах Авель (в миру Василий Васильев ; 18 марта 1757 , Акулово, Алексинский уезд , Тульская провинция — 29 ноября 1841 , Суздаль , Владимирская губерния ) — русский православный монах , предсказавший, согласно некоторым источникам, целый ряд исторических событий второй половины XVIII и последующих веков, в том числе даты и обстоятельства смерти российских самодержцев, начиная с Екатерины II , общественные потрясения и войны.
Биография
Никаких официальных документов о жизни монаха Авеля не сохранилось. Приведённая здесь биография излагается в соответствии с первым печатным сообщением об Авеле, вышедшим без указания авторства в конце XIX века (см. ).
Василий Васильев родился 18 марта 1757 года в деревне Акулово Алексинского уезда Тульской провинции Московской губернии (ныне деревня не существует, территория находится в Заокском районе Тульской области ) в семье хлебопашца и коновала Василия и его жены Ксении. Был одним из девятерых детей.
В детстве и юношестве работал плотником в Кременчуге и Херсоне . Пережив в юные годы тяжёлую болезнь, решил уйти в монастырь. Однако не получил благословения родителей. В 1774 году женился «против воли».
В 1785 году тайно ушёл из деревни, оставив жену и троих детей. Получив откупную у своего барина, Льва Нарышкина , добрался до Валаамского монастыря , где принял постриг. В монастыре прожил только год и затем он «взем от игумена благословение и отыде в пустыню» . После нескольких видений монах Авель окончательно ушёл из Валаамского монастыря и отправился по миру. После девяти лет скитаний остановился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии , где написал свою первую пророческую книгу. В ней говорилось о том, что императрица Екатерина II скончается через восемь месяцев . Епископ Костромской и Галицкий Павел , которому была показана эта книга, решил сдать монаха в руки губернатора, который посадил Авеля в острог и затем отправил в Санкт-Петербург .
В Петербурге о нём было доложено императрице. Екатерина II пожалела монаха и вместо казни велела посадить Авеля в Шлиссельбургскую крепость . Вскоре, однако, предсказание сбылось, на престол взошёл Павел I .
Впоследствии монах Авель был сослан в Кострому , где предсказал дату смерти нового императора , за что 12 мая 1800 года был заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости .
После смерти Павла I монах Авель был сослан в Соловецкий монастырь , который ему было запрещено покидать. В монастыре монах написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами . После того как предсказание свершилось, Александр I велел освободить Авеля. Летом 1813 года монах побывал в Санкт-Петербурге, впоследствии на Афоне , в Константинополе , Иерусалиме . После странствий Авель поселился в Троице-Сергиевой Лавре .
24 октября 1823 года он поступает в Серпуховской Высоцкий монастырь . Опасаясь преследований, в июне 1826 года покинул его, был задержан в Тульской губернии и заключён по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь .
Скончался 29 ноября 1841 года , погребён в Суздале , за алтарём Никольской церкви Спасо-Евфимиева монастыря .
В приписываемых Авелю сочинениях приводится ряд других предсказаний: свержение монархии в России, обе мировые войны, Гражданская война в России .
Предсказания, приписываемые Авелю
Не сохранилось ни одной полной книги Авеля, лишь фрагменты и некоторые копии. Тем не менее утверждается, что Авель по просьбе Павла Петровича записал самые важные пророчества и спрятал их в ларце, который якобы был открыт Николаем II спустя ровно 100 лет после кончины Павла Петровича. Ему приписываются примерно следующие предсказания :
- О Екатерине II: «…царствовать будет 40 лет».
- Павлу I : «коротко будет царствие твоё, и вижу я лютый конец твой. …от неверных слуг мучительскую кончину примешь , в опочивальне своей удушен будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей».
- Об Александре I: «Француз Москву при нём спалит, а он Париж у него заберёт и Благословенным наречется. Но невмоготу станет ему скорбь тайная, и тяжек ему покажется венец царский, и подвиг царского служения заменит он подвигом поста и молитвы…».
- О Николае I: «Начало правления Николая дракой, бунтом вольтерьянским начнется…».
- Об Александре II: «Царём-Освободителем преднаречённый… крепостным он свободу даст, а после турок побьёт и славян тоже освободит от ига неверного. Не простят бунтари ему великих деяний, „охоту“ на него начнут, убьют среди дня ясного в столице ».
- Об Александре III: «Миротворец истинный. Славно будет царствование его. Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он. А только не долго царствование будет».
- О Николае II: «Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную… На венец терновый сменит он корону царскую… Война будет. Великая война, мировая … По воздуху люди, как птицы, летать будут, под водою, как рыбы, плавать, серою зловонною друг друга истреблять начнут. Накануне победы рухнет трон царский. Брат на брата восстанет… власть безбожная будет бичевать землю русскую… Да и свершится Казнь египетская…» .
- О последствиях Октябрьской революции : «…будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить Святыни её, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских».
- О Ленине : «…Лысый мужик с топором, которого положат в хрустальный гроб…».
- О Великой Отечественной войне : «…новый Батый на Западе поднимет руку. Но восстанет сила русская, рухнет Батый, не выдержит!».
- О распаде СССР : «После семи десятков лет запустения бесы уйдут из России. Те, что останутся, будут переодеваться в овечьи личины, оставаясь при этом хищными волками. Бесы будут править Русью, но под другими знамёнами».
- О Ельцине : «На Руси появится второй Борис, титан-великан. Россия окажется на грани распада и уничтожения, и под видом возрождения былого величия будет уничтожаться последнее. После многих лет гадости и запустения, когда бесы будут терзать Россию, великан неожиданно уйдет, оставив после себя множество загадок. Великан будет блуждать по лабиринту, а на плечах у него будет сидеть человек небольшого роста с чёрным лицом».
- О России будущего : «Принесёт великан на плечах наполовину лысого, наполовину волосатого из южного рода. Он долго останется неизвестным, а потом станет исполнять роль слуги. Он дважды сменит внешность. Большие бедствия потерпит от него Русь, он погибнет от смертельной раны. При его правлении будут две войны на Прометеевых горах длительностью 15 лет, там появится полумесяц, и третья Таврическая война, разорванная Таврида будет кровоточить. А также трёхкратное поднятие на гору. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и прогонят. И придут самые страшные для Руси десять царей на час, тридцать тиранов на час: человек со шлемом и забралом, не раскрывает своего лица; безликий меченосец, закованный в кольчугу, проливающий кровь; человек из болота, а глаза его отливают зеленью, будет у власти, когда у него сойдутся две пятёрки; он упадёт, но опять поднимется до высот и станет мстить всем за унижение, его долго не смогут свалить, но потом он будет сброшен в бездну; другой будет длинноносым, ненавистным всем, но сплотит вокруг себя большую силу; человек, сидящий на двух престолах соблазнит ещё пять таких же, как он, но на четвёртой ступеньке лестницы они упадут бесславно; человек с нечистой кожей, он будет наполовину лысый наполовину волосатый; мелькнёт метеором меченый; на смену ему придёт хромой, искалеченный, который будет страшно цепляться за власть; затем великая дама с золотыми волосами приведёт тройку золотых колесниц. На самом юге чёрного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Будет большая изнурительная война креста с полумесяцем, в которую вмешаются мавры продолжительностью в 15 лет. Разрушится Карфаген, который будет воскрешён и князь Карфагена будет третьим столпом объединения войск полумесяца. В этой войне будет три волны – туда и обратно. Когда страшная гибель будет грозить всем придёт он, Стремительный Государь, Великий Всадник, недолго правящий Великий Гончар. Будет он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Ни один не избежит расправы или позора. Пять бояр, близких к царю, будут преданы суду. Первый боярин судья. Второй боярин бежит за границу и будет там пойман. Третий будет воевода. Четвёртым будет рыжий. Пятого боярина найдут мёртвым в своей постели. Начнётся Великое обновление. На Руси будет великая радость возвращение короны и принятие под корону всего большого древа. Три ветви древа сольются воедино после бегства бесовского и единое древо будет. Велика потом будет Россия, сбросив иго безбожное» [ нет в источнике ] [ неавторитетный источник ] .
Гатчинский ларец
Существует также легенда, согласно которой Павел I записал предсказания Авеля, касающиеся царствующей династии, и запечатал их во дворце в Гатчине. Ларец он приказал открыть только через 100 лет после его смерти. Ларец был открыт Николаем II 12 марта 1901 г. По легенде, в ларце содержалось пророчество о гибели императорской семьи и о прекращении династии Романовых в 1918 г. . В качестве свидетельства этой легенды приводятся рассказы обер-камер-фрау жены Николая II Александры Федоровны , Марии Федоровны Герингер , урожденной Аделунг, опубликованные Нилусом С.А . в книге «На берегу реки Божьей». В книге, представлявшей собой дневниковые записи и сборники воспоминаний, Нилус С.А. писал: «По должности своей ... ей была близко известна самая интимная сторона царской семейной жизни, и потому представляется чрезвычайно ценным, то что мне известно из уст этой достойной женщины». Далее автор приводит два рассказа Герингер М.Ф. Первый рассказ о поездке в Гатчину и вскрытии ларца, после которой Николай II вернулся очень опечаленным. И второй о том, как Николай II чуть не погиб в 1903 году от случайного картечного выстрела, но проявил абсолютной спокойствие, заявив спутникам: «До 1918 года я ничего не боюсь».
Однако, согласно исследованию В. А. Семёнова, заместителя директора ГМЗ «Гатчина» по научной работе, никаких упоминаний о посещении Гатчинского дворца в этот период не содержится ни в камер-фурьерском журнале, ни в дневниках императора Николая II .
Историческая реальность Авеля и происхождение предсказаний
До нашего времени сохранился оригинал Дела Министерства юстиции Российской империи 1796 года: 17 марта 1796 года Министерством юстиции Российской империи было заведено «Дело о крестьянине вотчины Л. А. Нарышкина именем Василий Васильев, находившемся в Костромской губернии в Бабаевском монастыре под именем иеромонаха Адама, а потом назвавшегося Авелем и о сочиненной им книге, на 67 листах» . Оригинал этого Дела сохранился до нашего времени и находится в Российском Государственном архиве древних актов . В этом деле 1796 года он обвинялся как раз в распространении своей книги пророчеств.
Другим первоначальным источником сведений об Авеле является не подписанная статья «Предсказатель монах Авель» в журнале «Русская старина», выпущенном в 1875 году (т. 1/7, с. 415—432), причём в статье содержались лишь пророчества, касавшиеся начала XIX века. Последующие публикации пересказывают статью, иногда дополняя её без указания источников дополнительной информации. Автор этой статьи 1875 года утверждает, что «все пророчества Авеля сбылись» со ссылкой на «Чтенія Имп. общ. исторіи и древностей россійских» 1863 г., книга IV, с. 217—222.
Существуют также воспоминания Алексея Петровича Ермолова , записанные родственником будущего героя войны на Кавказе , а также «Записки» Энгельгардта . Однако все эти источники отличаются ненадёжностью, а сообщаемые ими сведения по своему характеру напоминают легендарный сюжет с предсказаниями недоверчивому монарху .
Все другие печатные сообщения о якобы предсказанных им событиях появились позже самих этих событий. Большинство «предсказаний» сформировалось в эмигрантских кругах в 1920-е годы (в частности, они появляются в одной из статей П. Н. Шабельского-Борка ). Пополнение текстов продолжилось в 1990-е, пишет православный толкователь Николай Каверин, не отрицая полностью существования Авеля, а лишь доказывая наличие сторонних добавлений в приписываемые ему пророчества и указывая на формирование за счёт подобных действий «ереси царебожия », главным грехом которой называется уравнивание Николая II с Христом .
Современные историки и православные богословы считают «предсказания Авеля» доказанной фальшивкой .
Примечания
- Как крепостной крестьянин, фамилии не имел
- . Дата обращения: 13 июня 2014. 4 марта 2016 года.
- ↑ Романов Б. С. Роковые предсказания России. — Olma Media Group, 2006. — С. 21. — ISBN 5373003174 .
- Шлионская, Ирина. . — Гелеос, 2007. — С. . — ISBN 5818907651 .
- ↑ Крашенинникова Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 125-126. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 .
- Романов Б. С. Роковые предсказания России. — Olma Media Group, 2006. — С. 22. — ISBN 5373003174 .
- Шлионская Ирина. . — Гелеос, 2007. — С. . — ISBN 5818907651 .
- Шлионская Ирина. . — Гелеос, 2007. — С. . — ISBN 5818907651 .
- . История пророчества. Дата обращения: 22 июня 2009. 3 марта 2012 года.
- Романов Б. С. Роковые предсказания России. — Olma Media Group, 2006. — С. 28—30. — ISBN 5373003174 .
- от 18 апреля 2015 на Wayback Machine (рус.)
- Кубеев М. Н. 100 великих загадок истории. — Вече, 2008. — С. 256. — ISBN 9785953328906 .
- По материалам научно-практических конференций Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
- . Москва - Третий Рим . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
- . Про религию (15 ноября 2018). Дата обращения: 7 июня 2021. 7 июня 2021 года.
- Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. — Montreal: Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, 2013. С. 39-42. — ISBN 978-1-301-55498-0
- Ивыгина А.А. Данилова Ю.Ю. Салимова Д.А. // Мир науки, культуры, образования : журнал. — 2016. — № 6(61) . — ISSN . 16 декабря 2021 года.
- . history-gatchina.ru. Дата обращения: 4 ноября 2015. 4 марта 2016 года.
- Романов Б. С. Роковые предсказания России. — Olma Media Group, 2006. — С. 21. — ISBN 5373003174 .
- Чтения императорского общества истории и древностей Российских. кн. IV. 1863. 217—222
- Энгельгардт Л. Н. Записки. М., 1997. С. 147
- Нежинский Ю. В., Пашков А. О. Мистический Петербург: историческое расследование. С. 38-39
- Каверин Н. от 7 мая 2012 на Wayback Machine
- Александр Стрижёв . (15 января 2013). Дата обращения: 15 апреля 2021. 19 апреля 2021 года.
- Андрей Кураев , О нашем поражении, СПб.: Светлояр, 1999, с. 320;
Литература
- // Русская старина , 1875. — Т. 12. — № 2. — С. 415—427. (переиздание М.: «Спецкнига», 2005).
- Розанов Н. П. // Русская старина , 1875. — Т. 12. — № 4. — С. 815—819.
- Крашенинникова Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А — Алексий Студит ». — С. 125-126. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4 . .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Санкт-Петербург. 300 + 300 биографий. Биографический словарь / St. Petersburg. 300 + 300 biographies. Biographic Glossary // Сост. Г. Гопиенко. — На рус. и англ. яз. — М.: Маркграф, 2004. — 320 с. — Тир. 5000 экз. — ISBN 5-85952-032-8 . — С. 6.
Ссылки
- 2020-12-14
- 1