Interested Article - Оболенский, Леонид Леонидович (актёр)

Внешние изображения
фотоклуба «Импульс» ( Миасс , 1970-е)

Леони́д Леони́дович Оболе́нский ( 21 января 1902 года , Арзамас , Нижегородская губерния 17 ноября 1991 года , Миасс , Челябинская область ) — советский киноактёр, режиссёр немого кино , звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР (1991).

Биография

1911—1920

Родился в семье банковского служащего Л. Л. Оболенского . До 1917 года воспитывался в прочном укладе XIX столетия. В 1911 году поступил в гимназию в Нижнем Новгороде . В 1915 году семья переехала в Пермь . В 1918 году шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта .

В августе 1919 года в Екатеринбурге познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву. Как актёр дебютировал в 1920 году в фильме Л. Кулешова « На красном фронте ».

1920—1936

В 1920—1922 годах учился в Первой Госкиношколе (ныне ВГИК ) в мастерской Л. Кулешова. Первым своим учителем актёрской профессии Оболенский называл В. Гардина . Танцу и пантомиме учился у театрального теоретика С. Волконского . В первые послереволюционные годы играл в театре «Кривой Джимми» (ныне Московский театр сатиры , 1922—1924), а также в театре Красной Армии .

В 1920-е годы много выступал на эстраде как танцовщик. В. Э. Мейерхольд пригласил популярного чечёточника поставить танцы в спектакле « Великодушный рогоносец ». Тогда Оболенский познакомился с молодым режиссёром пролеткультовского театра Сергеем Эйзенштейном и привёл его в мастерскую Кулешова.

В 1925—1927 годы преподавал актёрское мастерство и сценическое движение в киноактёрской студии имени Б. Чайковского. С 1925 года — режиссёр киностудии «Межрабпомфильм» (позднее киностудия им. Горького ), был ассистентом Л. Кулешова и С. Эйзенштейна, сам поставил несколько фильмов, в том числе очень популярную тогда ленту «Кирпичики», «Эх, яблочко», «Альбидум», « Торговцы славой », снимался в фильмах « Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков », « Луч смерти ».

Увлёкшись звуковым кино, серьёзно занялся вопросами кинозвука и в 1929—1930 годах в Берлине изучал звукозаписывающую аппаратуру. Стажировался у Джозефа фон Штернберга на съёмках фильма «Голубой ангел» и познакомился с Марлен Дитрих . С 1930 года принимал участие в создании картин « Окраина » (1933), « Великий утешитель » (1933), « Марионетки » (1934), « Путёвка в жизнь ».

Продолжал сниматься в качестве актёра — в фильмах « Потомок Чингисхана », « Праздник святого Иоргена » и других. Последний режиссёрский опыт — фильм «Побег Кропоткина» — не завершен в производстве. Спасая от обвинений в формализме Л. В. Кулешова, в 1934 году поставил своё имя в титрах фильма «Кража зрения» в качестве режиссёра-постановщика (художественный руководитель — Л. В. Кулешов), однако, усугубив положение Кулешова, сам подвергся нападкам (фильм на экраны не вышел).

1936—1941

В 1936 году, опасаясь ареста, уехал в Ашхабад , где работал художественным руководителем, режиссёром и звукооформителем оперной студии Дома народного творчества, преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем на Ашхабадской киностудии . В 1938 году арестован и находился в предварительном заключении в ашхабадской тюрьме НКВД . После падения Ежова дело было прекращено, и Оболенский вернулся в Москву . В 1939—1940 годах работал художником-декоратором на киностудии « Союздетфильм ».

Перед войной, будучи доцентом ВГИКа, по совету Сергея Эйзенштейна работал над диссертацией о звуковом кино. Лев Кулешов так характеризовал Оболенского: «Человек всесторонних интересов — актёр, режиссёр, танцор, инженер, лингвист, историк искусств, фотограф, оператор».

1941—1945

Закончить диссертацию Оболенский не успел, так как в октябре 1941 года вместе с другими преподавателями ВГИКа ушёл в Московское народное ополчение . В Брянско-Вяземском окружении попал в плен, содержался в лагере в Баварии . В 1943 году гитлеровцы формировали из военнопленных обслуживающий технический персонал для Восточного фронта. Как утверждается, Оболенский стал « хиви » («добровольным помощником») и в феврале 1943 года был зачислен в электротехническую бригаду ветеринарной роты 306-й немецкой пехотной дивизии, получив более свободный режим передвижения и денежное довольствие.

После войны арестован по обвинению в измене и 2 ноября 1945 года осуждён военным трибуналом Кишинёвского гарнизона на 10 лет лагерей .

Из приговора Военного трибунала Кишинёвского гарнизона в закрытом судебном заседании от 2 ноября 1945 года :

С июня по июль 1943 года Оболенский-Судейкин работал секретарем у представителя « РОА » при штабе 306-й п.д. Яруцкого. Помогал Яруцкому в составлении фашистских листовок, разбрасываемых потом в расположении частей Красной Армии.

В июле 1943 года в районе дер. Есауловка Оболенский-Судейкин, будучи на переднем крае немецких войск, по поручению Яруцкого выступил перед микрофоном с антисоветской речью, обращенной к личному составу Красной Армии. В этом же месяце Оболенский-Судейкин был снова переведен на службу в ветеринарную роту 306 п.д. , а в июле 1944 года командиром этой дивизии генералом Келлером был назначен на должность завхоза «дома отдыха», в который направлялись добровольцы немецкой армии из числа военнопленных. По заданию Келлера Оболенский-Судейкин вел наблюдения за политическим настроением отдыхающих и выявлял среди них кадры для комплектования школы ефрейторов и школы пропагандистов «РОА».

В августе 1944 года, видя поражение немецкой армии, Оболенский-Судейкин отстал от немецкого обоза, переоделся в штатское и, с целью избежать ответственности за свои преступления, в сентябре 1944 года поступил послушником в Кицканский монастырь , где в марте 1945 года постригся в монахи под именем Лаврентий.

В 1989 году Оболенский утверждал, что на следствии он дал ложные показания под давлением следователя, а в суде не стал заявлять о том, что факты, изложенные в деле, не соответствуют действительности, так как боялся, что будет начато новое следствие и он может «пострадать более серьезно» .

1945—1972

Будучи в заключении, Оболенский строил железную дорогу на Севере ( 501-е и 503-е строительство ), работал в ведомственном театре НКВД в Печоре , затем жил на поселении в Минусинске , работал режиссёром в местном драматическом театре. В 1952 году досрочно освобождён . В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, направлен в Свердловск для работы на киностудии в качестве звукорежиссёра и второго режиссёра.

Принимал участие в работе над фильмами «Во власти золота» и «Одна строка» в постановке незадолго до того реабилитированного режиссёра Ивана Правова (1899—1971). После двадцатипятилетнего перерыва был вторым режиссёром (и актёром) на фильме « Очередной рейс ». В дальнейшем ставил научно-популярные фильмы — «Люди пытливой мысли», «Пленник железного кристалла» и другие.

В начале 1960-х годов увлёкся телевидением и в 1962 году стал репортёром и оператором Челябинской студии телевидения, вёл журналистские программы. Под давлением местных руководителей перешёл на внештатную работу в Свердловске , Челябинске , Миассе . В 1972 году переехал в Миасс на окончательное местожительство, где работал в качестве режиссёра-методиста клуба кинолюбителей Дворца культуры «Прометей». Был действительным и почётным членом фотоклуба «Импульс» .

1972—1991

К актёрской работе Оболенский вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х годах. Среди фильмов, в которых он снимался, « Вид на жительство », « Молчание доктора Ивенса », « Чисто английское убийство », « Красное и чёрное », « Ореховый хлеб », « », « Ларец Марии Медичи », « Подросток », « Миллион в брачной корзине ».

За небольшие, но запоминающиеся роли величественных стариков его называли королём эпизодов. За работу в фильме « На исходе лета » Леонид Оболенский был отмечен в 1980 году премией «Золотая нимфа» на XX международном фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло за лучшее исполнение мужской роли.

Травма в 1988 году прервала актёрскую деятельность Оболенского.

В 1991 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Умер в Миассе 19 ноября 1991 года на 90-м году жизни.

Память

О жизни и творчестве Леонида Оболенского сняты документальные фильмы «Визит к счастливому человеку» (ВГИК, 1980 год, дипломный фильм режиссёра Петра Солдатенкова ); «Ваш уходящий объект — Леонид Оболенский» , получивший главный приз на международном фестивале неигрового кино в Швейцарии; «Таинство брака» (режиссер Сергей Мирошниченко ).

21 января 1999 года в Челябинске на улице Сони Кривой открылась мемориальная квартира Л. Л. Оболенского.

18 октября 2005 года был полностью реабилитирован (посмертно) «за отсутствием состава преступления» Высшей судебной палатой Республики Молдова, в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года .

Правомерность реабилитации Оболенского в Молдавии, то есть по месту репрессий, также подтверждена письмом Генеральной прокуратуры РФ от 29.12.05 № 7уа 1334-48, где сказано: «Документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР, имеют силу на территории Российской Федерации» .

Семья

Фильмография

Актёр

Режиссёр

Сценарист

Художник

Звукорежиссёр

Литература

  • В. И. Мальцев . Конвейер ГПУ. — Ялта , 1943 .

Примечания

Комментарии

  1. Следователи считали Оболенского князем, потомком декабриста Е. П. Оболенского . Эту версию поддерживал и сам Л. Л. Оболенский, указывая на то, что его «прадеда» лишил княжеского титула Николай I, а ГПУ преследует его как бывшего «князя»

Источники

  1. , с. 18.
  2. . Дата обращения: 14 декабря 2022. 13 декабря 2022 года.
  3. . Дата обращения: 5 августа 2011. 14 июля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 24 августа 2019. Архивировано из 24 августа 2019 года.
  5. Ушков Александр . от 31 января 2021 на Wayback Machine // Миасский рабочий , 19.11.2002
  6. от 1 февраля 2021 на Wayback Machine // Миасский рабочий , 22.11.2012
  7. . «Хорошее кино» . — Фильм посвящён деятелю кино прошлого столетия, первому советскому звукооператору Леониду Леонидовичу Оболенскому. Дата обращения: 28 февраля 2011. 18 июня 2022 года.
  8. . Дата обращения: 13 декабря 2017. 14 декабря 2017 года.

Ссылки

  • Евгения Тирдатова , Петр Черняев . // « Советский экран » : журнал. — 1990. — № 15 . — С. 25 .
  • Пентюхов В. Пленники печальной судьбы, Красноярск, 2008
  • Владимир Пентюхов. Раб красного погона
  • Мурзина М., Хороший отечественный фильм и всего за 5 руб., Известия, 31.03.1992
  • Рояль без ножек, бричка без колес, Заря последней не бывает, Красноярский рабочий, 29.12.1992
  • Шерешевский Л., Труд, Москва, 12.03.1989
  • Хомяков О., Человек-легенда, Урал, 7, 1993, с. 270
  • Штильмарк Р., Падшие ангелы, Душанбе, 1992
  • Миасский рабочий , 26.11.1991, 18.1.1992.
  • Пентюхов В., Артист крепостного театра, Красноярский комсомолец, 24.08.1989
  • Виктор Евграфов. «Арестованный» театр". «Вечерний Красноярск», 08.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Князь, в лагерь извольте…, Красноярский рабочий, 16.10.1993
  • Владимир Пентюхов. Узники «крепостного театра», Речник Енисея, 17-23.03.2000
  • Владимир Пентюхов. Лебединая песня «крепостного» театра, Красноярский рабочий, 11.02.2003
  • Владимир Пентюхов. Крепостной театр в Заполярье, Красноярский рабочий, 12.08.2005
  • Эдуард Русаков. Владимир Пентюхов: «Графы и князья учили меня искусству!..», Красноярский комсомолец, 09.08.2007
  • Л. Оболенский. От чечетки к психологии движения. // Эйзенштейн в воспоминаниях современников. М., 1974, с. 150—159.
  • Л. Оболенский. «Это невозможно рассказать». «Красноярский рабочий», 29.12.1992
  • Ридель А., и др. Путешествие в историю
  • Болдырев Н.Ф. Под сенью инока Лаврентия // Болдырев Н.Ф. Пушкин и джаз. Эссе. Внутренние ландшафты. Транскрипции. [Челябинск] : Урал LTD, 1998. C. 372-392.
  • Зоркая Н. Несравненный и очаровательный (О творчестве киноактера Л. Оболенского) // Советский экран . — 1987. — № 16. — С. 10—11.
Источник —

Same as Оболенский, Леонид Леонидович (актёр)