Interested Article - Африканеры
- 2020-12-01
- 1
Африка́неры ( африк. Afrikaners , дословно «африканцы») — европеоидный народ в регионе Южная Африка , потомки колонистов голландского , немецкого и французского происхождения . Основная часть проживает в ЮАР , Намибии и Замбии . Внутри африканеров выделяется субэтнос буров . По религии — протестанты . Родной язык — африкаанс , сложился на основе южных диалектов нидерландского языка (до начала XX века нидерландский использовался в качестве литературного языка ). Общая численность около 3,6 млн чел. До 1990 года составляли 60 % белого населения ЮАР ; остальные 40 % — англо-африканцы , сейчас пропорция изменилась в пользу африканеров, так как англо-африканцы более склонны к эмиграции , чем африканеры, считающие Южную Африку своей этнической родиной.
Образ жизни
Белые африканеры живут дисперсно в городах и сёлах провинций Южно-Африканской Республики, а также в южной трети Намибии, где при непосредственном участии африканеров сформировалась смешанная группа бастеры . Нигде не образуют большинства, за исключением небольшой деревни Орания ( Северо-Капская провинция ) с населением 1553 чел. Большинство африканеров принадлежит к нескольким организационно независимым течениям голландской реформатской церкви , небольшое количество — католики . С давних пор предпочитают селиться хуторами , на отдельных фермах , где занимаются преимущественно земледелием , животноводством .
История
Африканеры — потомки голландских поселенцев XVII - XVIII веков . Первые голландцы прибыли сюда во главе с Яном ван Рибеком в 1652 , основав город Капстад (Кейптаун) и Капскую колонию , которыми управляла Голландская Ост-Индская компания . Затем к ним добавились (1657—1806) волны другой европейской иммиграции ( французы - гугеноты , немцы , фламандцы , валлоны , ирландцы и др.). В районе Кейптауна африканеры частично смешались с бывшими привозными рабами , образовав смешанные и переходные расы ( цветные ).
Уже с XVII века стихийно возникло движение трекбуров (буров-переселенцев), которые, не желая подчиняться власти Голландской Ост-Индской компании, переселялись далее на север, в глубь африканского континента. В ходе наполеоновских войн Капскую колонию захватила Великобритания ( 1806 ), и конфликты между властями и бурами возросли, что стало одной из причин Великого трека на восток, в ходе которого около 15 тыс. белых фермеров покинуло восточные районы Капской колонии. В это же время начался процесс имущественного расслоения африканеров. В начале XX века он ещё более усилился. Так, крупные фермеры владели плантациями с десятками и сотнями чернокожих рабочих, в то время как уровень жизни бедных африканеров мало отличался от негров или цветных .
Фуртреккеры основали в середине XIX века ряд недолговечных бурских республик . Из них наиболее устойчивыми оказались Оранжевое Свободное государство , Трансвааль и колония в Натале . После англо-бурских войн ( Англо-бурская война (1880—1881) и Англо-бурская война (1899—1902) ) (1880—1902) бурские республики были вновь присоединены к владениям Великобритании , а в 1910 -м вошли в состав Южно-Африканского Союза .
В период между мировыми войнами обострились конфликты между британцами и частью африканеров, которые стремились интегрировать чернокожее население в экономику, и основной массой африканеров, стремившихся отграничить себя от чернокожего населения. Элита африканеров вместе с британцами пошла на создание системы апартеида с неравным распределением ресурсов в зависимости от расы.
В фермерских семьях сохранялись строгие патриархальные пуританские традиции. Городские африканеры ( капские голландцы ) были более либеральны. В городах сформировалась африканерская промышленная и торговая буржуазия .
После Второй мировой войны именно африканеры стали опорой правящего африканерско-английского класса, навязавшего ЮАР систему апартеида . Общественный сектор выделял бурам значительные субсидии на ведение фермерского хозяйства, давал средства для развития их родного языка африкаанс , ущемляя при этом права негров и азиатов.
Режим апартеида с самого начала столкнулся с саботажем части белого населения и активным сопротивлением чернокожих. Ещё до формальной отмены апартеида, к началу 1980-х годов, многие связанные с ним законы были ограничены многочисленными поправками или фактически не выполнялись. К этому же времени ЮАР оказалась в международной экономической изоляции, подвергаясь экономическим и политическим санкциям со стороны ООН . Это ускорило демонтаж системы апартеида.
После падения режима апартеида Африканский национальный конгресс прекратил субсидирование буров. Также стала проводиться политика обратной дискриминации африканеров, с созданием обязательных квот на предприятиях и в вузах для чернокожего населения. Особую озабоченность вызывает рост преступлений против белых фермеров в ЮАР . В ответ, в среде буров зреют националистические чувства, стремление к концентрации в определённых анклавах . Одной из таких чисто бурских деревень стала Орания ( Северо-Капская провинция ), бурскими лидерами вынашиваются планы по созданию своего государства — Фолькстата .
До 1994 года находившаяся у власти в ЮАР Национальная партия опиралась главным образом на африканеров города и деревни, проводя политику расовой дискриминации и сегрегации в отношении африканцев, индийцев и метисов. После прихода к власти правительства АНК некоторые африканеры покинули ЮАР . Численность белого населения в ЮАР продолжает падать, и после эмиграции потомков англичан эта тенденция коснулась и африканерской общины.
Субкультурные общности в составе африканеров
- Капские голландцы — белые поселенцы в районе Кейптауна , непрерывно проживающие там с момента голландской колонизации и смирившиеся с британской оккупацией (см. также ).
-
Буры
(
нидерл.
boeren
— «крестьяне») — белые фермеры-африканеры. Отличаются консервативным укладом жизни. По религии —
протестанты
.
- Фуртреккеры — буквально «пионеры», участники « Великого трека ». Не приняв британскую оккупацию Капской колонии , они направились в 1835 году в центральные районы и на Юго-Восточное побережье Южной Африки, основав там независимые республики, просуществовавшие до 1902 года .
- Трекбуры — белые переселенцы, участники колонизационного движения из района Кейптауна в восточном и северо-восточном направлениях.
С последней трети XIX века постепенно начинает формироваться единая этническая общность африканеров. Важнейшими факторами роста национального самосознания стала англо-бурская война 1899-1902 годов и последующая борьба за сохранение своего языка и культуры.
Культура
Культура африканеров собрала в себе ряд черт, наиболее характерных для Фландрии , откуда была основная волна миграции протестантов (в настоящее время Фландрия — почти полностью католический регион), с их адаптацией к местным африканским условиям.
Африканеры выработали своеобразный музыкальный стиль буремюсик , напоминающий американский стиль кантри .
Праздники
В африканерских поселениях отмечаются следующие праздники :
- Пасха ( африк. Paasfees ) ;
- Рождество Христово ( африк. Kersfees )
- Вознесение Господне ( африк. Hemelvaartsdag ) ;
- День Основания ( африк. Stigtingsdag ) — 6 апреля (годовщина прибытия Яна ван Рибека в Южную Африку);
- ( африк. Krugerdag ) — 10 октября (день рождения Пауля Крюгера );
- ( африк. Geloftedag ) — 16 декабря (годовщина Битвы на Кровавой реке и принесения клятвы чтить этот день).
Фольклорные персонажи
- ( африк. и нидерл. Grootslang — «большой змей») — чудовище, которое описывают либо как гигантского змея , либо как гибрид слона и гигантского змея .
- — пират , который соревновался с дьяволом в том, кто больше выдохнет табачного дыма и не закашляется; он выиграл соревнование, но был обречен каждый год повторять его, что приводит к облачности на Столовой горе .
- — разбойник, который по ночам надевал женскую одежду и нападал на ничего не подозревающих полуночников, а затем стал призраком, который бродит по ночам в женской одежде и похищает детей .
См. также
Примечания
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. 15 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. 14 августа 2007 года.
- . Дата обращения: 21 февраля 2011. 15 августа 2007 года.
- История Тропической и Южной Африки в новое и новейшее время: учебное пособие / Отв. ред. А. С. Балезин . — М.: ИВИ РАН , 2010. С. 80.
- . Дата обращения: 1 января 2020. 1 марта 2021 года.
- . Дата обращения: 1 января 2020. 1 января 2020 года.
- Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
- Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
- Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
Литература
- на русско языке
- / // Анкилоз — Банка [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 556—557. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
- Африканеры // Ангола — Барзас. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 2).
- Цыпин А. . Журнал « Русский репортёр » № 42 (170) / 28.10.2010 год
- на других языках
- Carstens R. Voortrekkerlewe: agter die skerms op die Groot Trek. Johannesburg, 1988;
- Lacy G. // № 518 . (перевод на русский язык — Дж. Лейси. . — Cedar Falls, Iowa: , 1900. — Vol. 170,
- Slabbert F. van Zyl. Afrikaner Afrikaan: anekdotes en analise. Kaapstad, 1999.
Ссылки
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(фин.)
.
|
- 2020-12-01
- 1