Фатима-Султан
- 1 year ago
- 0
- 0
Фатима Мир ( англ. Fatima Meer ; 12 августа 1928, Дурбан , Южно-Африканский Союз — 12 марта 2010, там же) — южноафриканская писательница, учёная, просветительница, сценаристка, общественная деятельница, правозащитница и видная активистка движения против апартеида .
С середины XX века была одной из виднейших женщин-политических лидеров в Южной Африке. Играла важную роль в цементировании связей между индийской общиной и Африканским национальным конгрессом во время борьбы с режимом апартеида, а после его падения сконцентрировалась на помощи представителям угнетённых классов.
Фатима Мир родилась в семье из девяти человек среднего достатка; её отец Муса Исмаил Мир, редактор газеты , внушил ей сознание расовой дискриминации, существовавшей в страна. Её мать, Рэйчел Фаррелл была сиротой еврейско-португальского происхождения и стала второй женой Мира, приняв ислам и сменив имя на Амину.
Когда Фатиме было 16 лет в 1944 году, она участвовала в сборе 1000 фунтов стерлингов для помощи голодающим в Бенгалии . Ещё учась в индийской женской школе в Дурбане, она начала общественную деятельность; она мобилизовала учащихся в Комитет по пассивному сопротивлению студентов, чтобы собрать средства для кампании пассивного сопротивления индийской общины с 1946 по 1948 год. Этот комитет привёл её к встрече с Юсуфом Даду , Монти Найкером и Кесавелу Гунам.
Затем она в течение одного года посещала Витватерсрандский университет , где вступила в троцкистскую группу, связанную с Движением неевропейского единства (NEUM, в рамках которого продолжали подпольно работать троцкисты из Рабочей партии Южной Африки) . Она поступила в Натальский университет, где получила степени бакалавра и магистра в области социологии .
Фатима Мир и Кесавелоо Гунам стали первыми женщинами, избранными в руководство Индийского конгресса Наталя в 1950 году. 4 октября 1952 года Мир в составе группы из 70 женщин участвовала в основании женской лиги Дурбана и округа — организации с целью наведения альянсов между африканцами и индейцами посое расовых бунтов 1949 года . Председателем лиги стала Берта Мхизе, а секретарём — Мир. Лига вела такую деятельность, как организация яслей, бесплатная раздача молока, сбор средств для африканцев, пострадавших от торнадо в Спрингсе или наводнения на озере Си-Коу .
Активность Мир выросла в ответ на приход к власти Национальной партии и начала политики апартеида; в итоге власти, в соответствии с принятым ими законом о борьбе с коммунизмом, в 1952 году на 3 года запретили ей всякую общественно-политическую деятельность . 17 апреля 1954 года в Йоханнесбурге она вместе с активистками профсоюзного движения и Южно-африканской коммунистической партии была среди учредительниц Федерации южноафриканских женщин (FEDSAW), которая стала инициатором исторического Женского марша на правительственные здания в Претории 9 августа (одним из лидеров марша женщин выступила Фатима Мир ) В том же году она организует комитет по сбору средств на залог и поддержку семьи политических лидеров Наталя, преследуемым на политических процессах .
В 1960-х годах она организовала под тюрьмой Дурбана ночные бдения в знак протеста против массовых внесудебных задержаний активистов борьбы против апартеида, а также под руководством сподвижницы Ганди Сушилы Найяр выступала организатором недельного бдения в поселении Ганди в Фениксе . В 1970-е годы она начала поддерживать идеологию чёрного самосознания Южноафриканской студенческой организации (SASO) , возглавляемой Стивом Бико .
В 1975 году Фатима Мир стала соучредителем Федерации чернокожих женщин (BWF) вместе с Винни Манделой и первой возглавила организацию . Год спустя последовал очередной запрет на её деятельность, на этот раз на пять лет, в ответ на её речь «Двадцать пять лет правления апартеида» . В июне 1976 года, после восстания в Соуэто , 11 активисток BWF были арестованы и задержаны в соответствии с разделом 6 Закона о терроризме. Их поместили в одиночные камеры в тюрьме форта в Йоханнесбурге . Вскоре после освобождения из-под стражи Мир едва пережила попытку убийства, когда на неё было совершено покушение (обстрелян дом её семьи в Дурбане), но уцелела. Её сын Рашид отправился в изгнание, а на неё снова напали, обвинив в атаках Движение чёрного сознания и Партию свободы Инката .
В 1980-х годах Мир занималась построением Координационного комитета организаций чернокожих (индийских, цветных, африканских) . Она отказалась от предложения занять место в парламенте в 1994 году, отдавая предпочтение неправительственной работе . В мае 1999 года Фатима основала Группу обеспокоенных граждан (CCG), чтобы убедить индийцев не голосовать за белые экономически либеральные партии на следующих выборах .
Была активна и на международной арене, участвовала в акциях протеста против притеснений палестинцев, вторжений США в Афганистан и Иран, а также в кампании Jubilee 2000 за списание долгов странам третьего мира . Пожалуй, особенно спорными были её решительная поддержка Иранской революции и бойкот поездки Салмана Рушди в ЮАР в 1998 году из-за обвинений того в богохульничестве .
Опубликовав свою книгу под названием « Портрет индийских южноафриканцев» в 1969 году, она пожертвовала все доходы от продаж на нужды строительства музея и клиники им. Ганди . Помогала операции по спасению 10 000 индийских жертв наводнения в Тин-Таун на берегу реки Умджени . Мир организовала временное жильё в палатках, гуманитарную помощь и одежду, а затем успешно договорилась о постоянном поселении для них в Фениксе. Она также была учредителем и лидером Natal Education Trust, занимающегося строительством школ в Умлази, Порт-Шепстоуне и Инанде .
В 1979 году она основала колледж в доме Ганди в Фениксе для обучения чернокожих африканцев, и сопутствующий центр ремёсел (где учили трафаретной печати , шитью , вышивке и вязанию для безработных) — они были закрыты в 1982 году после задержания Фатимы . Она организовала стипендии для учёбы в США и изучения медицины и политических наук в Индии (последняя стала возможна благодаря сотрудничеству с Индирой Ганди ).
В 1992 году Фатима Мир основала группу, призванную удовлетворить потребности нуждавшихся жителей лачуг и трудовых мигрантов из сельской местности в чистой воде, санитарии и надлежащем поселении . В Ханье ей в 1993 году был запущен школьный проект подготовительных классов для детей из неблагополучных условий, а в 1996 году — центр по обучению 150 африканских женщин кройке , шитью, грамоте для взрослых и управлению своим делом .
Фатима Мир была преподавательницей социологии и сотрудницей Натальского университета с 1956 по 1988 год, став первым небелым человеком, занявшим эту должность . Она также была приглашённым профессором в ряде зарубежных университетов. Мир стала действительным членом Лондонской школы экономики и получила три почётные докторские степени: по философии в Суортмор-колледже (1984), по гуманитарным наукам в Беннет-колледже (1994, оба в США), по общественным наукам в Натальском университете в ЮАР (1998) .
Она основала Институт чёрных исследований (IBR), ставший в 1972 году научно-исследовательским и издательским учреждением и образовательной неправительственной организацией .
Как автор, редактор и составитель она выпустила более 40 книг — художественных, публицистических, научных, включая первую авторизованную биографию Нельсона Манделы — «Выше надежды» ( Higher than Hope , 1988), переведённую на более чем дюжину языков.
Фатима Мир скончалась в больнице Святого Августина в Дурбане 12 марта 2010 года в возрасте 81 года от инсульта , который перенесла двумя неделями ранее . Её биография под названием «Голоса освобождения» ( Voices of Liberation ) за авторством Ширин Хассим ивышла в 2019 году . Живопись и рисунки Мир выставлялись на Конституционном холме с августа 2017 года . Отмечена многими наградами, включая серебряный орден Лутули (2017, посмертно).