Interested Article - Собор святого Андрея (Бордо)

Собор Святого Андрея в Бордо ( фр. Cathédrale Saint-André de Bordeaux ) — кафедральный собор в готическом стиле, расположенный во французском городе Бордо . Является одной из главных достопримечательностей и самым значимым религиозным сооружением города. С 1998 года входит в список Всемирного наследия , поскольку расположен на французском участке пути Святого Иакова .

История

С момента распространения христианства в Аквитании на этом месте располагалось несколько церквей, посвященных апостолу Андрею Первозванному. Предположительно, уже в III веке существовало святилище на этом месте. Однако первые летописные упоминания о церкви святого Андрея датируются 814 годом во время правления каролингской династии . Эта церковь была разрушена в ходе вторжения норманнских племен, и в XI веке начато строительство нового большого собора.

Первоначально собор был построен в романском стиле в конце XI века и освящен в 1096 году папой Урбаном II . Он был спроектирован в форме латинского креста с единственным нефом длиной 124 метра. Планировалось также построить четыре колокольни, но в итоге со шпилями построили только две. Строительство двух оставшихся было прекращено. Своим довольно массивным внешним видом собор обязан укреплениям, с помощью которых его пришлось строить, поскольку он расположен на болотистой почве. В 1137 году собор Святого Андрея стал местом свадьбы Алиеноры Аквитанской и будущего короля Франции Людовика VII .

В XI и XII веках собору пришлось вести длительную конкуренцию с расположенной по соседству церковью Святого Северина за привлечение паломников, участвующих в паломничестве по пути святого Иакова . У церкви святого Северина было то, чего не было в соборе Бордо: части мощей спутников святого Иакова, а также олифант или охотничий рог Роланда , помещенный туда Карлом Великим . Однако постепенно Сен-Андре приобрел влияние и стал ведущим собором Аквитании .

Капитель в романском стиле от старого собора
Свадьба Людовика VII и Алиеноры Аквитанской (1137 г.)
Соборный хор

Из первоначальной романской постройки XI века сохранились только внутренние стены главного нефа. В течение XII и XIII веков собор был реконструирован. Нынешний неф в стиле анжуйской готики датируется XII веком, но был несколько видоизменен в XIII веке. Деамбулаторий , построенный около 1280 года, был соединен с нефом около 1330 года. Хор и апсиды были построены в XIV столетии. В это же время были возведены фасады рукавов трансепта .

В XVI веке к готической конструкции были добавлены декоративные элементы эпохи Возрождения , в том числе алтарная преграда между хором и нефом. Её убрали в 1806 году, однако некоторые её элементы и сейчас можно увидеть в органной галерее.

Карта Бордо XIV века. Собор святого Андрея виден вверху по центру неподалёку от более крупной конкурирующей с ним базилики святого Северина Бордосского.

В 1615 году в соборе состоялась королевская свадьба Людовика XIII и Анны Австрийской , дочери короля Испании Филиппа III и эрцгерцогини Австрийской , укрепившая союз между Испанией, Австрией и Францией. Их брак привел к рождению в 1638 году будущего короля Людовика XIV .

Рядом с Собором находится башня ( Pey Berland ), являющаяся колокольней. Она построена в XV веке по распоряжению архиепископа Бордо Пея Берлана , в честь которого и получила свое название. Она представляет собой высокую башню с контрфорсами , внешней галереей и восьмиугольной стрелой. Вершину венчает статуя Богоматери Аквитанской, сделанная в 1862 году и позже отреставрированная.

Английский путешественник и хронист ( Andrew Boorde ), находившийся с визитом в Бордо, отметил в 1535 году, что «в соборе Святого Андрея находится самый красивый и самый большой орган во всем христианском мире » .

Свадьба Людовика XIII и Анны Австрийской (1615 г.)

Во время Французской революции убранство и многие декоративные элементы собора были вывезены или повреждены. В марте 1793 года здание было официально национализировано и превращено в сарай для корма военных лошадей. Неф использовался в 1797 году для политических собраний. Башне грозило разрушение, а большая часть убранства исчезла, когда здание наконец вернули церкви в 1798 году.

Длинная серия реконструкций началась в 1803 году и продолжалась на протяжении всего столетия. Самые амбициозные из них осуществил Поль Абади , наиболее известный как архитектор базилики Сакре-Кёр в Париже и ученик Эжена Виолле-ле-Дюка . Более поздние постройки перед северной стороной нефа в Бордо были демонтированы в 1866 году, что сделало эту часть собора более заметной. В 1862 году Абади предложил построить на месте старых монастырских помещений новые ризницы намного большего размера. Против его плана выступил археолог из Бордо , который утверждал, что предложенные Абади изменения больше основаны на его собственных представлениях о готическом стиле, нежели на исторической реальности первоначального строения. Друэн настаивал на более строгом воссоздании средневекового стиля Бордо. Однако в конечном итоге версии Абади было отдано предпочтение.

Реставрация и реконструкция продолжались на протяжении всего XX века. Западные своды нефа были укреплены в период с 1907 по 1909 год; западный шпиль северного трансепта в 1943 году и восточная башня в 1958 году. Крыши деамбулатория и часовен были закончены в 1990 году, после чего были завершены работы над северо-западной часовней, ризницей и осевой часовней, а также фасадами трансепта. В 1997-98 годах стены северного портала были очищены от многовековой грязи и сажи с помощью лазеров.

Северный портал собора святого Андрея


Главный орган собора расположен на галерее над входом западного фасада. Более ранний орган, изготовленный Домом Бедосом де Селлесом, находился на этом месте с 1811 по 1980 год, когда был возвращен в свой первоначальный храм в аббатстве Сен-Круа. Нынешний орган был установлен в 1982 году. Галерея, над которой он установлен, и стены по обе стороны от портала украшены исключительно изящными рельефными скульптурами, которые первоначально были частью старой алтарной преграды между хором и нефом. Они датируются периодом до 1544 года. Скульптура демонстрирует влияние итальянского живописца Россо Фьорентино , который незадолго до этого представил Франции стиль Возрождения в замке Фонтенбло .

Главный орган и галерея со скульптурами

2 декабря 1998 года Генеральная ассамблея ЮНЕСКО , собравшаяся в Киото ( Япония ), одобрила предложение о включении французского участка пути Святого Иакова в Список всемирного наследия . Среди 71 памятника, встречающихся на маршруте паломников, 19 расположены в Аквитании и 3 из них — в Бордо :





Галерея

Снаружи

Внутри

Башня Пей-Берлан

Примечания

  1. (фр.) — , 1978.
  2. (нем.) — 1994.
  3. Unesco. (неопр.) . Unesco.org . Дата обращения: 25 августа 2014. 16 июня 2023 года.
  4. Araguas, Philippe. La cathédrale Saint-André de Bordeaux (фр.) . — Centre des monuments nationaux, Éditions du patrimoine, 2001. — С. 7. — ISBN 285822-363-7 ..
  5. Cathedra (неопр.) . Cathedra (18 января 2019). Дата обращения: 4 ноября 2023. 4 ноября 2023 года.
  6. Araguas, Philippe. La cathédrale Saint-André de Bordeaux (фр.) . — Centre des monuments nationaux, Éditions du patrimoine, 2001. — С. 19. — ISBN 285822-363-7 .
  7. Araguas, Philippe. La cathédrale Saint-André de Bordeaux (фр.) . — Centre des monuments nationaux, Éditions du patrimoine, 2001. — С. 22. — ISBN 285822-363-7 .
  8. Araguas, Philippe. La cathédrale Saint-André de Bordeaux (фр.) . — Centre des monuments nationaux, Éditions du patrimoine, 2001. — С. 82. — ISBN 285822-363-7 .
  9. André Cabanis. // Les chemins de Saint-Jacques à l’épreuve des temps. — Presses de l’Université Toulouse Capitole, 2019. — С. 91–104 . — ISBN 978-2-36170-193-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Собор святого Андрея (Бордо)