Interested Article - Психическая атака
- 2021-12-23
- 1
Психическая атака — атака , рассчитанная на устрашение , подавление воли , психики обороняющегося .
Атака проводится в сомкнутом строю , без выстрелов , с развёрнутыми знамёнами и под барабанный бой . Психические атаки как , согласно Советской военной энциклопедии (СВЭ), характерны для армий эксплуататорских государств. В качестве примера СВЭ приводит атаку, которую применили кайзеровские войска во время Первой мировой войны , в ходе Гумбиннен-Гольдапского сражения — первого сражения на Восточном фронте Первой мировой войны — 20 августа 1914 года. Согласно военной энциклопедии, они двинулись на позиции русских войск , как на параде , в сомкнутом строю, под барабанный бой .
Гражданская война в России
Применялась неоднократно белогвардейскими частями — под Ижевском в 1918 году, под Петроградом в 1919 году и так далее . В то же время за психическую атаку могли приниматься быстрые атаки, которые таким образом проводились уже с 1916 года на фронтах Первой мировой войны. Белогвардейская пехота наступала развёрнутым строем, быстро и без выстрелов сближаясь с противником. Это позволяло быстрее вывести пехоту из зоны вражеского огня, а отсутствие стрельбы объяснялось отсутствием достаточного количества патронов, когда разрешалось вести огонь только наверняка, примерно со 100 метров. Белогвардейцы применяли выработанный ещё на прошлой войне опыт для минимизации потерь при атаке, а красными это могло восприниматься как диковинные «психические атаки».
Корейская война
По итогам обобщения и изучения опыта
Корейской войны
, в официальном издании
Армии США
, методическом пособии: «Народно-освободительная армия Китая», было дано следующее описание психической атаки: Принцип психической атаки заключается в
эшелонированном
построении наступающих войск, которые наступают буквально «накатами», волна за волной. К тому времени как передовая шеренга практически уничтожена противником, за ней идёт вторая, а затем и третья шеренги. При этом, ради достижения деморализующего психического воздействия на противника, не жалеют сил и средств: в качестве «расходного материала» используются новобранцы, а также
иррегулярные войсковые формирования
. В учебнике делается предположение, что таким образом китайская армия пыталась достичь следующих целей:
1) Преодолеть инженерные и фортификационные заграждения, минные поля;
2) Деморализовать обороняющуюся сторону, непрекращающимися атаками, имеющими целью посеять шок и панику в рядах противника (
англ.
shock action
);
3) Спровоцировать обороняющуюся сторону продемонстрировать свои
огневые точки
, преждевременно задействовать резервы и израсходовать все имеющиеся боеприпасы.
После того как эти цели достигнуты, в полном объёме или частично, регулярная армия развивает наступательную инициативу и продолжают наступление на участке, где удалось прорвать оборону противника, попутно закрепляясь на занятых рубежах
.
Во время наступления, несмотря на ружейный огонь, войска движутся в сомкнутом строю до достижения рубежа атаки, который составляет приблизительно двести ярдов между передовой шеренгой наступающих и позициями обороняющейся стороны, после чего переходят на бег, и, преодолев 3 ⁄ 4 пути и встретив ружейный и пистолетный огонь, они залегают на дистанции около полусотни ярдов. Если же огневого сопротивления нет, или же огонь имеет низкую интенсивность, то наступающие продолжают движение к позициям обороняющихся. Как только интенсивный огонь стихает, наступающих снова поднимают в атаку .
Причины применения тактики психических атак
По мнению американского военного теоретика генерал-майора Эдварда О’Дауда, чьё определение психической атаки приведено в преамбуле данной статьи, основной причиной, по которой тактика регулярных психических атак на вражеские позиции (в случае с НОАК и КНА противником выступали Вооружённые силы США и войска ООН ) была распространена в определённых странах, было то, что в военных учебных заведениях этих стран упор делался не на боевую, а на политическую подготовку — усиленное изучение основ той или иной идеологии, попутно с весьма поверхностным прохождением курса собственно военных дисциплин . По свидетельству очевидца китайских военных реформ, Ганьсю Жибао, маршал Линь Бяо ввёл буквально наказание шомполами для тех военных командиров , кто пытался переключить своих подчинённых с политической на боевую подготовку. Результаты подобного подхода, как убеждён Жибао, были катастрофическими — некоторые китайские солдаты в течение нескольких лет даже не держали в руках винтовки, а хорошо подкованный политически командный состав был фактически неспособен управлять вверенными ему военнослужащими .
Вопреки распространённому заблуждению, что тактика применения психических атак была характерна для вооружённых сил социалистических стран, американский востоковед, доктор военных наук , профессор Альфред Д. Вильгельм, первый из американских военных учёных, попавший по обмену на стажировку в НОАК , отмечает, что психические атаки вовсе не были изобретением коммунистов — они были характерны для китайской военной истории, начиная с Восстания тайпинов (1850—1864), Восстания няньцзюней (1852—1868), Восстания красноголовых (1854—1862), а затем — Боксёрского восстания (1898—1901) .
Изображение психических атак в кинематографе
Постановка психической атаки на экране стала популярным киноприёмом в советском и современном российском кинематографе. В советском кинематографе, в психическую атаку шли противники Страны Советов белогвардейцы в фильмах о Гражданской войне, и немцы в фильмах о Великой Отечественной. [ источник не указан 2320 дней ] Самым известным эпизодом, и одной из самых знаменитых сцен в истории мирового кино, является сцена психической атаки в к/ф « Чапаев » братьев Васильевых , которая вошла в историю мирового кинематографа как один из высочайших, классических образцов монтажного искусства .
Кинофильм «Чапаев»
Первая экранизация атаки каппелевцев была показана в советском художественном фильме «Чапаев». Впечатляющие кадры из фильма заставили поверить в то, что такая атака была на самом деле. Однако историки, изучавшие боевой путь частей В. Каппеля , не находят тому доказательств. Части Чапаева и Каппеля никогда в боях не встречались друг с другом — противником Волжского корпуса Каппеля в июне 1918 года была не 25-я дивизия Чапаева , а 24-я стрелковая дивизия . Подполковник Генерального Штаба В. О. Каппель мог использовать этот приём ранее, на Волге, во время командования частями Народной армии . Впоследствии, когда РККА встала на регулярную основу, такой приём, вероятно, не мог быть эффективным, а потому сомнительно, что он мог быть использован в бою. Тем не менее эта эффектная сцена подтверждает талант режиссёров братьев Васильевых . И. В. Сталин считал сильной стороной фильма именно показ психической атаки каппелевских офицеров .
Форма каппелевцев немного вымышленная, но массовая сцена — более батальона — выдержанные, согласно канонам, знамя и чёткость выполнения команд, создают образ решимости и силы. Презрев страх смерти, каппелевцы ровными шеренгами, не обращая внимания на потери, выставив винтовки, идут на врага. Они создают образ силы и несокрушимости , героического безумства .
Кинофильм «Александр Пархоменко»
В фильме кинорежиссёра Леонида Лукова « Александр Пархоменко », снятом в 1942 году Киевской и Ташкентской киностудиями, показана взаимная(?) психическая атака кайзеровских войск и красноармейцев. Немцы маршируют под «Гинденбургский марш», а красные идут в бой под пение «Интернационала».
Кинофильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише»
В снятом в 1964 году режиссёром Евгением Шерстобитовым фильме « Сказка о мальчише-кибальчише » психическая атака, в отличие от атаки каппелевцев в фильме «Чапаев», показана в пародийном гротескно-юмористическом виде, и вызывает не страх, а иронию. Форма наступающих буржуинских войск комедийная вымышленная — странные каски на головах, на многих — черные кожаные шорты, но их знамёна при этом очень похожи на германские. Отличается и подача музыки. Барабанная дробь, под которую идут каппелевцы, — это настоящий военный марш, а буржуинское войско марширует под пластинку граммофона, который периодически ломается. Эта атака вызывает у зрителя смех и презрение к врагу.
Кинофильм «Адмиралъ»
В художественном фильме « Адмиралъ » атака каппелевцев была показана совершенно с иной стороны. Каппелевцы начинают психическую атаку из необходимости — суровой зимой, в штыковую против пулемётов и орудий, просто потому, что у них нет патронов. И берут, понеся большие потери, красные окопы . Батальоны , наступая, шли либо в полный рост, либо едва пригнувшись к земле, не останавливаясь. Но не колоннами, как в фильме «Чапаев», а цепью.
Надо сказать, что о таком добротном единообразном обмундировании, в какое одеты белые в фильме «Чапаев», каппелевцам приходилось только мечтать — одевались часто во что придется, со снабжением было очень плохо.
См. также
Примечания
- Такое определение даёт Советская военная энциклопедия под общей редакцией Маршала Советского Союза А. А. Гречко
- ↑ Коллектив авторов . Психическая атака // «Гражданская война и военная интервенция в СССР»: энциклопедия / Под редакцией С. С. Хромова . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 483.
- «Психическая» атака // Советская военная энциклопедия / Под общ. ред. маршала А. А. Гречко . — Институт военной истории . — М. : Воениздат , 1978. — Т. 6. — С. 616.
- ↑ Tactics. The Offense: "Human-wave" assault // Handbook on the Chinese Communist Army (англ.) . — Army Pamphlet. — Washington, DC: U.S. Department of the Army , 1952. — Vol. 30-51. — P. 43. — 138 p.
- , p. 151.
- Henley, Lonnie D. Officer Education in the Chinese PLA (англ.) // Problems of Communism. — May-June 1987. — P. 57.
- Joffe, Ellis. (англ.) . — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press , 1987. — P. .
- Wilhelm, Alfred D. Notes // . — Washington, DC: National Defense University Press, 1994. — P. 231, 232. — 281 p. — ISBN 0-7881-2340-8 .
- Мусский И. А. // 100 великих отечественных кинофильмов. — М. : Вече, 2005. — 480 с. — (100 великих). — 10 000 экз. — ISBN 5-9533-0863-9 .
- Каппель и каппелевцы. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : НП «Посев», 2007. — ISBN 978-5-85824-174-4 . — С. 83.
- Суходеев В. В. . — М. : Olma Media Group , 2005. — С. 64. — 413 с. — (Сталин и время). — ISBN 5-2240-5042-1 .
- Ромашин М. И. // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. — 2017. — Вып. 22 . — ISSN . 6 апреля 2020 года.
- Бычков С. П., Гефнер О. В. // Вестник Омского университета. — Серия «Исторические науки». — 2017. — Вып. 2 . — ISSN . 6 апреля 2020 года.
- Кандидат исторических наук, сотрудник Института Европы РАН иерей Василий Секачев
Литература
- O’Dowd, Edward C. Politics versus firepower: The paradox of Maoist tactics // (англ.) . — N. Y. : Routledge , 2007. — P. 256. — (Asian Security Studies). — ISBN 978-0-415-41427-2 .
- 2021-12-23
- 1