Interested Article - Персона (фильм)

«Персона» ( швед. Persona ) — шведский чёрно-белый камерный художественный фильм режиссёра Ингмара Бергмана , экзистенциальная драма . Сам автор фильма называл его вместе с фильмом « Шёпоты и крики » наиболее важным в своём творчестве. Главные роли исполнили Биби Андерсон и Лив Ульман . Премьера фильма состоялась 18 октября 1966 года в Швеции в кинотеатре . Первоначально Бергман планировал назвать фильм «Кинематограф» (картина начинается с демонстрации того, как загорается лампа кинопроектора, мелькают кадры, посередине плёнка рвётся, в конце фильма лампа гаснет). Но этому воспрепятствовал продюсер.

Фильм получил положительные отзывы, и шведские СМИ выделили слово «Person(a) kult», чтобы описать его восторженных поклонников.

Картина выиграла премию Guldbagge в номинации « лучший фильм ». Фильм также занял пятое место в списке лучших, по версии Sight & Sound , в 1972 году .

Контент, подвергнутый цензуре, был восстановлен в 2001 году.

Многие критики считают картину одним из величайших фильмов, созданных когда-либо. Фильм также повлиял на многих более поздних режиссёров, в том числе Роберта Олтмена и Дэвида Линча .

Сюжет

Элизабет Фоглер — известная актриса , которая часто выступает в различных театрах . Во время одного спектакля происходит необычная ситуация — актриса замолкает посредине действия. Сперва непонятно — то ли она стала немой, то ли обиделась на весь мир и не хочет ни с кем говорить.

Актриса обращается к своему психиатру , чтобы он попытался ей помочь в этой непростой ситуации. Доктор выясняет, что психически Элизабет здорова, но находится в каком-то странном состоянии, наподобие оцепенения. Доктор советует актрисе отдохнуть на природе .

Элизабет едет к морю , а сопровождает её сиделка — сестра Альма. Вместе две женщины проводят своё время на берегу моря на свежем воздухе. Элизабет постоянно молчит, а Альма рассказывает ей истории из своей жизни, пытаясь вывести молчаливую собеседницу из странного состояния.

В ролях

Производство

Разработка

Сценарий картины был написан в больнице .

По словам Бергмана, история была основана на случайной встрече с бывшей коллегой — Биби Андерссон , на одной из улиц Стокгольма. Андерссон, которая гуляла с Лив Ульман , представила её режиссёру. Ульман назначили встречу и сказали, что Бергман узнал девушку и сразу спросил, не хочет ли она с ним поработать. Он сказал, что образ двух женщин сформировался в его уме; в больнице он обнаружил «странное сходство» между актрисами. Это вдохновило его на начало истории, видение двух женщин, «носящих большие шляпы и кладущих руки рядом друг с другом». Андерссон сказала: «Лив и я работали вместе раньше, и мы были очень близки». Бергман был в романтических отношениях с Андерссон и был увлечён Ульман; о концепции фильма Андерссон сказала: «Он видел нашу дружбу, и он хотел проникнуть ... в неё. Внутрь» .

Бергман написал сценарий «Персоны» за девять недель, пока проходил лечение от воспаления лёгких. С этим проектом он отказался от своей практики написания законченных и всесторонних сценариев до начала съёмок, позволив сценарию развиваться по мере производства картины.

Бергман обратился к режиссёру , чтобы получить финансовую поддержку проекта. Фант спросил о концепции фильма, и Бергман поделился своим видением. Фант предположил, что фильм будет недорогим, и согласился его финансировать .

В своей книге « Images » Бергман писал: «Сегодня я чувствую, что в «Персоне», а потом в «Шёпотах и криках», я зашёл так далеко, как только мог. И что в этих двух случаях, работая в условиях полной свободы, я коснулся бессловесных секретов, которые только кино может открыть». Он также сказал: «В то или иное время я говорил, что «Персона» спасла мне жизнь - это не преувеличение. Если бы я не нашёл в себе силы сделать этот фильм, я бы, наверное, покончил со всем. Один важный момент: в первый раз мне было всё равно, будет ли результат коммерчески успешным» .

Хотя создатели фильма рассматривали названия «Соната для двух женщин», «Ett stycke kinematografi» («Кусок кинематографа») , Фант предложил что-то более доступное, и название фильма было изменено .

Кастинг

Бергман планировал снять Андерссон и Ульман в фильме «Каннибалы», большом проекте, который он забросил после того, как заболел, но он все ещё надеялся соединить их на съёмочной площадке.

Ульманн сказала, что она начала сниматься в фильмах Бергмана, начиная с немого персонажа, Элизабет: «Это было потому, что моё лицо могло рассказать то, что он хотел сказать. Это сделало меня тем, с кем он хотел работать, потому что это было моё лицо, и я также понимала, что он писал».

Бергман выбрал в качестве сына Элизабет, после работы с ним в фильме 1963 года « Молчание » .

Съёмки

Основные съёмки проходили на острове Форё и в Råsunda Studios в Стокгольме .

Съёмки начались 19 июля 1965 года и завершились 15 сентября .

Ульман рассказывала, что первоначальные съёмки в Стокгольме были омрачены неуклюжими действиями и неподготовленным руководством. Команда решила отступить в Форё, где Бергман нашёл дом для съёмок. Погода на острове Форё была идеальной; съёмочная группа переделала большую часть материала отснятого в Стокгольме .

Андерссон сказала, что она и Ульман согласились сыграть свои роли, как разные стороны одной личности, и они предположили, что эта личность принадлежит Бергману. Актриса сказала, что они пытались сбалансировать друг друга в игре. Бергман говорил своим актрисам не спрашивать его, что означает каждая сцена; Ульман полагала, что оператор Свен Нюквист также не был проинформирован о намерениях режиссёра и работал интуитивно .

Хотя сцена, где Альма описывает оргию, была в сценарии, Андерссон сказала в 1977 году, что Бергману посоветовали вырезать её из фильма . Для съёмки сцены потребовалось два часа, используя крупные планы Ульман и Андерссон в одиночных дублях. Позже Андерссон сказала, что, хотя она думала, что некоторые из её работ были «банальными», она гордилась своей работой в «Персоне» . Ульман описала свои кадры, как неподготовленную, естественную реакцию на эротическую природу повествования .

Постпродакшн

Сценарий предусматривал «крупный план Альмы со странным сходством с Элизабет». На острове Форё Бергман задумал снимок, в котором лица Ульман и Андерссон сливаются в одно . Это было сделано путём освещения того, что Бергман считал нелестной стороной лица каждой актрисы, в разных кадрах, и сочетанием освещённых сторон. Актрисы не знали об эффекте до показа в Moviola . Ни одна актриса не узнала себя в получившемся изображении .

Согласно словам Ульман, сцена, где Альма описывает материнство Элизабет, была снята двумя камерами, актрисы снимались по-отдельности, и съёмки каждой были предназначены для склейки при редактировании. Затем Бергман решил, что каждый ракурс сообщает о чем-то важном, и использовал оба, один за другим .

Бергман был недоволен звуком в сцене, где Альма описывает оргию, поэтому он попросил Андерссон перечитать сцену, что она сделала более низким голосом. Сцена была записана и дублирована .

Партитура использует четыре виолончели, три скрипки и другие инструменты. Верле описал свою работу с Бергманом: «Затем он пришёл с весьма смутными намётками на то, как будут выглядеть фильмы, но я все равно понял его, и он дал мне несколько ключевых слов. Я был немного удивлён, что стал частью художественного произведения, у меня было так мало времени, чтобы это переварить. Интересно, как вообще возможно, посмотреть фильм один или два раза, а затем сочинить музыку?» .

Критика

Критики высоко оценили работу Биби Андерссон, и она получила премию Золотой жук за лучшую женскую роль. Фильм получил благоприятные отзывы шведской и американской прессы .

В Svenska Dagbladet Стиг Викандер назвал картину «гностическим поиском божественного ничто» . В 1966 году богослов сравнил фильм с работами .

Журнал Шведского института кино « sv » сообщил, что культ «Персоны» распространился за пределы Швеции к 1967 году .

В одном из своих ранних обзоров Роджер Эберт присудил фильму четыре звезды; он назвал его «трудным», и сказал, что картина и главная героиня «упорно отказываются быть обычными и реагировать так, как мы ожидаем» .

Босли Краузер , пишущий для « Нью-Йорк Таймс », назвал «Персону» «прекрасным, капризным фильмом, который, несмотря на всю свою напряжённую эмоциональность, предъявляет жёсткие интеллектуальные требования» .

Variety писали: «нельзя отрицать захватывающую тему картины и совершенство режиссуры, актёрской игры и съёмки»; заключив: «Бергман придумал, пожалуй, один из его самых искусных фильмов в техническом и концептуальном плане, но также и один из самых сложных» .

Time заявили, что фильм «объединяет две знакомые навязчивые идеи Бергмана: личное одиночество и особые страдания современной женщины» .

Независимый критик отметил, что ряд других критиков считают его одним из величайших фильмов всех времён.

Питер Брэдшоу дал ему четыре из пяти звёзд в своём обзоре The Guardian 2003 года, назвав его «потрясающим, даже захватывающим» .

Для « The Chicago Tribune » наградил его четырьмя звёздами в 2006 году и назвал его «одной из главных работ на экране и, возможно, лучшим фильмом Ингмара Бергмана» .

Полин Кейл из « сказала, что конечным результатом была «жалость», но сцена, где Альма описывает свою оргию, - «одна из редких по-настоящему эротических сцен в истории кино» .

Леонард Малтин дал фильму «3 с половиной звезды» в своём «Путеводителе по фильмам» 2013 года, назвав его «призрачным, поэтическим для проницательных зрителей».

Критик « » Дейв Кер писал, что фильм может быть лучшей картиной Бергмана, но возражал против вторичных идей картины (для экспериментального фильма) и утомительности .

Награды

Номинации

Примечания

  1. . IMDb. Дата обращения: 3 декабря 2019.
  2. Dan Callahan. (англ.) . Дата обращения: 14 ноября 2019. 18 сентября 2020 года.
  3. (англ.) // Wikipedia. — 2019-10-29.
  4. Jerry Vermilye. . — McFarland, 2002-01-01. — 196 с. — ISBN 9780786411603 . 14 марта 2020 года.
  5. Birgitta Steene. . — Amsterdam University Press, 2005. — 1151 с. — ISBN 9789053564066 . 11 августа 2020 года.
  6. (англ.) // Wikipedia. — 2019-11-14.
  7. Ингмар Бергман. "Bergman on Persona". Persona: A Film by Ingmar Bergman. — The Criterion Collection, 2014.
  8. Virginia Wright Wexman, Liv Ullmann. // Cinema Journal. — 1980. — Т. 20 , вып. 1 . — С. 68 . — ISSN . — doi : .
  9. Биби Андерссон. "Bibi Andersson on Bergman". Persona: A Film by Ingmar Bergman // The Criterion Collection.. — 2014.
  10. Ullmann, Liv. . — University Press of Mississippi, 2006. — xxii, 229 pages с. 1 декабря 2008 года.
  11. Alexis Luko. // New York and London: Routledge. — 2015-08-11.
  12. Roger Ebert. (англ.) . www.rogerebert.com. Дата обращения: 14 ноября 2019. 4 марта 2018 года.
  13. . The New York Times . 2019-11-14. из оригинала 13 июня 2020 . Дата обращения: 14 ноября 2019 .
  14. Variety Staff, Variety Staff. (англ.) . Variety (1 января 1966). Дата обращения: 14 ноября 2019. 20 ноября 2016 года.
  15. (англ.) // Time : magazine. — 1967-03-17. — ISSN . 25 декабря 2017 года.
  16. Bradshaw, Peter (2003-01-31). . The Guardian . из оригинала 12 октября 2017 . Дата обращения: 14 ноября 2019 .
  17. Michael Wilmington, Tribune movie critic. (англ.) . chicagotribune.com. Дата обращения: 14 ноября 2019. 14 ноября 2019 года.
  18. . web.archive.org (20 ноября 2016). Дата обращения: 14 ноября 2019. Архивировано из 20 ноября 2016 года.
  19. Dave Kehr. (англ.) . Chicago Reader. Дата обращения: 14 ноября 2019. 12 октября 2017 года.

Ссылки

Русскоязычные

  • [www.lib.ru/CINEMA/kinolit/BERGMAN/bergman.txt Бергман. Картины]
  • Бергман о Бергмане. М.: Радуга, 1985.

Другие

Источник —

Same as Персона (фильм)