Новая волна (музыка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чехословацкая новая волна ( Чешская новая волна ) — термин, используемый для поколения чехословацких сценаристов и режиссёров, пришедших в кино в 1960-е годы, таких как Милош Форман , Вера Хитилова , Иржи Менцель , Иван Пассер , , , , Ян Немец , Яромил Йиреш , , , , Юрай Герц , , Штефан Угер , Юрай Якубиско , , Эло Гаветта , и их киноработ того времени .
Это один из самых художественно значимых периодов за всю историю чешского и словацкого кино, получивший большой международный резонанс. Фильмы новой волны демонстрировались на престижных фестивалях в Каннах, Венеции и Мангейме и даже номинировались на Оскар . Фильм « » («Slnko v sieti», 1962) словацкого режиссёра Штефана Угера часто считают первым фильмом чехословацкой новой волны, предвосхищающим зарождавшуюся поэтику современного кино ; последним фильмом новой волны иногда называют « Моргиану » Юрая Герца (1972) .
Иногда к новой волне также относят выдающиеся чешские фильмы 1960-х, снятые режиссёрами среднего и старшего поколений. Сюда относятся такие режиссёры, как Войтех Ясны , Карел Кахиня , Франтишек Влачил , Ян Кадар , Эльмар Клос , Ладислав Хельге и Збынек Бриних .
Появление нового движения в кинематографе стало возможным благодаря продвинутой киношколе, широкой базе молодых кинематографистов, обучавшихся в 1950-е и 1960-е годы, либерализации социалистического режима и частичному ослаблению цензуры. Студенты факультета кино ( ) Пражской академии музыкального искусства имели доступ к фильмам французской новой волны и другим произведениям киноискусства, давшим импульс развитию современного кинематографа. В течение нескольких лет дебютировали авторы, которые смогли снимать благодаря более благоприятным условиям, сложившимся на киностудиях .
Характерными особенностями фильмов новой волны были длинные, часто импровизированные диалоги, чёрный и кафкианский юмор и участие непрофессиональных актёров ( , , , Милада Ежкова ) или молодых, неприевшихся актёров, чья игра отличалась естественностью ( , Йозеф Абргам , , Яна Брейхова , , ). Фильмы новой волны часто затрагивают такие темы, как любовные отношения молодых людей и их столкновение с представителями старшего поколения или отражают искажённую общественную мораль. Авторы хотели показать людей как они есть, и персонажи их фильмов не были чёрно-белыми или схематичными, как ранее в фильмах социалистического реализма , им были присущи как положительные, так и отрицательные черты.
Режиссёры старались не приукрашивать реальность, и их фильмы часто содержат спонтанные или кажущиеся таковыми сцены (фильмы Милоша Формана, Ивана Пассера или Ярослава Папоушека). Другие авторы, напротив, избрали путь стилизованных экспериментальных выразительных средств, которые сознательно отрицали черты реальности в большей или меньшей степени. Значительную роль в произведениях новой волны играли деятели искусства, с которыми неоднократно сотрудничали молодые режиссёры: операторы Мирослав Ондржичек , и Ян Чуржик , композиторы Зденек Лишка и , художник Эстер Крумбахова.
Фильмы чехословацкой новой волны охватывали несколько направлений и жанров. Наибольшим успехом пользовались трагикомедии; фильмы « Бал пожарных » и « Поезда под пристальным наблюдением » посмотрело более миллиона зрителей . Оба этих фильма были номинированы на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке; «Поезда под пристальным наблюдением» удостоились этой награды в 1968 году. В других фильмах новой волны применялись более экспериментальные методы, такие как деструкция времени и пространства в фильмах «Солнце в сети», « Крик » или « ».
Впервые в чехословацком кино получил распространение жанр притчи. Фильмы этого жанра часто затрагивают социально-политический контекст своего времени. Действие в них может происходить как в настоящем (« », « Конец священника »), так и в прошлом (« Сжигатель трупов ») или полностью вне реального пространства и времени (« Маргаритки », « », « », « », « Дело для начинающего палача », « »).
Важной частью «новой волны» были также фильмы, вдохновлённые документальной поэтикой синема верите , такие как « » Милоша Формана или « О чём-то ином » Веры Хитиловой. Эвальд Шорм, Яромил Йиреш и также снимали оригинальные документальные фильмы в 1960-х годах.
Движение закончилось после наступления нормализации в начале 1970-х годов. Милош Форман, Ян Немец и Иван Пассер покинули страну. Те, кто остался, либо были полностью лишены возможности работать в кино (Эвальд Шорм, Павел Юрачек, Эло Гаветта), либо постоянно сталкивались с цензурой (Вера Хитилова), либо постепенно адаптировались к новой ситуации (Иржи Менцель, Яромил Иреш, Гинек Бочан, Юрай Якубиско). Представители нового поколения, следующего за новой волной, были вынуждены замолчать сразу же после дебюта в конце 1960-х годов ( Драгомира Виганова , , ). Многие фильмы 1960-х годов были запрещены и отправлены на полку и были вновь или впервые показаны только после бархатной революции 1989 года (« Жаворонки на нитке » Иржи Менцеля, « Шутка » Яромила Иреша, « » Гинека Бочана, « » Драгомиры Вигановой, « Дело для начинающего палача » Павла Юрачека).