Interested Article - Угэдэй

Угэдэй , Огодай , Огодэй ( монг. Өгэдэй хаан ? , ᠥᠭᠦᠳᠡᠢ
ᠬᠠᠭᠠᠨ
? ; кит. 窝阔台 ; ок. 1186 11 декабря 1241 ) — третий сын Чингисхана и Бортэ и преемник своего отца в качестве каана (великого хана) Монгольской империи ( 1229 1241 ). Чингисхан ещё задолго до смерти избрал Угэдэя в качестве преемника, а в сентябре 1229 года этот выбор был утверждён курултаем ; до этого момента империей управлял в качестве регента его младший сын Толуй . Угэдэй-каан провёл ряд успешных административных реформ и продолжил экспансионистскую политику Чингисхана. Подобно другим его сыновьям, участвовал в походах на Северный Китай и Среднюю Азию . До избрания великим ханом был правителем Угэдэйского улуса .

Личность

Угэдэй был известен способностью влиять на сомневающихся в любой дискуссии, в которой он участвовал, в силу своей личности. Он был физически развит и умён, обладал устойчивым и спокойным характером . Собственно, он был избран преемником отца, обойдя двух старших братьев: когда в 1219 году Есуй — одна из супруг Чингисхана, собравшегося идти войной в Среднюю Азию на Хорезм , — потребовала определиться с наследником на случай, если с ним что-нибудь случится. Поскольку Чингисхан поначалу предложил в качестве наследника Джучи , то это вызвало ссору между братьями: когда Чагатай напомнил о сомнительности происхождения Джучи, между братьями завязалась драка прямо в присутствии хана. После того, как их растащили, было решено назначить наследником Угэдэя, а Джучи и Чагатаю, во избежание вражды между ними, выделить в будущем в управление разные земли. Угэдэй (Октай) находился под сильным влиянием своего старшего брата Чагатая (Джагатая) ; последнему достался в удел Туркестан, но тот предпочитал жить при дворе Октая .

« Сокровенное сказание » приписывает Угэдэй-хану следующие слова :

Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Лихудский народ (Гиньское царство) — это во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также и для осуществления быстрейшей доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставлю народу воду и корма, и, наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя, государя.

Угэдэй имел репутацию пьяницы (в чём признавался и сам), злоупотреблявшего алкоголем — к тому же, не традиционным монгольским напитком айраком (перебродившее кобылье молоко), а вином. Его свита, из медицинских соображений предписав Угэдэю потреблять меньше кубков вина в день, назначила специального чиновника, в обязанность которого входило считать выпитые ханом чары; однако снижение их количества означало лишь что Угэдэй раздобыл себе кубок побольше .

Другой особо выделяемой чертой его характера были проявления широты натуры. Накопив огромные награбленные в военных походах богатства, хан легко расставался с ними и подчас раздавал случайным людям всё, что только попадется под руку. Пытавшихся воспрепятствовать этому транжирству чиновникам и родственникам Угэдэй отвечал, что всё равно покинет этот мир, и единственное, что от него останется, будет память людей. Всё это создало представление историков о хане как о, хоть и своевольном, но добродушном и уживчивом самодержце.

Возведение Угэдэя на престол. Миниатюра из Джами ат-таварих Рашид ад-Дина , XIV век

Из этой картины выбивается ряд эпизодов жестокостей Угэдэя — ритуальное жертвоприношение сорока красавиц из знатных семей после избрания его ханом на могиле Чингисхана, а также массовое изнасилование 4 тысяч незамужних ойратских женщин и девочек старше 7 лет на глазах их родных, о котором сообщает Джувейни . Объясняя это тем, что ойраты отказались отправить девушек в гарем Угэдэя. И по словам Джувейни, Угэдэй это сделал не из за сексуальной развратности как таковой, а для укрепления власти над ойратскими племенами .

Завоевания

После избрания на царство Угэдэй решил завершить начатые его отцом завоевания. На юго-западе Хорезм давно пал, но последний хорезмшах Джелал ад-Дин Мангуберди лелеял мысли восстановить утраченную его отцом Ала ад-Дином Мухаммедом II империю — и вёл успешные кампании в Северном Иране и Закавказье . Великий хан отправил против него своего военачальника Чормагана , выступившего из Бухары с как минимум 30-тысячной армией.

На юго-востоке Угэдэй, намереваясь закончить дело своего отца — монгольско-цзиньскую войну с чжурчжэньским государством Цзинь — разгромом противника, отверг просьбу прибывшего цзиньского посольства о мире и вместе с Толуем лично направился во главе мощных армий в поход на Северный Китай. Монголы наступали в двух направлениях: на Шаньси (эту группу вёл сам Угэдэй, с ним были Толуй и Мунке ) и на Шэньси (этой группой командовал Субэдэй ). В начале 1231 года перед их войсками пали осаждённый Фэнсян, Лоян , и ряд других городов. После этого Угэдэй, спасаясь от летней жары, вернулся на север, а войска остались под командованием Толуя. После своего возвращения к войскам поздней осенью 1231 года Угэдэй, выступив из Хэчжуна, в начале 1232 года переправился через Хуанхэ у Хэцина и вновь соединился с армией младшего брата, после чего объединённая монгольская армия через Чжэнчжоу двинулась на южную столицу Цзинь — Бяньцзинь (Кайфын) , который был взят после затяжной (почти годичной) осады. Когда завоевание Северного Китая было в целом завершено Угэдэй окончательно вернулся в свою ставку в Монголию, оставив в качестве наместника выдающегося воина Субэдэя.

Хотя сам Угэдэй после этой кампании в Северном Китае в 1232 году лично больше не руководил боевыми действиями, завоевательная политика на окраинах Монгольской империи не ослабевала:

Реформы

Весной 1235 года в местности Талан-даба был созван великий курултай для подведения итогов тяжёлых войн с империей Цзинь и Хорезмом. Было принято решение вести дальнейшее наступление по четырём направлениям: на запад — против половцев, булгар и русских; на восток — против Корё; на юг — против китайской империи Сун; на юго-запад — на Ближний Восток. На Курултае 1235 года Угэдэй не только представил программу последующих завоеваний, но и законодательно утвердил принятые ещё Чингисханом постановления, ярлыки и пайцзы ). Среди реформ, предпринятых Угэдэем, следующие:

  • Организована почтовая служба ( ям ).
  • Произведена перепись населения.
  • Усовершенствована налоговая система.
  • Развита система коммуникаций.
  • Дополнена Великая Яса Чингисхана.
  • Закончена постройка столицы империи — Каракорума .

К управлению при Угэдее активно привлекались представители местной знати и чиновничества: так, наместником Мавераннахра , чьё влияние простиралось на Среднюю Азию и Иран, был назначен хорезмиец Махмуд Ялавач , а представитель киданьской династии Елюй Чуцай развернул свою деятельность в качестве главного советника по китайским делам. В итоге, в администрации хана образовались три группировки:

Хотя сам Угэдэй оставался приверженцем традиционного шаманизма и тенгрианства , однако политику веротерпимости проводил не менее последовательно, чем его отец. Наряду с дворцами в Каракоруме, Угэдэй приказал построить молельные дома для буддистов, мусульман, христиан и даосов. В изложении различных источников во всём переплетении многочисленных религиозных тенденций подчёркивались именно те, которые близки по вероисповедания их авторам.

Смерть

Обстоятельства смерти Угэдэя подробно описаны Рашид-ад-Дином : его тяжёлая болезнь, последующее частичное выздоровление, выезд в декабре 1241 года на зимнюю охоту вопреки запретам врачей и ночная пирушка в обществе мусульманина-откупщика Абдурахмана, которая в конечном итоге и привела к его кончине.

Несмотря на то, что Угэдэй перед смертью назначил своим наследником внука , вдова хана Дорегене и её сыновья решили возвести на трон Гуюка , который к тому времени ещё не вернулся из западного похода, и Тэмугэ-отчигин , младший брат Чингиса, предпринял неудачную попытку захватить власть. Однако и после возвращения Гуюка долгое время не удавалось собрать на курултай всех князей- чингизидов — его недруг Бату-хан (Батый) , старший среди потомков Чингисхана, не спешил являться в Монголию. В период междуцарствия до проведения курултая (1242—1246) регентство осуществляла Дорегене. Уже в ближайшие после смерти Угэдэя годы многие его потомки пали жертвой насильственной смерти в ходе борьбы гаремных группировок. Единая империя постепенно приближалась к развалу, основы чего были заложены уже разделением улусов между сыновьями Чингисхана и возрастанием при Угэдэе их самостоятельности — например, в случае Улуса Джучи (Золотой Орды) .

Семья

Согласно Рашид ад-Дину , жёнами Угэдэя были :

Сыновья Угэдэя от наложниц:

  • Кадан-огул — от наложницы по имени Эркинэ (воспитывался в ставке Чагатая);
  • Мелиг — от наложницы Эркинэ (сына воспитывал в ставке Угэдэя Данишменд-хаджиб).

Память

Статуя Угэдэя в Монголии

Примечания

  1. Другие варианты — Ögädäi , Ögedäi , Ogotai , Ogtai , Oktay .
  2. Имя Угедей обозначало «Вознесение» (летописи Рашид-ад-Дина. Об Угедее-каане).
  3. Маклинн Ф. Чингисхан. Человек, завоевавший мир. — М., 2019. — 868 с.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. , .
  6. Джон Мэн. Хубилай : От Ксанаду до сверхдержавы = Kublai Khan : From Xanadu to Superpower / Пер. с англ. В. А. Федорова. — Москва, Владимир : ВКТ, АСТ, АСТ Москва, Neoclassic, 2008. — 416 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-17-051399-4 . — ISBN 978-5-9713-9334-4 . — ISBN 978-5-226-00738-5 .
  7. Jack Weatherford. . — 2011. — С. 90–91.
  8. Петрушевский И. П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256–1353 гг.) // Татаро-монголы в Азии и Европе : Сборник статей. — М. : Наука, 1977. — С. 231 .
  9. Галстян А. Завоевание Армении монгольскими войсками // Татаро-монголы в Азии и Европе : Сборник статей. — М. : Наука, 1977. — С. 170 .
  10. Сборник летописей Рашид-ад-Дина.
  11. Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. // История енисейских кыргызов. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2000. — 272 с. 23 февраля 2020 года.

Источники и литература

  • Рашид ад-Дин . / Перевод с персидского О. И. Смирновой,редакция профессора А. А. Семенова. — М. - Л. : Издательство АН СССР, 1952. — Т. 1, кн. 2.
  • Рашид ад-Дин . / Перевод с персидского Ю. П. Верховского, редакция профессора И. П. Петрушевского. — М. - Л. : Издательство АН СССР, 1960. — Т. 2.
  • : Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongrol-un Niruca tobciyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный изборник / Перевод С. А. Козина . — М. - Л. : Издательство АН СССР, 1941. — С. 79—199.
  • // / Пер. П. Кафарова . — 1866. — Т. 4.
  • Вернадский Г. В. = The Mongols and Russia / Пер с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М. : ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с. — 7000 экз. ISBN 5-85929-004-6 .

Ссылки

  • Борев И. . — на сайте «Хронос». Дата обращения: 19 января 2009. 19 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Угэдэй