Interested Article - Дулатов, Миржакип

Миржаки́п (Мыржакы́п, Мир-Яку́б) Дула́тов ( каз. Міржақып Дулатұлы ; 25 ноября 1885 5 октября 1935 ) — казахский поэт , писатель , журналист , драматург , один из лидеров правительства «Алаш-Орды» и национально-освободительного движения Казахстана . Также известен под псевдонимами Мадия́р , Азама́т , Таймине́р , Тю́рк баласы́ и Аргы́н баласы́ .

Ранние годы

Миржакип Дулатулы родился 25 ноября 1885 года в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда .

Мальчик рано лишился матери Дамеш; она умерла, когда ему было всего два года. Отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип окончил начальную школу в ауле. В 1901 году он поступает в Государственное русско-казахское училище, педагогический класс которого окончил в 1902 году, став сельским учителем. Преподавателем казахского языка в этом училище был Ахмет Байтурсынов , с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политическая деятельность Миржакипа Дулатова. В 1904 году в Каркаралы Миржакип познакомился с Алиханом Букейхановым .

В 1907 году Дулатов едет в Санкт-Петербург на Всероссийский съезд кадетов делегатом от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создаёт журнал «Серке» и в его единственном выпуске публикует поэму «Жастарға» (Молодёжи) . Также он пишет статью «Біздің мақсатымыз» (Наша цель) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет.

Политическая и литературная деятельность

Императорским указом от 3 июня 1907 года казахи, как и все коренные народы Сибири и Средней Азии, были лишены права участия в Государственной Думе России. В своей статье «Закон от 3 июня и казахи», Дулатов подверг критике это решение, как несправедливое: «Если при решении казахских вопросов не будут участвовать депутаты от казахов, то как бы ни были эрудированы и красноречивы депутаты, выступающие по этим делам, никакого компетентного решения быть не может» , — писал он.

Политическое кредо Дулатова чётко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!) , первое издание которого было выпущено в Уфе типографией «Восточная печать» (Шарк) Товарищества «Каримов, Хусаинов и Ко».

Көзіндi аш, оян, қазақ, көтер басты,

Өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кеттi, дін нашарлап, хал харам боп,

Қазағым, ендi жату жарамасты.

Тираж был немедленно конфискован. Переиздать книгу удалось только в 1911 году, когда Дулатов вернулся в Тургай.

В 1910 году Дулатов написал книгу «Бақытсыз Жамал» (Несчастная Жамал) , которая является первым романом, написанным на казахском языке.

В то же время Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки . Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году его арестовывают в Семипалатинске и приговаривают к году и восьми месяцам в заключении.

После освобождения Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айқап» и газете « Қазақ » ( «Казах» ), которую он основал в 1913 году совместно с Ахметом Байтурсыновым , тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнётом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин) .

В 1914 году тюрколог Владимир Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского .

В 1916 году Дулатов, Байтурсынов и Алихан Букейханов выступили против царского указа от 25 июня о призыве казахов на тыловые работы, которое, по их мысли, « может довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества ». Однoвременно Дулатов стал создателем первого в казахской истории фонда помощи голодающим.

Летом 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого всеказахского съезда в Оренбурге , где фактически оформляется первая казахская политическая партия « Алаш », а в декабре, вскоре после Октябрьской революции — Второго общеказахского съезда, который провозглашает Казахскую автономию как часть будущей федеративной России. Дулатов становится членом правительства « Алаш-Орда » под руководством Букейханова и Байтурсынова. Параллельно Дулатов возглавляет комитет помощи голодающим казахам Семиреченской и Сырдарьинской областей , основанный при посредничестве молодёжной организации «Жанар» . Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными , так и с белыми . Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя и вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД .

Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге . В 1928 году Миржакип резко выступил против отмены арабского алфавита . Опасность яналифа он видел в разрыве связи народа с письменной историей . По мнению Дулатова, смена алфавита могла положить начало деградации родного языка и отчуждению народа от собственной истории. Был в неприязненных отношениях с Алиби Джангильдином .

Арест и заключение

29 декабря 1928 года его арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме и поместили в кызыл-ординскую тюрьму. В соседних камерах с ним сидели Джусупбек Аймаутов и опять, как и в царское время, Ахмет Байтурсынов. На допросе в 1929 г. в ответ на обвинение в национализме Миржакип отвечал: «Мы хотим, чтобы наше отечество принадлежало нам» . В своём официальном последнем слове он заявил: «Ради будущего своего народа я обязан делать всё возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно, истина восторжествует» . Дулатов был приговорён к смертной казни через расстрел , но вскоре её заменили на лишение свободы сроком на 10 лет.

Он отсидел в Бутырской тюрьме два года, затем был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения . К тому времени имя Миржакипа уже было в « Литературной энциклопедии », а также в « Малой советской энциклопедии ». Благодаря этому в лагере его узнал учёный и священник Павел Флоренский , который смог устроить его фельдшером в больнице. Мустафа Шокай пытался устроить Дулатову побег из Соловков, когда туда зашло торговое судно из Франции, но арестант отказался, боясь за судьбу семьи. 5 октября 1935 года Миржакип Дулатов скончался в Центральном лазарете Сосновецкого лагеря и был похоронен на вольном кладбище.

Реабилитация

Дулатов был посмертно реабилитирован в 1988 году. Он был признан пионером современной казахской литературы и одним из лидеров национально-освободительного движения. Инициатором реабилитации стала его дочь Гульнар (1915—2013 ), врач по профессии. Гульнар Дулатова также была инициатором реабилитации других деятелей «Алаш-Орды», таких как Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов .

Однако согласно другим источникам, фактическая его реабилитация состоялась лишь в апреле-мае 2004 года, когда прокуратурой г. Алматы по заявлению внучатого племянника Дулатова было истребовано из архива ДКНБ по г. Алматы уголовное дело в отношении Миржакипа (Мир-Якуба) Дулатова по обвинению по ст. 58-2 УК РСФСР. В 2004 году прокуратурой г. Алматы родственникам была выдана официальная справка о реабилитации Дулатова в соответствии со ст. 14 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

В 1990 году Правительством Карельской АССР была создана специальная комиссия, которая идентифицировала останки Миржакипа Дулатова на основании свидетельств местных жителей, фактов и документов. В октябре 1992 года останки Миржакипа Дулатова были перевезены на родину и с почестями захоронены в ауле Бидайык Джангельдинского района Тургайской области (ныне входит в состав Костанайской области ).

Память

Фильмы

  • Калила Умаров . «Міржақыптың оралуы» — «Возвращение Мир-Якуба» , Казахтелефильм. 1993. Документальный фильм
  • Логотип YouTube
  • Логотип YouTube

Изданные литературные произведения

Собрание сочинений в 5 томах (первые 4 тома) + "Оян қазақ" (стихи, роман, рассказы). Алматы, Мектеп, 2002–2004; Алматы, Атамұра, 2003, 192 стр.
  • Oyan! Qazaq!, 1909(Ufa)
  • Baqytsyz Jamal, 1910
  • Oyan! Qazaq!, 1911(Omby)
  • Azamat, 1913
  • Terme, 1915
  • Esep Kurali, 1922
  • Kiyragat Kitabi, 1924
Миржакып Дулатулы. Сочинения в 2 томах. Алматы, издательство"Ғылым", 1996-1997, 280 страниц (1 том), 344 страниц (2 том).

Переиздания

  • «Оян, казак», Алматы, Алтын Орда, 1991.
  • "Оян қазақ".Алматы, издательство Атамұра, 2003.
  • Миржакып Дулатулы. Шыгармалары (Сочинения в 2 томах), Алматы, Жазушы , 1991;
  • Миржакып Дулатулы. Сочинения в 2 томах (Шығармалары). Алматы, издательство "Ғылым"; 1996-1997.
  • Дулатов М. Избранное. Алматы, Гылым , 1991.
  • Миржакип Дулатулы. Сочинения в 5 томах, Алматы, Мектеп, 2002—2004.
  • Миржакып Дулатулы. Сочинения в 6 томах. Алматы, Мектеп, 2013; 2020 (переиздание).

См. также

Примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  2. . Дата обращения: 11 мая 2018. 12 мая 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дулатов, Миржакип