Interested Article - Шокай, Мустафа

Мустафа́ Шока́й (' Чока́й-бей Оглы , Чокаев , Чокай-оглы ; каз. Мұстафа Шоқай ( бей Оглы) ) ( 25 декабря 1890 , Аулие́-тарангыл , Туркестанский край , Российская империя 27 декабря 1941 , Берлин , Нацистская Германия ) — казахский общественный и политический деятель, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана . С гражданской войны в России и до Второй мировой войны (1921—1941) находился в эмиграции во Франции , в советское время обвинялся в коллаборационизме .

Начало пути

Мустафа Шокай улы (Чокаев, Чокай) родился 25 декабря 1890 года в казахском ауле Аулие́-тарангыл на реке Сырдарье близ Перовска . Его предки были степными аристократами из рода Кыпчак-Бошай. Дед Мустафы был правителем Сырдарьинской области Хивинского ханства , а отец — уважаемым в народе судьёй. В их семье была хорошая библиотека старинных рукописей. По воле отца Мустафа пошёл учиться в русскую школу Перовска, так как знание русского языка стало жизненно необходимым. В 1902 году отец отправил его учиться в Ташкентскую гимназию. Тогда Мустафа впервые услышал имя Керенского . Керенский и Шокай с интервалом в десять лет закончили Первую ташкентскую мужскую гимназию, а позже оба с отличием окончили юридический факультет Санкт-Петербургского университета ( 1899 1904 и 1910 1914 соответственно). В бурные революционные годы их пути пересеклись. По окончании Ташкентской гимназии в 1910 году, как лучший ученик, Мустафа был представлен к золотой медали. Узнав об этом, ненавидевший «инородцев» туркестанский генерал-губернатор Самсонов распорядился отдать золотую медаль выпускнику Зепрометову. К чести как своей, так и училища, тот отказался, и Шокай получил свою медаль. Пытаясь сгладить скандал, губернатор предложил Мустафе должность переводчика в своей администрации, но Шокай отказался и уехал в Санкт-Петербург , где поступил на юридический факультет университета.

Когда в 1912 году умер отец Шокая, Мустафа на время вернулся домой по просьбе земляков и замещал должность отца — судьи. Тогда в связи со столыпинской аграрной реформой в Казахстан стали массово переселять крестьян из России; землю для них отбирали у местных казахов, начались земельные споры .

Деятельность в Петербурге

Во время учёбы он продолжал защищать интересы уже не только земляков, но и всего казахского народа. Ещё 3 июля 1907 года царь Николай II издал Указ о лишении избирательных прав коренных народов Сибири и Средней Азии. Они потеряли своё и так незначительное представительство в Государственной думе России. Но казахские политики и интеллигенция продолжали бороться за интересы своего народа любым путём. Молодого казаха, с отличием окончившего в 1914 году Петроградский университет, заметили. Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал его ещё в 1914 году в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России. Позже Шокай должен был баллотироваться в депутаты от Башкирии, но заодно защищать интересы и казахского народа. Уфимский помещик Селимгирей Жантурин сделал Мустафе необходимую дарственную в виде земель и согласился на выдвижение его кандидатуры в Думу. Работая в Думе, Шокай познакомился с видными мусульманскими политическими деятелями России и подружился с Ахмад-Заки Валиди , будущим председателем Башкирской автономии .

В разгар тяжёлой Первой мировой войны 25 июня 1916 года царь Николай II издал указ «О реквизиции инородцев», о привлечении коренного населения Туркестана и Степного края в возрасте от 19 до 43 лет к тыловым работам — рытью окопов, несмотря на то, что коренное население Средней Азии было освобождено от воинской повинности в связи с лишением избирательных прав в 1907 году. Согласно этому указу на работы в прифронтовых районах призывались из Туркестанского края — 250 тыс.чел., из Степного края — 230 тыс. человек . Мобилизация также пришлась на дни священного для мусульман месяца Рамадана (в этот месяц правоверным мусульманам запрещено воевать и конфликтовать), а также в самый разгар сельскохозяйственных работ, что вызвало возмущение всего народа. Началось мощное восстание в Туркестане и Степном крае . В казахских степях бунт возглавил Амангельды Иманов .

В Государственную думу поступили многочисленные протесты. Из Петрограда в Ташкент выехала комиссия Государственной думы, возглавляли которую уже известный всей России успешными политическими процессами адвокат и член Государственной думы А. Ф. Керенский и член Дум всех четырёх созывов Кутлу-Мухаммед Тевкелев . Мустафа Шокай вошёл в неё, как секретарь мусульманской фракции и переводчик. Комиссия изучила проблемы региона. Последовавшие выступления Керенского в Думе с анализом причин восстания туркестанцев против политики царского правительства принесли ему огромную популярность по всей России. Вернувшись в Петроград, Шокай тоже подготовил материалы для выступлений в Думе от мусульманской фракции. Но в стране в результате неудачной войны наступил тяжелый экономический, а затем и политический кризис. Госдума была распущена царём Николаем Вторым, а потом он и сам отрёкся от престола.

Бурный 1917 год

23 февраля 1917 года началась Февральская революция . Власть повсюду стали захватывать Советы рабочих и солдатских депутатов. Только через десять дней появилось переходное Временное правительство России . Оно упразднило пост генерал-губернатора в Закавказье и Туркестане и передало власть комитетам, созданным из депутатов Думы, являвшихся местными уроженцами. Три главные политические партии Кавказа — азербайджанская Мусульманская демократическая партия мусаватистов , армянская Дашнакцутюн и Грузинская социал-демократическая в ответ на признание Временного правительства получили гарантии автономии в рамках будущей федеративной России . В Туркестане такой национальной партии ещё не было ввиду неразвитого сознания коренного населения и жесткого контроля со стороны русской администрации.

С отречением Государя Николая II началась борьба за власть по всей территории Российской империи. Шокай с соратниками уехал из Петрограда домой в Туркестан . С ними в поезде в Ташкент ехали и эмиссары Советов для агитации и установления там своей власти. Охваченный свободолюбивыми помыслами Шокай весной 1917 г. начал издавать в Ташкенте газету « Бирлик туы » («Знамя единства»), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.

В апреле Мустафа принял участие в Туркестанском съезде общественных организаций в Ташкенте . Главным на повестке дня был вопрос управления Туркестаном . На съезде был создан Туркестанский Национальный Совет. Председателем Постоянного исполкома был избран 27-летний Мустафа Шокай. Позже он вспоминал: «Я был младше всех по возрасту, и мне было несколько неловко быть председателем. Но сам факт свидетельствовал о малочисленности выходцев из местной интеллигенции. А период был самый ответственный».

21 28 июля 1917 года Мустафа, как делегат от Сырдарьинской области, населённой в основном казахами, принимает участие в Первом Всекиргизском (Всеказахском) съезде в Оренбурге , где главными вопросами стали форма государственного управления, автономия в киргизских областях и наболевший земельный вопрос. На съезде была оформлена первая казахская политическая партия « Алаш ». Шокай избирается делегатом и на Всероссийское Учредительное собрание и на Всероссийский съезд мусульман «Шураи-Ислам».

В августе в Петрограде по рекомендации Туркестанского Национального Совета и предложению Керенского, ставшего уже председателем Временного правительства, Мустафа Шокай был также назначен членом Туркестанского комитета Временного правительства, в который входили и бывшие депутаты первой и второй Госдумы Алихан Букейханов и Мухамеджан Тынышпаев .

Осенью в Петрограде , где Временному правительству приходилось считаться с набиравшими силу Советами рабочих и солдатских депутатов, резко усилилась борьба за власть. Пытаясь сместить непослушного Верховного главнокомандующего Лавра Корнилова , требовавшего жестких мер по наведению порядка, нерешительный Керенский , боясь потерять свою власть, приказал вооружить Петросовет . Но получив оружие, большевики сами стали готовить вооруженное восстание. Захват власти большевиками начался с Ташкента 13 сентября 1917 года, а 29 октября город уже был полностью в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета уже свергнутого 25 октября в Петрограде Временного правительства.

Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в Ферганской долине , в Коканде , бывшей столице Кокандского ханства , захваченного Россией всего 40 лет назад и где ещё сохранялись сильные антиимпериалистические настроения. 27 ноября на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Туркестанским Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства.

Туркестанская (Кокандская) автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации. Во вступительной речи Мустафа Шокай сказал:

«Построить с ходу полнокровное государство нелегко. Для этого нет ни кадров, ни опыта. И главное — нет армии, чтобы защитить будущую автономию. Как бы ни была ослаблена Россия , она гораздо сильнее нас. С Россией мы должны жить в мире и дружбе. Это диктует сама география. Я не приемлю политику Советов, но верю в разрушительную силу большевиков».

С 5 по 13 декабря , приглашённый уже как глава Туркестанской автономии, Мустафа Шокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге , где была провозглашена казахская Алашская автономия . Он вошёл в состав правительства « Алаш-Орда », председателем которого стал хорошо знакомый Мустафе Алихан Букейханов. В этом правительстве 10 мест из 25 было предоставлено русским и другим нациям. И Алашская автономия тоже предполагалась в составе будущей Российской Федерации. Но Шокаю пришлось срочно вернуться в Туркестан.

Разгром Кокандской автономии

Флаг Кокандской автономии (1917—1918)

Свергнув Временное правительство в Петрограде в результате вооружённого восстания 25 октября, большевики вынуждены были пойти на проведение чрезвычайно популярных в народе выборов в Всероссийское учредительное собрание России. Но на этих выборах 12 ноября 1917 года большевики получили всего 23,9 % голосов против 40,4 % у правых эсеров . И тогда они после первого же заседания избранного народом Собрания, не получив поддержки и у депутатов, 6 января 1918 года разогнали его. Демонстрация в поддержку Учредительного собрания была расстреляна. Начиналась диктатура пролетариата и красный террор .

В таких условиях Кокандское правительство объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года свой парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — представителям немусульманского населения. Существование такого парламента должно было стать первым шагом к демократизации Туркестана. К слову, в образованном в то же время в Ташкенте правительстве Туркестанской Советской Республики (ТАССР) из 14 его членов не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов , недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации» . В январе 1918 года в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией , в состав отряда вошли красноармейцы ташкентского гарнизона и армянские дашнаки . 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили и разграбили древний город . Ответом на разгром и массовый грабеж населения Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, названное большевиками басмачеством и ликвидированное Советской властью лишь в 1930-е годы . Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно бежал в Ташкент . Два месяца здесь он проживал нелегально и тогда сошёлся со старой знакомой актрисой Марией Гориной, на которой женился в апреле 1918 г.

Позже Шокай говорил: «Мы называли Советскую власть, установленную в Ташкенте, „врагом нашего народа“. Я не изменил свою точку зрения за последние десять лет». ( англ. We called the soviet power then established in Tashkent the «enemy of our people». I have not changed my view on the matter in the last ten years. )

Впоследствии он написал книгу « Туркестан под властью Советов. К характеристике диктатуры пролетариата », в которой он описал своё виденье произошедших событий.

Гражданская война

Флаг Алашской автономии (1917—1920)

Оставаться в Ташкенте было опасно, и по настоянию Гориной 1 мая 1918 года переодетый Мустафа с женой выехали на поезде из Ташкента в Москву, где Марии обещали место в оперном театре. Но состав дальше Актюбинска не пошёл из-за боевых действий на Волге. Мустафа нашёл в уральских степях аул Халиля и Джанши Досмухамедовых, членов правительства «Алаш-Орды», и вновь включился в политическую борьбу.

8 июня в Самаре , захваченной восставшими белочехами , было создано первое антибольшевистское Правительство России, организованное членами Учредительного Собрания , не признавшими его роспуск большевиками. Комитет членов Учредительного собрания ( Комуч ) создал свою Народную Армию , которая во главе с В. О. Каппелем летом успешно противостояла Красной Армии . В июле Комуч пригласил в Самару представителей « Алашской автономии » во главе с Алиханом Букейхановым и М. Шокаем и заключил с ними военно-политический союз против красных. Однако, дела на фронте пошли хуже, и 23 сентября на совещании в Уфе Комуч был реорганизован во Временное Всероссийское правительство ( Уфимская директория ). Мустафа вошёл в члены бюро, но поста министра ему, «инородцу», не доверили. А уже 9 октября это правительство перебралось в Омск . С целью объединения всех антисоветских сил под своим началом оно упразднило все казачьи и национальные образования Сибири и Урала, включая Алашскую и Башкирскую автономии.

Опальные лидеры срочно собрались на съезд в Екатеринбурге , чтобы просить помощи у Антанты и даже ехать на переговоры в США , так как Урал и Сибирь входили в американский сектор Антанты. Но именно в этот день, 18 ноября 1918 года, в Омске казачьи офицеры совершили переворот , свергнув Директорию. Временным советом власть передана адмиралу А. В. Колчаку , который был объявлен Верховным правителем России. Колчак приказал арестовать всех бывших членов Директории и подтвердил роспуск «Алаш-Орды» и Башкирского правительства. Шокай с единомышленниками был арестован белочехами и отправлен в Челябинск , откуда ему удалось бежать с туркестанским эсером Вадимом Чайкиным и представителем татарского « Урало-Волжского штата » Ильясом Алкиным .

Диктаторские действия Колчака вызвали недовольство и у демократического крыла белого движения , возглавляемого эсерами. В подобной обстановке лидеры эсеровской партии сделали попытку создать единый антиколчаковский фронт, объединив башкирские и казахские вооруженные силы с демократическим крылом Оренбургского и Уральского казачеств в лице командующего актюбинской группой войск полковника Ф. Е. Махина и атамана первого округа Оренбургского войска полковника К. Л. Каргина. С целью претворить в жизнь этот замысел 1 декабря 1918 года в Оренбурге , в здании Караван-Сарая — резиденции башкирского правительства собрались представители Самарского комитета Учредительного собрания ( Комуча ). Сюда же прибыл лидер российских эсеров Виктор Чернов , министр иностранных дел Комуча эсер Михаил Веденяпин-Штегеман , руководитель туркестанских эсеров Вадим Чайкин . Казахское движение « Алаш » на этом съезде представлял Мустафа Шокай, а башкирское правительство — Ахмет-Заки Валидов .

Однако о собрании заговорщиков прознал оренбургский атаман А. И. Дутов , примкнувший к Колчаку, и приказал всех арестовать. Шокаю вновь удалось бежать. Его друг со времён Госдумы Ахмет-Заки Валидов вскоре перешёл на сторону Советов, заключив 20 марта 1919 года «Соглашение о создании Советской Башкирской республики ». Чокаев позже писал: «Валиди предательски перебросился в сторону большевиков и нанёс всей нашей акции непоправимый моральный и политический удар». У Мустафы такого выбора не было.

Эмиграция

Мустафа Шокай с женой Марией Гориной, 5 мая 1919, Тифлис. Грузинская демократическая республика

Москва с Петроградом и Туркестан были в руках Советов, Урал и Сибирь — под властью Колчака. И Шокай направился в Закавказье, где в апреле 1918 года была создана Закавказская Демократическая Федеративная Республика , летом распавшаяся на Азербайджанскую и Грузинскую демократические республики и Республику Армения. Большевики туда ещё не добрались.

Через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку , а затем и в Тифлис , где он прожил с женой два года с весны 1919 года по февраль 1921 года . Бывший премьер Туркестанской автономии и бывший член правительства «Алаш-Орды» обладал важной информацией о событиях в Сибири и Туркестане и большим опытом публициста. Он начал сотрудничать с газетами «Вольный горец» и «Борьба», затем был главным редактором журнала «На рубеже». Но Красная Армия под руководством Орджоникидзе , разбив Добровольческую Армию генерала Деникина , захватила Северный Кавказ, затем Азербайджан , Армению и 16 февраля 1921 года вошла в Тифлис. Демократические республики Закавказья были свергнуты Советами.

Шокаю пришлось эмигрировать в Турцию . В Стамбуле он писал статьи для английской « Таймс » и газет «Yeni Dünya» («Новый мир») и «Шафак» («Şafak»). Потом узнал, что Керенский , тоже бежавший из России, находится в Париже . Он списался с ним и другими знакомыми эмигрантами и, сумев получить французскую визу, летом 1921 года прибыл с женой в Париж , ставший центром белой эмиграции . Работал в газетах «Дни» Керенского и « Последние новости » Милюкова . Жизнь в Париже была трудной, средств к существованию не хватало, и в 1923 году Шокай с Гориной переехали в Ножан-сюр-Марн — южный пригород Парижа . В том же году Шокай выступил перед европейской общественностью с лекцией «Политика России и Туркестанское национальное движение» .

С 1926 года Мустафа Шокай — в редколлегии журнала « Прометей », органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана. В 1927 году Мустафа с помощью старого знакомого Ахмет-Заки Валидова , подозрительно «перекинувшегося» обратно из Советской России через Туркестан в Турцию в гущу эмигрантов, организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» (1927— 1931 ) — политический орган Национальной Защиты Туркестана. С 1929 года наладил в Берлине издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал его главным редактором. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров .

Лидеры политэмиграции тюркских и кавказских народов в Польше, 1930-е гг.
Сидят (слева): Магомет Гирей Сунш, Джафер Сейдамет Кырымер , Гаяз Исхаки , Мамед Эмин Расулзаде .
Стоят (слева): Мустафа Шокай, Мустафа Векилли , Таусултан Шакман

Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Шокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже , Лондоне , Стамбуле , Варшаве . Так, например, его доклад, сделанный на собрании комитета «France-Orient» «О современном положении Туркестана», был опубликован в феврале 1930 года в Bulletin Officiel du Comite «France — Orient» (официальный бюллетень комитета «Франция — Восток»). По приглашению Королевского института по международным делам 27 марта 1933 года Мустафа Шокай выступает в Лондоне с докладом «Советский Союз и Восточный Туркестан».

Мустафа Шокай руководил Туркестанским Национальным Объединением (Union Nationale du Turkestan), созданным в Париже , публиковал материалы о политике большевиков в Туркестане на английском, французском, турецком, польском языках в таких ведущих европейских изданиях, как: The Journal of Royal Central Asian Society, The Asiatic Review (London), Orient et Occident, Revue du Promethee (Paris), Wschod (Warsaw) и других. Благодаря разносторонней политической деятельности и большой эрудиции, авторитет Мустафы Шокая в Европе был очень высок, он пользовался поддержкой польских, французских и германских властей, а также различных европейских организаций и институтов.

При этом Мустафа не терял связи с родиной. Он проявлял поразительную осведомлённость о событиях в Казахстане и Туркестане . Так, в июле 1925 года он встречался с казахским певцом Амре Кашаубаевым , прибывшим в Париж для участия в этнографическом концерте ЭКСПО — 25 и передал ему письмо друзьям — алашординцам , а в 1933 году он пытался организовать побег из Соловецкого лагеря системы ГУЛаг одного из лидеров «Алаш-Орды» Миржакипа Дулатова . Но тот, боясь за судьбу семьи, отказался и вскоре умер в лагерном госпитале.

В феврале 1937 года несколько раз встречался с писателем Владимиром Набоковым и консультировал его при написании романа « Дар ». Набокову нужны были детали гибели отца главного героя, энтомолога и путешественника К. К. Годунова-Чердынцева. Чокаев в это время работал корректором в газете « Последние новости »

Шокай и нацистская Германия

Внешние изображения
(недоступная ссылка)

Такое известное в европейских политических кругах лицо с антисоветскими взглядами привлекает внимание нацистов, у которых были большие планы на Востоке. Пришедший к власти Адольф Гитлер планировал значительное расширение «германского жизненного пространства» за счет территории Советского Союза и осознавал значение антисоветски настроенных национальных кадров. Ещё в 1933 году Шокай был приглашён в Берлин для встречи с доктором Георгом Лейббрандтом , впоследствии руководителем политического отдела Имперского министерства оккупированных восточных территорий . Впоследствии Шокай высказывался за сохранение «тесного контакта с ведомством рейхсляйтера Альфреда Розенберга » .

Ещё до войны далеко не все представители центральноазиатской эмиграции относились к Шокаю положительно. Так, (участник создания Туркестанского легиона ) называл Шокая «врагом Германии», выдающим себя за «единственного представителя Туркестана» .

К 1939 году нацистами было подготовлено несколько концентрационных лагерей для содержания миллиона будущих советских военнопленных.

В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали многих заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен . Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион , который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой. После посещения концлагерей Сувалки, Вустрау и Ченстохова осенью 1941 года Мустафа писал: « Сталин и Гитлер — оба злодеи » . Чтобы как-то облегчить участь земляков и спасти их жизни, Шокай предложил немецким властям компромисс. Он поставил свои условия:

1. Подготовить кадры для будущего Туркестанского государства в учебных заведениях Германии;

2. Создать из числа своих пленных соотечественников военные формирования, которые должны быть использованы только при подходе к границам Туркестана .

Таким образом он пытался извлечь из возможного сотрудничества с нацизмом хоть какую-то пользу для Туркестана , но получил отказ, так как Гитлера Туркестанский легион интересовал лишь как «пушечное мясо». Тогда он написал письмо главе МИДа нацистской Германии группенфюреру СС Иоахиму фон Риббентропу , где были такие строки:

Надгробный памятник Мустафы Шокая в мусульманском кладбище (Шехитлик) в Берлине.

…видя, как представители нации, воспитавшей таких гениев, как Гёте, Фейербах, Бах, Бетховен, Шопенгауэр, обращаются с военнопленными… я не могу принять предложение… возглавить Туркестанский легион и отказываюсь от дальнейшего сотрудничества. Все последствия моего решения я осознаю́.

Последствия наступили быстро. Поняв, что использовать Шокая не удаётся, немецкое руководство решает убрать его. 22 декабря 1941 года Гитлер подписал указ о создании Туркестанского и других национальных легионов. Так что к их созданию Шокай не имеет никакого отношения. Он в это время лежал в берлинском госпитале «Виктория». 27 декабря 1941 года его не стало. В официальном заключении написано, что он «умер от заражения крови на фоне развивающегося сыпного тифа», которым он мог заразиться при посещении концлагерей. Но такие же симптомы могли быть и при отравлении. К тому же в своих воспоминаниях Мария Горина-Чокай упоминала, что Мустафа уже переболел тифом в Туркестане и у него должен был быть иммунитет. В отравлении Шокая упорно подозревали его сподвижника, узбека Вели Каюма , который и возглавил созданный в марте 1942 года Туркестанский легион и, по словам Гориной, вёл роскошный образ жизни. Эта версия поддерживалась советскими спецслужбами, но не имела доказательных подтверждений .

Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине . На надгробном памятнике чуть ниже даты кончины по воле супруги М. Шокая, Марии Яковлевны, проставлены три латинские буквы и четыре цифры: JOH.15.13. Они указывают на тринадцатый стих пятнадцатой главы Евангелия от Иоанна , который гласит:

Нет больше той любви, как если кто положит душу за друзей своих.

Оценка Шокая в Советском Союзе

Внешние изображения

Активная антисоветская деятельность Мустафы в Турции и Западной Европе не могла не привлечь внимания Сталина . Доказательств покушений ЧК и НКВД на жизнь Шокая, как это было, например, с убийствами белогвардейского атамана Дутова в Китае или опального политического деятеля Троцкого в Мексике , нет. Но достоверно известно, что в 1926 году советские дипломаты приглашали Шокая в Москву . Однако он отказался, опасаясь за свою безопасность.

В том же 1926 году ОГПУ завело агентурное дело № 145 «Казахский националист-контрреволюционер Чокаев Мустафа». В годы Великой Отечественный войны Шокая, как якобы руководителя антисоветского Туркестанского легиона , объявили предателем, хотя он умер за три месяца до организации легиона, а главой легиона стал узбек Вали Каюм, который был далёк от замыслов Шокая.

На основе дела ОГПУ заместитель начальника управления КГБ Казахской ССР по Кустанайской области Серик Шакибаев в 1972 году публикует книгу «Падение „Большого Туркестана“», где представляет Шокая предателем народа. В начале 2000-х уже другой бывший офицер КГБ СССР Амирхан Бакиров на основе тех же архивов написал книгу о Мустафе Шокае под названием «Операция „Франц“» с критикой такой оценки его деятельности. Книга была издана в Турции, где Шокай необычайно популярен .

В год развала Советского Союза вышла книга Павла Белана «Правда о „Гростуркестане“ и Туркестанском легионе»: История Казахстана : белые пятна", где повторяется версия о непосредственном и значительном участии Шокая в создании легиона. Шокай был упомянут в книге Сергея Чуева «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха», вышедшей в Москве в 2004 году .

Избранные труды

  • Moustapha Tchokai. «Chez les Soviets en Asie Centrale», Paris, 1928.
  • Mustafa Chokay. «The Basmachi Movement in Turkestan», «The Asiatic Review», vol.XXIV, 1928.
  • Moustapha Tchokai-oghly: «Turkestan pod vlast’yu Sovetov», Paris, 1935.
  • Mustafa Chokay oglu: «1917 — INCI YIL HATIRA PARCHALARI» , Paris — Berlin, 1937.
  • Мустафа Чокай-оглы. «Туркестан под властью Советов (к характеристике диктатуры пролетариата)», Алматы, «Айкап», 1993.
  • М. Шокай. «Избранное» (в 2-х томах, на казахском языке), Алматы, Кайнар, 1998.
  • Мустафа Чокаев. «Революция в Туркестане. Февральская эпоха». — «Вопросы истории», 2001 , № 2.
  • Чокаев М. «Национальное движение в Средней Азии». В кн.: «Гражданская война в России: события, мнения, оценки». М. 2002.
  • Собрание сочинений в 3 томах (на казахском языке). Алматы, Кайнар, 2007.

Многочисленные статьи Шокая, написанные и опубликованные им в газетах Закавказья, Турции и Западной Европы на турецком, французском, английском, немецком, до сих пор не переведены на казахский и русский языки и ждут своего исследователя.

В 2013 году в Казахстане начало издаваться 12-томное собрание сочинений, трудов и писем Мустафы Шокая .

Память

Внешние изображения
  • 1996 — В Алматы основан фонд Мустафы Шокая. С 1998 года фонд возобновил издание журнала «Жас Туркистан» .
  • 1998 — На центральной площади посёлка и ЖД-станции Шиели Кызылординской области установлен памятник Шокаю .
  • 2000 — В Казахстане издана документальная книга Амирхана Бакирова «Операция „Франц“», Кызылорда , 2000.
  • 2001 — В Казахстане переведены и изданы мемуары Марии Чокай: «Я Вам пишу из Ножана» (Воспоминания, письма, документы, 1958), Алматы, «Кайнар» .
  • 2001 — В Ножан-сюр-Марне в сквере Лафонтен у дома № 7, где 18 лет жил Мустафа Шокай, установлен памятник-стела .
  • 2003 — На « Казахфильме » вышел док. фильм «Зар, или Отлучённые от Родины» (реж. — С. Махметова и О. Рымжанов, сценарий Б. Садыковой).
  • 2006 — Именем Мустафы Шокая названы улицы в Кызылорде и Алматы .
  • 2007 — Журнал «Континент» ( Алматы ) опубликовал статью Б. Садыковой «Памяти туркестанских джадидов (Мустафа Чокай)» .
  • 2008 — В парижском пригороде Ножан-сюр-Марн открыта мемориальная доска в память Шокая
  • 2010 — К 120-летию политика в Париже установлен памятник Мустафе Шокаю .
  • 2011 — Вышел документальный фильм «Дорогами Мустафы Шокая», (реж. К. Бегманов) .
  • 2015 — На малой родине Шокая в селе Сулутобе Шиелийского района Кызылординской области был установлен бюст знаменитого земляка .
  • 2017 — В Кызылорде установлен бронзовый 12-метровый памятник Мустафе Шокаю работы скульптора Кошера Байгазиева .

Киновоплощения

Литература

  • Сафаров Г. Колониальная революция. (Опыт Туркестана). Москва, Госиздат, 1921.
  • Рыскулов Турар. «Революция и коренное население Туркестана», Ташкент, 1925.
  • «Алаш Орда» (сборник документов, сост. Н. Мартыненко), Кызыл-Орда, 1929.
  • Park A. Bolshevism in Turkestan, 1917—1927. — New York, 1957.
  • Rakovska-Harmstone Т. Islam and nationalism: Central Asia and Kazakhstan under Soviet Rule // Central Asian Survey. — Oxford. 1983.
  • Агзамходжаев С. Туркистон Мухторияти. — Ташкент: ФАН, 1996.
  • Панфилов А. Мустафа Чокай // Политические партии России. Конец XIX — первая четверть XX века. Энциклопедия. — М.: Прогресс, 1996. — 710 с. и др.
  • Тоган Заки Валиди. Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Пер. с тур. — Москва, 1997.
  • Из истории российской эмиграции: письма А.-З. Валидова и M. Чокаева (1924—1932 гг.). — Москва, РАН, 1999.
  • Патрик фон цур Мюлен. «Между свастикой и советской звездой» (о Туркестанском легионе), Дюссельдорф, 1971.
  • Бакиров А. «Операция „Франц“», Кызылорда, 2000.
  • Исхаков С. «Мустафа Чокаев о революции 1917 года в Центральной Азии», 2001.
  • Садыкова Бахыт. «История Туркестанского легиона в документах», Алматы, 2002.
  • Даримбетов Батырхан. «Мустафа Шокай» (в 2 томах), 2003.
  • Садыкова Б. «Мустафа Чокай». Алматы, 2004.
  • Садыкова Б. «Мустафа Чокай в прометеевском движении», Париж, Л’Арматтан, 2007.
  • Кыдыралиев Дархан. «Мустафа Шокай». Астана, «Фолиант», 2007.
  • Канафина Ж. «Посол великой степи», «Караван», 25.01.2008 г.
  • Шакибаев С. Падение большого Туркестана Издательство: «Жазушы» 1972.

Ссылки

Примечания

  1. . Дата обращения: 30 марта 2017. 31 марта 2017 года.
  2. от 12 июня 2009 на Wayback Machine // Хронос
  3. . Дата обращения: 2 сентября 2010. 19 сентября 2010 года.
  4. Рыскулов Турар. Революция и коренное население Туркестана. Гл. «Что делали дашнаки в Фергане?» — Ташкент, 1925.
  5. . Дата обращения: 2 сентября 2010. 4 марта 2016 года.
  6. от 29 марта 2014 на Wayback Machine //
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 24 сентября 2008 года.
  9. . Дата обращения: 30 ноября 2011. 10 июля 2015 года.
  10. (недоступная ссылка) // Центразия
  11. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  12. . Дата обращения: 14 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  13. Набоков Владимир . Письма к Вере. — М.: КоЛибри , 2017. — С. 277, 283, 573. — ISBN 978-5-389-11619-1
  14. РГВА. Ф. 1358k, Оп. 1, Д. 45б (Ч. I), Л. 5.
  15. Там же. Л. 16-17.
  16. Чокай Мария. Я пишу Вам из Ножана. — Алматы: Кайнар, 2001.- С. 94. Цит. по:
  17. . Дата обращения: 2 сентября 2010. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  18. Дата обращения: 28 декабря 2021. 28 декабря 2021 года.
  19. . Дата обращения: 25 октября 2011. Архивировано из 5 февраля 2011 года.
  20. [rus.azattyq.org/content/mustafa-shokay/25198862.html Началось издание 12-томного сборника Мустафы Шокая]
  21. . Дата обращения: 4 апреля 2017. Архивировано из 4 апреля 2017 года.
  22. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 18 февраля 2013 года.
  23. 5 сентября 2012 года.
  24. . Дата обращения: 6 октября 2008. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  25. // Newzzz.kz 19 апреля 2014 года.
  26. . Дата обращения: 25 октября 2011. 17 сентября 2013 года.
  27. . Дата обращения: 23 октября 2011. Архивировано из 19 апреля 2014 года.
  28. . Дата обращения: 4 апреля 2017. 4 апреля 2017 года.
  29. . Дата обращения: 4 апреля 2017. 4 апреля 2017 года.
  30. . Дата обращения: 30 марта 2017. 30 марта 2017 года.
Источник —

Same as Шокай, Мустафа