Interested Article - Казахская народная поэзия

Казахская народная поэзия занимала почётное место в жизни кочевников-скотоводов и внесла огромный вклад в формирование национальной казахской литературы в современном виде.

Казахскую народную поэзию составляют как произведения малых форм, так и эпические поэмы, повествующие о подвигах батыров , защищавших свою родину: « Алпамыш », « Ер-Таргын », « Ер-Кокше », « Кобланды ».

Произведения народной поэзии передавали от поколения к поколению певцы- жырау , импровизаторы- акыны и певцы-исполнители жыршы и оленши.

Становление казахской поэтической традиции

«Ертестик» — памятник из известняка

Устно-поэтическая традиция была известна среди тюркоязычных племен уже в VI VIII веках . Первые сохранившиеся примеры древнетюркской поэзии присутствуют в трактате « Кодекс Куманикус », трудах Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари , а также в орхонско-енисейских надписях .

Казахская народная поэзия в процессе формирования эволюционировала от эпитафий до героических эпосов, среди которых выделяются « Ер Таргын », « Ер Кокше », « Кобланды-батыр » и др. Распространёнными в это время стали и не являющиеся чисто казахскими эпосы « Алпамыш » и « Кёроглы », общие для многих народов Средней Азии

В развитии казахской народной поэзии современные исследователи выделяют три периода :

Первоначально казахские народные поэты носили название «жырау» . В современности чаще используется термин « акын », ранее обозначавший лишь поэтов-импровизаторов, участвующих в айтысах — поэтических состязаниях . Исполнители фольклорных произведений, не являвшиеся создателями, носили названия « жыршы » и «оленши» .

Формирующаяся казахская поэтическая традиция была неотделима от песенной традиции .

Классификация

Фольклористы XIX века подразделяли казахский фольклор на эпический, лирический и дидактический .

Краевед Халел Досмухамедов выделял следующие виды казахской народной поэзии :

  • Шилдехана (так же называется праздник, устраиваемый по случаю рождения ребёнка).
  • Бесик жыры ( колыбельная ).
  • Гашык жыры (любовная лирика).
  • Свадебные песни: жар-жар (песенный диалог, исполняемый джигитами и девушками на свадьбе), тойбастар (песни, открывающие свадебное празднество), беташар (песня, сопровождающая одноимённый обряд открывания лица невесты ).
  • Коштасу (прощание).
  • Корису (выражение соболезнования тому, кого постигло горе).
  • Салем (приветствие).
  • Салемдеме (послание, передаваемое через кого-либо).
  • Жерлеу (песня, сопровождающая погребальный обряд).
  • Мактау (хвалебная песня).
  • Конил айту жырлары (поэтические соболезнования).
  • Алгыс (благодарение).
  • Каргыс (проклинание).
  • Болжам (песни-пророчества).
  • Насихат (наставление).
  • Зар заман (песни о скорбных временах).
  • Толгау (наставительные песни-думы в стихах).
  • Героические, исторические, бытовые песни.
  • Жарапазан (песня, исполняемая во время мусульманского праздника Рамадан ).

Мухтар Ауэзов подразделял казахскую поэтическую традицию на три ветви :

  • Горестные, скорбные песни ( жоктау — похоронный плач, естирту — печальное поэтическое известие, коштасу — песни прощания, конил айту — выражение соболезнования).
    • Коштасу, в свою очередь, подразделяются на несколько тем: прощание с родной землёй и народом, прощание с прожитой жизнью, прощание с прошедшими годами.
  • Песни, связанные с религиозными обрядами и суевериями.
  • Свадебные песни, в том числе связанные с обрядом провожания невесты.

Назир Тюрякулов различал семь видов казахской народной лирики :

  • Социально-политическая лирика: арнау (песня-посвящение, обращённая к человеку или группе людей), мадактау (хвалебные песни), тарихи (исторические песни), кара олен (11-и сложный стих), хат олен (письмо в стихах).
  • Обрядово-бытовая лирика: тойбастар, жар-жар, беташар, бесик жыры, коштасу, жоктау, естирту, конил айту, жубату (утешение), сынсу (плач-прощание девушки, которая уходит из отчего дома в дом жениха).
  • Трудовые, земледельческие песни о животных, земледелии; песни, посвящённые празднику Новруз .
  • Назидательная лирика: осиетнама (песни-наставления), тилек (пожелания), жумбак олен (песенные загадки), мысал олен (басни), бата (благословения), алгыс.
  • Волшебные и фантастические песни: песни-легенды, небылицы в стихах.
  • Иронические песни.
  • Песни, связанные с магическими ритуалами либо религиозными обрядами: баксы сарыны (песня шамана), бадик (песни-заклинания), арбау-байлау (заговор, привораживание), жарапазан.

Особенности стихосложения

Первое научное описание особенностей стихосложения в казахской народной поэзии составил Чокан Валиханов .

Основоположником теории казахского стихосложения считается Ахмет Байтурсынов , выпустивший в 1926 году книгу «Литературоведение». В этой книге описаны виды строф , размеры стихотворных строк, методы чередования строк, типы стихотворных рифм и т. п. Байтурсыновым был введён ряд собственных терминов :

  • Жоргак ( каз. жорғақ ) — обозначение ритмики слога, введённое для разделения ритмики слога и стиха.
  • Айшык ( каз. айшық ) — рисунок стиха, подразделяемый на четыре типа.
  • Бунак ( каз. бунақ ) — промежуток между волнами голоса, ощущаемый при чтении стиха.
  • Буын — промежуток внутри строки.
  • Кезен ( каз. кезең ) — граница между волнами голоса внутри строки.
  • Тармак ( каз. тармақ ) и шумак ( каз. шумақ ) — строка и строфа соответственно.

Байтурсынов доказал силлабический характер казахского стихосложения. Он также показал, что поэт Абай Кунанбаев стал реформатором традиционного стихотворного рисунка, использовав большое количество новых размеров и разновидностей строф и рифм. Несмотря на то, что бо́льшую часть советского периода имя Байтурсынова не упоминалось по идеологическим причинам, его литературоведческие идеи получили дальнейшее развитие .

Академик Заки Ахметов отмечал, что традиционно казахский стих строился на чередовании семисложных (4 слога — 3 слога) и восьмисложных (3 слога — 2 слога — 3 слога) строк, причём данный рисунок возник ещё в древности. Именно в такой форме обычно построены эпические произведения, носящие собирательное название « жыр » и исполняемые в речитативном ритме желдирме . Наряду с данной формой, достаточно широкое распространение получил одиннадцатисложный стих (4 слога — 3 слога — 4 слога либо 3 слога — 4 слога — 4 слога), встречающийся в произведениях меньшего объёма и часто используемый во время айтысов. Четырёх- и шестисложные размеры встречаются редко, зато известны размеры с составными строками в 14—16 слогов, состоящими из пары семи- или восьмисложных строк .

См. также

Примечания

  1. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  2. . silkadv.com . Дата обращения: 19 августа 2019. 18 августа 2019 года.
  3. А. Т. Толеубаев, Ж. К. Касымбаев, М. К. Койгельдиев и др. История Казахстана. Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Второе издание. — Алматы: Мектеп, 2010. — 240 с.
  4. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  5. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
  6. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  7. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2006. — Т. IV. — ISBN 9965-9908-6-7 . (CC BY-SA 3.0)
  8. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  9. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)

Литература

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .

Ссылки

  • . Энциклопедия Кругосвет . Дата обращения: 18 августа 2019.
Источник —

Same as Казахская народная поэзия