Русская интеллигенция
- 1 year ago
- 0
- 0
Казахская интеллигенция — социальная группа казахского общества, представляющая собой наиболее образованную его часть.
Основы мировоззрения традиционного казахского общества закладывались в устном народном творчестве и наследии мыслителей времён Казахского ханства (от Асана Кайгы до Бухара-жырау ). Во второй половине XIX века происходило концентрированное выражение традиционных взглядов на различные стороны общественной жизни и переосмысление их с учётом нового времени. Этому способствовали труды Абая Кунанбаева и других казахских просветителей времён Российской империи , а также деятельность джадидистского движения .
В число наиболее образованных слоёв Казахского ханства входили жырау , бии , представители исламского духовенства . Однако до XIX века образование можно было получить только в медресе , которые в основном готовили религиозных служителей. В таких учебных заведениях наряду с основами ислама преподавали философию, астрономию, историю, языки, медицину, математику. Срок обучения составлял 3—4 года. Некоторые религиозные деятели получали дополнительное образование в Бухаре , Стамбуле и других крупных городах мусульманского мира .
Первые светские школы на территориях проживания казахского населения открываются только с началом присоединения к Российской империи . В 1786 году в Омске открылась Азиатская школа, в 1789 году — правительственная школа в Оренбурге . В XIX веке они были преобразованы в Омское войсковое казачье училище (ныне Омский кадетский корпус ) и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус соответственно. В 1841 году в Букеевской Орде была открыта школа Жангира — первая казахская школа . В ней преподавались русский и восточные языки, математика, география, основы ислама. В конце XIX века в Туркестанском крае была создана сеть « русско-туземных школ » — школ начального образования , созданных русской администрацией для подготовки чиновников нижнего звена. Выпускниками светских школ были такие известные деятели казахской культуры, как Чокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин , Абай Кунанбаев , Мухаммед-Салих Бабаджанов , Шакарим Кудайбердиев и многие другие. Они выступали сторонниками просвещения и обновления казахского общества, резко критиковали отсталость патриархально-феодальных общественных устоев и заявляли о необходимости политических перемен в Российской империи и в Туркестанском крае в частности, внедряя передовые идеи в казахское общество посредством своего творчества и общественной деятельности .
Во второй половине XIX века появляются казахские печатные издания. Казахские книги издавались в Санкт-Петербурге , Казани , Оренбурге , Ташкенте , Семипалатинске . Первой казахской газетой стало приложение «Түркістан уәлаятының газеті» к газете « Туркестанские ведомости » , увидевшее свет 28 марта 1870 года . В 1911 году было организовано издание первого казахского журнала « Айкап », в 1913 году — газеты « Казах ». На страницах этих периодических изданий освещались различные стороны жизни казахского общества .
При этом даже в начале XX века в казахской общественной мысли казахи и киргизы порой представлялись единым народом. Например, значимая теоретическая работа казахского общественного деятеля Алихана Букейханова носила название «Киргизы» .
В начале XX века формируется новое поколение казахской интеллигенции. Его составили Алихан Букейханов , Бахытжан Каратаев , Ахмет Байтурсынов и многие другие; в будущем — основатели казахской национальной партии « Алаш ». Участники нового общественного движения декларировали опору своих взглядов на передовые демократические идеи мировой общественной мысли и духовное наследие Абая. В октябре 1905 года в Уральске они провели съезд делегатов пяти казахских областей Туркестанского края, который поставил на повестку дня вопрос о создании партии, защищающей национальные интересы казахского народа. В основу программы создающейся партии была положена программа кадетской партии . На съезде выдвигались следующие требования к российскому правительству: о признании земли собственностью местного населения, о прекращении переселения крестьян из других областей Российской империи, о равенстве казахского языка с другими языками, о повсеместном открытии национальных школ и строительстве мечетей, о расширении свободы вероисповедания и т. д.
Авторитет и влияние казахской интеллигенции стали заметными и в Российской империи в целом. Казахские депутаты избирались в состав Государственной думы , где входили в кадетскую и мусульманскую фракции. В I Думе было 4 депутата из их числа, во II Думе — 5 депутатов .
В то же время в Казахстане формировалось общественное движение левой направленности, консолидирующееся вокруг местных комитетов РСДРП . Его участники также утверждали, что опираются не только на опыт русской и зарубежной революционно-демократической мысли, но и на наследие Чокана Валиханова , Ибрая Алтынсарина и Абая Кунанбаева . Одним из первых видных представителей казахской интеллигенции, поддержавшим курс РСДРП, стал Алиби Джангильдин . В предреволюционные годы к нему присоединились такие будущие известные деятели советского Туркестана , как Турар Рыскулов , Назир Тюрякулов и Сакен Сейфуллин .
По неполным данным, до Октябрьской революции в Казахстане было около 3 тысяч учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 медицинских работника среднего звена. В годы Гражданской войны их число значительно сократилось. Например, в 1919 году в Казахстане насчитывалось всего 33 врача и несколько ротных фельдшеров .
В 1917 — 1918 годах из местных казахских партий наибольшим влиянием среди казахов пользовались следующие:
Конфликты между бывшими деятелями Алаш-Орды и партии «Уш-Жуз» продолжались и после вступления обеих фракций в ряды большевиков .
Советская власть с первых лет начала интенсивное развитие культуры Казахстана, в том числе и национальной. Была проведена успешная кампания по ликвидации неграмотности . В 1921 году для казахских школ издаются первые советские учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Букейханов, Алимхан Ермеков , Магжан Жумабаев , Жусипбек Аймаутов , Ахмет Байтурсынов, Сакен Сейфуллин и другие известные представители национальной интеллигенции. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев , географии — Алихан Букейханов, истории Казахстана — профессор Санжар Асфендияров .
За развитие национального образования в начале 1920-х годов отвечала Казахско-киргизская комиссия по образованию при Народном комиссариате народного образования Туркестанской АССР, организованная в начале 1921 года в Ташкенте. Первым её председателем стал Иса Токтыбаев, которого осенью 1922 года сменил Халел Досмухамедов , бывший деятель Алашской автономии. Основной целью комиссии был выпуск научной и художественной литературы для национальных школ. Под её эгидой издавались учебники, авторские и фольклорные произведения и даже переводы европейских авторов на казахский язык .
К 1932 году , за 15 первых лет Советской власти, в Казахстане была создана система высших учебных заведений, открыто отделение Академии наук СССР (в 1946 году преобразовано в АН Казахской ССР ), 12 научно-исследовательских институтов и большое количество иных наукоёмких учреждений . Значительный вклад в создание казахстанской высшей школы внесли Санджар Асфендияров, Темирбек Жургенов , Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов , Кудайберген Жубанов и другие казахские деятели науки и культуры .
В 1926 году в Кзыл-Орде на базе любительского театра Оренбургского казахского института народного образования открылся первый профессиональный казахский театр. У его истоков стояли Мухтар Ауэзов, Жумат Шанин , Сералы Кожамкулов , Калибек Куанышпаев , Курманбек Джандарбеков и другие казахские драматурги, режиссёры и актёры. Основоположником казахской национальной школы живописи стал Абылхан Кастеев , в дальнейшем народный художник Казахской ССР .
Однако дальнейшее укрепление Советской власти привело к серьёзным гонениям и сокрушительным репрессиям казахской интеллигенции. Первый виток гонений ознаменовало назначение в 1925 году Филиппа Голощёкина первым секретарём Казахстанского крайкома ВКП (б) . Назначению Голощёкина предшествовало письмо И. В. Сталина членам бюро Казкрайкома ВКП (б) от 29 мая 1925 года. В этом письме Сталин отмечал сходство идей, присутствующих в статьях антисоветского публициста-эмигранта Мустафы Шокая и материалах советской газеты « Ак жол », и требовал принять немедленные меры по данному поводу, а также призывал свести к нулю участие беспартийной интеллигенции в борьбе на политическом и идеологическом фронтах. В результате после III пленума Казкрайкома ВКБ (б) в 1926 году казахские коммунисты, занимавшие руководящие должности, подверглись резкой критике . Многие представители казахской интеллигенции были сняты со своих постов .
В конце 1920-х годов были арестованы почти все бывшие деятели Алашской автономии. После предъявления обвинений в «буржуазном национализме» и шпионаже они были приговорены к тюремному заключению либо ссылке в Черноземье , а нескольких человек приговорили к расстрелу . Этот период истории Казахстана получил название « Малый Октябрь » .
Наиболее же тяжёлый урон советскому обществу и казахской интеллигенции в частности был нанесён во времена « большого террора » 1937 — 1938 годов . По мнению казахстанского геолога и историка Надира Азербаева, в эти годы было уничтожено два поколения казахской интеллигенции. По словам исследователя Ларисы Куделиной, «власть прежде всего старалась обезглавить народ, ликвидировав мыслящую интеллигенцию» .
Перевод казахской письменности от арабской графики сначала к латинице , а впоследствии к кириллице резко усложнил образовательный процесс на родном языке, поскольку казахам дважды пришлось осваивать новый алфавит. Кроме того, население оказалось оторвано от культурного наследия прошлого, зафиксированного в книгах с арабским шрифтом .
С 1926 по 1939 годы число занятых умственным трудом в Казахстане выросло в 7,9 раз, с 54 тыс. до 429,8 тыс. чел. Из них 178 тыс. чел. были казахской национальности . Однако ввиду нехватки высших учебных заведений и техникумов на работу зачастую приходилось приглашать вчерашних рабочих и крестьян, окончивших краткосрочные курсы. Особенно не хватало квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. Кроме того, доля казахов среди высококвалифицированных специалистов оставалась незначительной и в 1939 году составляла всего 8 %. Незначительной была и доля специалистов-женщин казахской национальности .
В послевоенные годы число представителей казахской интеллигенции продолжило расти благодаря плодотворной деятельности высших и средних специальных учебных заведений. Только за 1945 — 1957 годы высшие учебные заведения Казахской ССР подготовили 43,5 тыс. специалистов, из которых 16,5 тыс. составляли казахи. С 1960 по 1977 годы численность казахов среди специалистов с высшим и средним специальным образованием, занятых в народном хозяйстве Казахстана, увеличилась в 5 раз (с 65,3 тыс. до 315,7 тыс.), а к началу 1980-х годов выросла ещё на 30 %. Национальная интеллигенция стала весомой частью казахского общества: если в 1959 её доля составляла 16 %, то в 1970 — 25,1 % от общего числа казахского населения .
Начало перехода к гласности и перестройке в СССР, а также последовавшие затем декабрьские события 1986 года оказали большое влияние на рост казахского национального общественного сознания. С конца 1980-х годов возрастает политическая активность казахской интеллигенции. В годы перестройки продолжился процесс реабилитации её представителей, репрессированных в 1930-е годы. Началось глубокое исследование «белых пятен» казахской истории, замалчивавшихся в годы Советской власти. Активную работу в данном направлении проводило исторически-просветительское общество «Адилет». Одной из актуальных проблем стало возрождение казахского языка , уязвимость положения которого отмечалась некоторыми казахскими учёными ещё в 1950-е годы . Работу в данной области стало вести международное общество «Казах тили» ( каз. Қазақ тілі ). Решением экологических проблем активно занимались общественные движения « Невада — Семипалатинск », «Арал», «Табигат» и др. В конце 1980-х годов также отмечается волна интереса к исламу как части национального самосознания .
Согласно официальной историографии независимого Казахстана , казахская интеллигенция играет ведущую роль в крушении командно-административной системы и процессе строительства независимого государства. В декабре 1991 года после обретения Казахстаном независимости по требованию национальной интеллигенции казахский язык получил конституционный статус и был объявлен государственным языком . Крупным событием в культурной жизни республики стал созыв Всемирного конгресса казахов. Благодаря данному мероприятию известные казахские поэты, писатели, учёные, политики и бизнесмены, живущие за рубежом, начали устанавливать тесные контакты с соотечественниками .
Несмотря на преобладание проалашских оценок событий начала XX века, национально-либеральная позиция не является единственной в среде современной казахской интеллигенции . Так, по мнению политолога Булата Султанова, советский период необходимо оценивать «объективно, со всех сторон», «не идеализируя, но и не демонизируя». Публицист Чокан Лаумулин отмечает, что формирование казахской интеллигенции было бы невозможно без программы по ликвидации безграмотности, реализованной Советской властью .
Внутри современной казахской интеллигенции можно выделить два крыла: традиционалистское и космополитичное .
Развитие казахской интеллигенции в Китае получило существенный импульс благодаря принятой в 1934 году в СССР программе подготовки синьцзянских студентов (в том числе казахской национальности) в высших и средних специальных учебных заведений Казахской АССР , Узбекской ССР и некоторых городов Сибири . В рамках этой программы к началу 1940-х годов было подготовлено более 30 тысяч специалистов различных профессий .
В середине 1930-х годов в Синьцзяне появляются газеты и журналы на казахском языке. С 1960-х годов действует Народная радиостанция СУАР, вещающая в том числе на казахском языке. В 1971 году начинает работу Казахская редакция Радио Китая в Пекине . В 1983 году на региональном телеканале городского округа Алтай впервые стали выходить передачи на казахском языке, а с 1997 года начинается спутниковое вещание казахскоязычных передач канала XJTV 3 на всю территорию Китая и приграничные страны. С развитием Интернета в КНР появляются казахскоязычные сайты различной тематики. К настоящему времени в Китае создана развитая сеть СМИ на казахском языке .
В 1954 году в Урумчи открылось Синьцзянское народное издательство, печатавшее в том числе произведения казахских поэтов и писателей. Позднее возникло Казахское отделение Национального издательства в Пекине .
В настоящее время большинство представителей казахской интеллигенции в СУАР имеет высшее образование, полученное в университетах Пекина, Шанхая и других городов Китая (либо в Японии ), и проживает главным образом в городах
В Монголии после Второй мировой войны сложилась развитая литературная традиция, основоположником которой считается Актан Бабиулы . В 1950-е годы начали выходить литературные журналы на казахском языке, а в 1968 году при Союзе писателей МНР было создано казахское отделение. Однако в постсоветские годы значительная часть казахской интеллигенции Монголии репатриировалась в Казахстан . В их числе известный историк Каржаубай Сарткожаулы , ныне сотрудник ЕНУ им. Гумилёва .
Среди антисоветски настроенных казахских эмигрантов XX века выделяются публицисты Мустафа Шокай, деятель пантюркистского движения в 1920—1930-е годы , и Хасен Оралтай , главный редактор казахской редакции радио «Свобода» в Мюнхене .
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .