Interested Article - История Тараза
- 2021-06-05
- 2
История Тарáза ( каз. Тараз қаласының тарихы, Тараздың тарихы ) — одного из древних городов Казахстана , — насчитывает, по крайней мере, 2 тысячелетия .
Множество археологических раскопок, проводившихся преимущественно на территории нынешнего историко-культурного центра «Древний Тараз» — позволяют выявить момент основания населённого пункта не позднее V века . Согласно большинству античным письменным источникам, первое ранее поселение близ территории нынешнего города образовалось ещё в I веке до н. э . При этом, Тараз, являясь центральным городом Таласской долины :33—34, 115 , — впитывает в своих культурных толщах её историографию , а в частности, временной отрезок до основания города, тем самым давая дополнительно ключевые сведения и источники в рассматриваемый период.
Впоследствии, в силу удачного географического расположения населённого пункта, город сделался одним из основных культурных и торговых центров на Великом шёлковом пути . Так, средневековые географы , историки и путешественники , зачастую отмечали торговую составляющую древнего Тараза: китайский путешественник Сюаньцзан пишет, что « в городе, окружностью от 8 до 9 ли останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из разных стран » , а согласно арабскому географу Ибн Хаукалью — « Тараз — место торговли мусульман с тюрками » :107 . В то же время в историографию вошло известное определение: « Тараз — город купцов » .
Образовавшаяся с конца XII века политическая нестабильность, обусловленная появлением кара-китаев , а затем — монголов — способствовало если не окончательному, то значительному падению городской жизни Южного Казахстана . Согласно письменным источникам того периода, в половине XVI века Таласская долина представляла собою груду развалин : так, арабский историк Мухаммед Хайдар пишет следующее: « Монголы называют Тараз — Яны… в степи, которую они называют этим именем, видны следы нескольких городов, там есть следы и признаки купола, минарета, ханакхов, медресе; но неизвестно, который из этих древних городов был Яны и как назывались остальные города » :156 .
Примерно с периода становления казахской государственности вплоть до джунгарских походов город особо не фигурирует в историографии: тонский слой поздне-монгольской эпохи в Таразе непосредственно перекрывается слоем XIX—XX вв . Впрочем, возобновлению оседлой культуры Казахстана, после её исчезновения в XIII веке — причастны «сартовские» и русские переселенцы :51 . Так, в 1837 году близ кокандской крепости Аулие-Ата было основано поселение, — слободка из жителей города Намангана , на основе которой позже сформировался город Аулие-Ата . Присоединение в состав Российской империи в 1864 году и дальнейшее нахождение в составе СССР — способствовало к значительному развитию населённого пункта .
Ныне Тараз — один из крупных городов Казахстана; административный, индустриальный, культурный и экономический центр Жамбылской области . 25—26 сентября 2002 года под эгидой ЮНЕСКО в Таразе прошли мероприятия по празднованию 2 тысячелетия города . А в октябре 2022 года город Тараз официально вошёл во всемирный список мировых городов ремесленников .
Этимология
Происхождение названия
Нынешнее утверждённое название города — « Тарáз » ( каз. Тараз ), — с перевода означает весы :329 . Название Тараз напрямую связывается с исторической параллелью населённого пункта: явившись одним из основных пунктов на Великом шёлковом пути , а после — заимев административное значение в составе средневековых государств Средней Азии , Тараз фиксирует собою исторический торговый контекст города и совпадает с расцветом городской культуры соответственно . При этом, ряд исследователей полагают, что название Тараз , фигурировавшее в основном в арабских источниках — происходит от видоизменённого старого названия Талас :14 .
В этих арабских источниках, наряду с названием Тараз , фигурирует также наименование город купцов , иногда вместе упоминаясь как определение: « Тараз — город купцов ». Так, например, в работе Аль-Хорезми « Китаб сурат ал-ард », содержащее списки географических пунктов с указанием широт и долгот, содержится следующее предложение — « Тараз, а это город купцов » .
Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 года № 3315-а — « О переименовании г. Жамбыла — центра Жамбылской области », при учёте ходатайств исполнительных органов города и пожелания общественности Жамбылской области , город Жамбыл (ранее — Джамбул ) был переименован в город Тараз . Переименование шло в рамках возвращений исторических имён населённым пунктам Казахстана.
Исторические названия
В историографии города зафиксированы множество названий. Первоначальные названия происходили от топонима Талас , — реки Талас . Так, в 568 году, византийцами , во время дипломатической миссии, город записывается как То-ло-со . А в 630 году, китайский путешественник Сюань-Цзан записывает город как Да-ло-се . До середины VIII века засвидетельствованы другие названия города — Алтун Аргу-Талас-улуш , Аргу-Талас-улуш , Талас-улуш :131 . Приставка аргу — этимологизируется со словами белый , чистый ; тесно связываясь со синкретическим религиозном учением — манихейством , кое в одночасье было широко распространено в Южном Казахстане в VII — VIII вв .
Первые упоминания о названии Тараз , появляются после завоевания саманидами города в начале X века . Основатель могущества династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед в 893—894 гг., по словам Нершахи — « пошёл войной на Тараз и перенёс много трудностей. В конце концов эмир Тараза сдался и с многочисленными дихканами принял ислам . Тараз был взят, большую церковь сделали соборной мечетью » . Во время монгольского завоевания город был известен как Яны , с перевода означающий новый . В начале XIX века , на развалинах древнего Тараза основывается кокандская крепость Аулие-Ата ( каз. Әулие-Ата ; с перевода — Святой дед ), позже, близ крепости образуется узбекская слободка из жителей-переселенцев Намагана , кои дают промежуточное название крепости в целом — Наманган-Коче , то есть, Наманганская улица .
Название Аулие-Ата , собственно, связано с мавзолеем Карахан : одного из правителей династии караханидов , сооружённого над ним мавзолея, — жители окрестных городов называли святым старцем . С 1936 по 1938 гг. — Мирзоян , в честь 1-го секретаря ЦК КП(б) Казахстана Л. И. Мирзояна , с 1938 года — Джамбул , в честь казахского акына Джамбула Джабаева . Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан № 2001 от 4 мая 1993 года « Об упорядочении транскрибирования на русском языке казахских топонимов, наименовании и переименовании отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан », Джамбул был транскрибирован как — Жамбыл . С 1997 года, Указом Президента Республики Казахстан № 3315а, городу Жамбыл было возвращено историческое название — Тараз .
Хронология
Название | Период наименования | Этимология |
---|---|---|
Талас | с момента основания до X века | топоним исходит от реки Талас |
Тараз | X — XIII вв. и XV — XVIII вв. | названо в связи с историческим торговым контекстом населённого пункта — отождествлено с « городом купцов » |
Яны-Тараз | XIV век | монгольское промежуточное наименование после завоевания города |
Аулие-Ата | 1827—1837 годы и 1854—1936 годы | наименование кокандской крепости , основанная на развалинах древнего Тараза |
Наманган-Коче | 1837—1854 годы | промежуточное название, данное в связи с основанием слободки близ крепости Аулие-Ата |
Мирзоян | 1936—1938 годы | в честь советского государственного деятеля Л. В. Мирзояна |
Джамбул | 1938—1993 годы | в честь казахского акына Джамбула Джабаева |
Жамбыл | 1993—1997 годы | транскрипция прежнего названия Джамбул |
Тараз | с 1997 года | возвращение исторического названия |
География
Таласская долина , на территории которой располагается её центральный город Тараз, — окружена с трёх сторон хребтами Таласским , Киргизским , Каратау ; она имеет форму своеобразного треугольника, основание которого обращено на северо-запад. Длина долины — 70 км, ширина — 30-35 км. Основа долины — река Талас , образуется слиянием рек Каракол и Уч-Кошой на стыке Киргизского хребта и Таласского Алатау на территории Киргизии . Устье реки — пустыня Мойынкум .
Согласно В. В. Бартольду — « Берега Таласа издавна привлекали к себе как кочевое, так и оседлое население » :14 : данное обстоятельство позволило обнаружить вещественные материалы кочевой и оседлой культур на территории Таласской долины соответственно . Так, одним из известных находок кочевой культуры явились рунические памятники Таласа , а оседлой — рудничная область Шельджи.
В историко-географическом районировании К. М. Байпакова , территория Таласской долины, вместе с Чуйской долиной образует Юго-Западный Семиреченский историко-культурный район . В работах В. М. Чупахина, посвящённых физико-географическому районированию Тянь-Шаня , этот район выделен в так называемую Таласско-Киргизскую подпровинцию Северо-Тянь-Шаньской провинций :244—247 .
В древнейшие времена
Археологические находки близ местности Тараза свидетельствуют о присутствии здесь человека ещё со времён нижнего палеолита . Так, исследования 1956—1959 гг. происходившие в склонах хребта Каратау , расположенного примерно в 50 километрах к западу от города, зафиксировали материалы ашельской культуры и орудия так называемого клектонского типа :5 . Помимо хребта Каратау, памятники ашельской культуры также были найдены на правом берегу реки Чу , в пустыне Бетпак-Дала . Основными предметами нахождения палеолитических стоянок явились орудия из разных пород кремня ; желваки , гальки :14—16 . Предметы стоянок, сходны с предметами найденных в Мьянме , Вьетнаме , Китае , Индии и Восточной Африке . Первобытные обитатели Каратау, являясь тогда современниками штекантропа и синантропа, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой на крупных и мелких животных и сбором растительной пищи .
В XVI — XII веках до н. э. на территории нынешнего Казахстана образуется андроновская культура , более шире — андроновская культурно-историческая общность . Несмотря на то, что основными очагами этой культуры явились племена, населявшие Северный Казахстан , Юго-Западную Сибирь и Южный Урал ; отдельные материальные памятники были обнаружены в районе горных систем Копетдага , Памира , Тянь-Шаня . Местность Таласской долины , располагавшаяся по сути в окраинах «культур», имела отношения помимо к андроновской, также к кельтеминарскую — тазабагъябскую культурам и Бактрийско-Маргианскому археологическому комплексу .
Античность
Памятники кочевой культуры
Приблизительно в VIII — VII вв. до н. э. на обширной территории Евразии возникает ираноязычный кочевой народ — саки ( др.-греч. Σάϰαι ) , кои населяли территорию нынешнего Казахстана включительно . В пределах нынешних Алматинской и Жамбылской областей располагался один из крупных союзов сакских племён — исседоны :44 . В истории Казахстана со саками связано развитие поливного земледелия основанного на ирригационной системе с плотинами и обширной сетью оросительных каналов в бассейнах рек Таласа , Чу и Сырдарья , а также существенное развитие ювелирного изделия (главным образом — украшения из железа и золота ) , кочевого скотоводства и военного дела. Скопления сакских могильников, в том числе царских, обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорной зоне Киргизского , Заилийского , Джунгарского Алатау , Кетменьтау, в горных долинах Кегена , Нарынкола , в Иссык-Кульской котловине .
В 8 километрах к востоку от Тараза — в предгорной равнине Киргизского Алатау, недалеко от поймы реки Талас, располагается сакский курганный могильник Жетытобе . О могильнике было известно примерно с XIII века , первые археологические исследования с подробными описаниями были проведены в XIX веке русскими археологами и историками П. И. Лерхом :10, 28—29 , Е. Ф. Кальем :136 :37 , В. Панковым и другими. В 1985 году археологический экспедицией Свода памятников истории и культуры были возобновлены исследования могильника, в ходе которых был составлен план могильника и раскопаны почти все рядовые курганы . Последней проведённой экспедицией 2012 года подтверждается весьма скудный состав погребального инвентаря, а из имеющихся, в основном малой керамической коллекцией, нашивных бляшек и бусов — могильник был отнесён к сако- усуньскому времени, что соответствует к V — IV вв. до н. э .
Помимо Жетытобе, одним из также крупных археологических находок, который можно отнести к сако- кангюйскому периоду является Бериккаринский курганный могильник, расположенный против одноимённого ущелья в 40-х километрах от Тараза и найденный в ходе археологических раскопок в 1938—1939 годах под руководством А. Н. Бернштама . А. Н. Бернштам, исходя из составных частей курганника, — относил его в период III в. до н. э. — IV в. , собственно попутно сопоставив курганник на две части: «старую» и «молодую» . Так, например, в старой части курганника была найдена поясная медная бляха с изображением льва, держащего в пасти птицу, типа лебедя; голова которой была выполнена экспрессивно, с надлежащими знаниями объекта, что характерно для скифской традиции в искусстве к эпохе III — I в. до н. э . В свою очередь, найденные серьги в «молодой» части курганника, были отнесены к II — V вв. н. э исходя из «раннекочевого» искусства .
На территории отдельной, верхней части Таласской долины, расположенная в Киргизии , — археологическими работами 1956—1960 гг. под руководством П. Н. Кожемяко были обнаружены десяток могильников и курганов, отнесённые к сако-усуньскому времени . Впоследствии, после подробного анализа, большинство зафиксированных памятников были соотнесены в сходстве с другими аналогичными памятниками Тянь-Шаня , Чуйской и Илийской долин .
Основание города. Гипотезы
Общепринятые мнения и доводы по поводу основания Тараза — отсутствуют. Некоторые ключевые моменты в историографии города ускользают за недостатком источников. В целом, из ныне имеющихся сведений, наиболее достоверными являются происходившие политические обоснования для появление первого предположительного поселения на территории нынешнего города. Из временны́х параллелей, — город должен был быть основан не позднее V века .
Впервые интерес к истории основания города Тараз прослеживается у российских историков XIX века : так, русский историк, востоковед — В. В. Бартольд , в собственной работе « Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью » преподносит предание в книге арабского историка Абулхасана Нишапури — « Хазаин ал-улум » («Хранилища знаний»), согласно которому Тараз был основан выходцами из города Бухара и сначала носил наименование Хамукет :14 , однако, в тотчас, отмечает работу Макдиси , в которой Хамукет упоминается отдельно от Тараза . Тогда же, В. В. Бартольд, в своём предварительном отчёте, указал на возможность соответствия тогдашнего Аулие-Ата с древним городом Таразом , но, не будучи в уверенным в правильности своего вывода, предполагал, что городища Туймекент близ одноимённого села и Садыр-Курган в Киргизском хребте (Большая Капка) могут также претендовать на развалины древнего Тараза . Это предположение В. В. Бартольда вошло в научный обиход и за пределами России . Во всяком случае ряд западноевропейских учёных, не без влияния В. В. Бартольда, как правило указывали, что древний Тараз соответствует городу Аулие-Ата .
Помимо работ В. В. Бартольда, данный отрезок времени обеспечивается также существенными работами В. А. Каллаура — уездного начальника и члена ТКЛА ; охарактеризованный А. И. Добросмысловом как « большой любитель старины » . В. А. Каллаур, действительно являясь любителем старины, неоднократно печатал в протоколах Туркестанского кружка любителей археологии ряд заметок, посвящённых описанию тех или иных памятников Таласской долины . Помимо прочего, В. А. Каллаур зарегистрировал большинство памятников старины по Таласу и пытался также дать некоторое объяснение развалинам и отождествить их с древними городами . А одним из известных открытий В. А. Каллаура явилось нахождение рунических памятников в долине реки Талас . По поводу основания города, В. А. Каллаур, расспросив стариков-туземцев Аулие-Аты в зиму 1897—1898 гг., пришёл к мнению, что тогдашний Аулие-Ата был основан в 1826—1827 гг. .
После Октябрьской революции — глубина тематики сопровождалась впредь крупными археологическими изысканиями и новой установленной научной «нормой»: так, советский археолог и востоковед — А. Н. Бернштам , руководивший большинством исследований в 1936—1939 гг. на территории Таласской долины , систематизировал общие данные в своей собственной брошюре — « Памятники старины Таласской долины ». А. Н. Бернштам уделяет к вопросу об основании Тараза отдельную главу, согласно которой, если не основополагающий, то значимый вклад в возникновении Тараза послужила согдийская колонизация : после установления факта наличия согдийцев когда-то на территории Южного Казахстана, — А. Н. Бернштам, отнёс данный фрагмент как причину разности определённых культур, существовавших на территории долины соответственно, при этом сделав акцент именно на земледельцев — колонистов согдийцев .
Образование Академии Наук Казахской ССР в 1946 году заключает за собою отдельный этап в развитии средневековой археологии Казахстана . Южно-Казахстанская археологическая экспедиция, руководимая А. Н. Бернштамом, в течение 1948—1951 гг. вела исследования в Южном Казахстане . Изучение типографии городищ и классификация керамики позволили судить об узловых культурно-исторических этапах, об уровне развития ремесла, а, следовательно, и всей городской культуры Казахстана . В целом, последующий советский период ознаменовался масштабными работами, и, собственно, дал к началу выявлению новых доводов к тематике основания не только Тараза, но и городской культуры в Южном Казахстане в общем: так, археолог Е. И. Агеева считает, что Южный Казахстан и Семиречье — « не были объектом колонизации Согда и Хорезма , а самостоятельным с особой экономикой и культурой регионом » :215 . По мнению Т. Н. Сениговой , неоднократно руководившая археологическими изысканиями в Таласской долине , считалось, что — Тараз и города его округи возникли на местной тюркско- карлукской основе их населения .
Полученные данные к этому отрезку времени были соотнесены в фундаментальном работе советского и казахстанского археолога К. М. Байпакова — « Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья » . К. М. Байпаков, признавая особое влияние согдийской культуры в Южном Казахстане, не считает верным исключительную роль лишь в согдийцах, восходя к мнению, что городская культура Казахстана развивалась двумя культурными комплексами — согдийской и тюркской соответственно . Тем самым, по мнению К. М. Байпакова, складывается своеобразный согдийско-тюркский культурный комплекс, с тесными отношениями двух народов . При этом, задатки оседлой жизни на территории Южного Казахстана прослеживаются намного раньше, чем вообще существовал согдийско-тюркский культурный комплекс , приведя ещё больше доводов. К. М. Байпаков, в собственной работе « Средневековые города Казахстана на Великом Шёлковом пути » упоминает про гуннское укрепление, основанное, предположительно в I в. до н. э. строителями из Парфии и Ферганы , и в стенах которого, в 36 году до н. э. состоялась битва между китайцами и шаньюем северных хунну — Чжичжи . Данное укрепление мог бы послужить одним из первых поселений, образованное и давшее к появлению других групп поселений, относящихся к историографии Тараза.
Первое упоминание
Первое письменное упоминание Тараза содержится в записках византийских историков — Земарха Киликийского и Менандра Протектора — посетившие близлежащие к городу территории в 568-м году, во времена Тюркского каганата , с целью установление дипломатические отношения . Главною целью Земарха, посланника византийского императора Юстина II , отправившиеся в восточные страны, было создание военного союза с тюрками против Ирана (Персии) . В ходе посольства, Земарх добившись значительных успехов в дипломатических аспектах, отправился в поход против персов вместе с Истеми - ябгу , записанный греками как Дизавул . Именно в долине реки Талас они встретили персидских послов, отправленных Сасанидами . В ходе встречи, Истеми-каган разорвав отношения с персами, утвердил дружбу с византийцами, отправив им тюркского посланника — Тагму . Посольство Земарха, разорвавшее дипломатические отношения с персами и установившее дружеские отношения с Тюркским каганатом, полностью выполнило поставленную перед ним миссию и возвратилось на родину пройденным маршрутом.
Средние века
Расцвет городской культуры (V—XI вв.)
Материалы Тараза III строительного периода в работах Т. Н. Сениговой , добытые из цитадели и шахристана , дают основание говорить об экономическом и культурном росте в V — VII вв . Причиной таких перемен явились:
- согласно А. Ю. Якубовскому , — изменения социально-экономического строя вследствие усиления процесса феодализации, а затем постепенного перемещения центра экономической жизни из города в деревню ;
- согласно А. Н. Бернштаму , — культурному росту города послужила вторая согдийская колонизация , в частности, особенно коснувшиеся г. Таласа .
Впрочем, конкретному росту древнего Тараза могли также послужить своеобразные характеристики Великого шёлкового пути : так, например, из двух основных направлений пути на территории нынешнего Казахстана (сырдарьинское и тяньшанское), в период средневековья и в особенности во время существования Западнотюркского , Тюргешского каганатов , куда непосредственно входил Тараз, — сырдарьинское направление имело более интенсивное использование, в отличие от южного тянь-шаньского, что в дальнейшем определило развитие прилегающих крупных населённых пунктов . Этому свидетельствует, в частности, развитие отношений между Византией и Тюркским каганатом в VI веке .
В V — VII вв . город состоял из цитадели, шахристана и расположенного кольцом с восточной стороны рабада : цитадель представлял собою фланкированную с четырёх сторон округлыми, выступавшими из плоскости стены на три четверти башнями фортификационное сооружение, удачно вписавшее с северной стороны в шахристан . В северо-восточной части шахристана раскопом VI (1958) Т. Н. Сениговой выявлено гидротехническое сооружение — водоотстойник, а в 150—200 м от него — обнаружена водопроводная труба, свидетельствующее о знаний жителей древнего Тараза с гидротехническими сооружениями соответственно . Выявленный в центре шахристана участок стены позволил Е. И. Агеевой высказать предположение о том, что на территории шахристана могли быть не только единые массивы жилых строений, но и отдельные здания .
В середине VII веке по Семиречью проехал китайский путешественник Сюаньцзан , который передаёт имя города Талас в китайской транскрипции Да-ло-се . Так, в описании его путешествия Си-юй-цзи говорится: « сделав от ста сорока до ста пятидесяти ли на запад от Мынг-Булака, он приехал в город Талас, имеющий в окружности от 8 до 9 ли (2,5—2,7 км ). Здесь останавливаются и торгуют всевозможным товарами купцы, приезжающие из разных стран. По своим естественным богатствам и климату страна эта подходит на Су-е . » . Непосредственно в самой записке Сюаньцзана имеются сведения о национальном составе описанного города: помимо купцов из разных стран, в Таласе проживали хусцы , — согдийцы .
Помимо китайских источников, отдельные сведения на данный рассматриваемый период содержатся в манихейской рукописи ( VIII век ) . В данном религиозном сочинении имеется упоминание о «воинственных тюрках Аргу» на Таласе и города Кашу, Якакент, Ордукент и Чикилей . Согласно манихейскому колофону , сочинение «Книга двух основ», нацеленное «чтобы пробудить веру в Стране десяти стрел», — было написано в Таласе, тем самым свидетельствуя отношение города к манихейству .
Т. Н. Сенигова, систематизируя материалы из слоя VIII—IX вв., содержавшего тюргешские монеты, позволяет считать данный период наиболее интенсивным временем обживания цитадели Тараза и его округи . Последовавшая с X века интенсивное развитие городской жизни в условиях сложившегося феодального уклада, отразились в типографии города прежде заселением города, вследствие чего бывшие стены, зачастую — западные, утратили оборонное значение, и в нескольких местах к западу от шахристана были найдены новые возведённые стены (№ 2 и 3) .
Тюркский каганат
В 572 году земли Семиречья перешли к Кара-Чурину-Дату , — сыну Истеми - кагана :58 . Одним из основных эпизодов данного периода явилось переселение согдийцев на близлежащие к Таразу территории. Так, в результате возникших в Согде в 580 году столкновений между тюркскими кочевниками, возглавляемыми Абруем (в других источниках — Або-хан ) и, бухарской знатью, — часть населения эмигрировала в низовья реки Талас. Происходившее событие описано Нершахи: « По прошествии некоторого времени власть Абруя возросла, он стал жестоко править этой областью [Бухарой], терпение жителей истощилось. Дихкане и купцы ушли из этой области в сторону Туркестана и Тараза и выстроили там новый город и назвали его Хамукет, город вельможи Хамука » :33 . Ныне, Хамукет отождествляется с городищем Костобе , расположенный предположительно на месте древнего города, в 15 километрах к северу от Тараза.
Согласно Т. Н. Сениговой, факт переселения значительного количества согдийской аристократии в Таласскую долину, а также подавления восстания в Бухаре свидетельствуют о значительной роли Тараза, которую город играл в политической жизни этих областей . Собственно, для некоторых других историков, эти события связываются с влиянием согдийской культуры на Южный Казахстан в целом .
Западно-тюркский каганат
Во время Западно-тюркского каганата, г. Талас сохраняет прежнюю позицию торгового центра. На развитие оседлой культуры и экономики сказались происходившие в каганате политическая борьба внутри тюргешской конфедерации между нушиби , населявшие в 635—648 гг. Чу-Таласское междуречье и дулу , жившими в Чу-Илийском междуречье . Переменные успехи каждой из сторон способствовали то выдвижению Тараза :105 , то подчинению его другому центру — Суябу на р. Чонкемин .
По мнению А. Н. Бернштама, на начало VII века приходится вторая согдийская колонизация, в результате которой Западно-тюркский каганат стал крайне насыщенным согдийцами и их культурой . Тем самым, происходившие социально-экономические и демографические изменения Таласской долины, в том числе — междоусобные войны, показывают ту решающую роль, которую играли племена р. Таласа в Западно-тюркском каганате .
Тюргешский каганат
С начала VIII века на территории Семиречья и нынешней Киргизии возникает Тюргешский каганат, нахождение в составе которого для Таласской долины явилось активными боевыми действиями с арабами и возвышением в области кара- тюргешей . Наиболее крупным политическим событием в жизни Таласской долины в этот период следует считать битву между войсками ферганского владетеля и царя Шаша , в результате которой ферганский владетель « обратился за помощью к царю Китая и тот дал ему 100 000 воинов », после чего царь Шаша был побеждён. « Известие [об этом] дошло до Абу-Муслима , и он отправил на войну с ними Зияда ибн Салиха. В июле 751 года они встретились на реке Талас, мусульмане победили их [китайцев], убили из них 50 000 и взяли в плен около 20 000, а остальные бежали в Китай » . Данное событие вошло в историю как — Таласская битва .
Однако, активные военные действия, проводимые тюрками Семиречья, затрудняли подчинение этих областей арабам, что было отмечено В. В. Бартольдом: « Арабские завоеватели доходили до долины Таласа, но не присоединили её к своим владениям » :14 . Произведённое А. Н. Бернштамом « исследование Таласской долины и междуречья Талас—Чу показало, что город Тараз приобрёл в это время исключительное значение и являлся форпостом мусульманской культуры для Семиречья » .
Карлукский каганат
В 766 году, на смену тюргешам, Таласской долиной и восточной частью Сырдарьинской области овладели карлуки :13 . В первое десятилетие царствования Махди (775—785 гг.) карлукский джабгу выполнял требования и платил налоги, однако в 806 году карлуки взбунтовались и прислали на помощь восставшим самаркандцам вспомогательный отряд. В связи с чем, в 810 году халиф Мамун был вынужден выступить против карлукского города Кулана, жалуясь своему визиру Фазлу ибн Сахлю, что ему приходится начинать войну в самый неблагоприятный момент: карлукский джабгу вышел из повиновения, а царь Отрара отказывается платить дань :260 . Фазл, в свою очередь, посоветовал ему написать письмо джабгу и подарить отрарскому царю дань на один год: В. В. Бартольд предполагал, что подобными мерами халифу, вероятно, удалось внешне умиротворить страну, однако посчитал неубедительным, ссылавшись на список среднеазиатских городов, вносивших в арабскую казну дань, где семиреченские города Тараз, Кулан, Мерке — отсутствуют :261 .
В итоге, в 813 году халиф Мамун овладел областью Отрара и взял в плен сыновей карлукского джабгу и его жён, сам джабгу бежал в страну кимаков . А. И. Михайлова считает, что карлуки, вытесненные из Отрара на северо-восток, сохранили за собою значительную территорию, в том числе Тараз и города Таласской долины , чем сказалось на развитии материальной культуры этого района .
Саманидское государство
Политическое господство карлуков в Семиречье, длившиеся 200 лет, было нарушено саманидами . Халиф Саманидского государства Исмаил ибн Ахмед , стремясь обезопасить северо-восточные границы собственной страны и заполучить входившую в сферу влияния Тараза богатую серебром область Шельджи :32 :64—65 в 893 году « пошёл войной на город царя тюрков [Тараз ] » :495 . Определение соответствующее Таразу как « город царя тюрков » — свидетельствует о населённом пункте как о столице государства карлуков и как о крупнейшем торгово-экономическом центре, соединявшим лежавшие к северо-востоку от него кочевья и города Средней Азии . В конце IX века Таласская долина входит в состав владений Саманидов .
Сообщение Нершахи о походе Исмаила в Тараз дополняет Табари: Исмаил, взяв город тюрков-карлуков, пленил царя, его жену и около 10 000 человек. Кроме того, « он убил многих » из сопротивлявшихся ему воинов и « забрал так много верховых животных » — лошадей, « что нельзя было их сосчитать » . Сохранить политическую независимость Тараза удалось лишь ценой принятия ислама карлуками: головная церковь города была превращена в мечеть :268 , а предводители карлуков обязались защищать владения саманидов от других тюркских племён (на таких условиях Тараз и Исфиджаб избежали внесения денежных взносов (хараджа) в саманидскую казну) .
К саманидскому периоду окончательно складываются города Таласской долины, наиболее полный перечень которых и частичное описание даёт арабский историк X века Макдиси :15 . Тараз, как и Таласская долина входят в состав Исфиджабского округа, сохраняющего самостоятельность и автономность в системе Саманидского государства . Макдиси даёт наиболее полное описание Тараза: « Тараз — большой укреплённый город, со множеством садов и сплошной населённостью; у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот большая река, за ней часть город, через неё есть переход. Соборная мечеть [расположена] среди рынков » :15 . А. Н. Бернштам утверждал, что правобережный Тараз (часть города расположенная на правом берегу Таласа), — не сохранился, ибо р. Талас, имея блуждающее русло, всё время отходит на восток и смыла эти развалины города . Из-за этих обстоятельств, город рос в западном направлении.
На саманидский период приходится становления Тараза как одного из крупнейших торговых центров мусульманского Востока: Ибн Русте (X в.) называет Тараз « городом купцов », Ибн Хаукаль (последняя четверть X в.) пишет: « Тараз — место торговли мусульман с тюрками, между ними [Сюткендом и Таразом] крепости, относящиеся к нему, его [Тараз] не проходит никто из [страны] Ислама, потому что тот, кто пройдёт его в шатры (то есть кочевья) карлуков » .
Караханидское государство
Эпоха XI — XII вв. в Таласской долине и в Таразе оставила значительное количество памятников материальной культуры: в гибели Саманидского государства и возникновении Караханидского, Тараз играет свою роль и неоднократно упоминается в исторических и географических сочинениях. Так, ещё в 922—923 годах в Таразе искал убежище некий Мухаммед ибн-ал-Хусеин ибн Мут , который вместе с тюркскими войсками поддержал восставшего Саманида Ильяс ибн Исхака против Насра ибн Ахмеда , саманидского правителя, жившего в Бухаре (913—942 гг.) . Сообщение об этом восстании находится у Ибн ал-Асира и комментировано В. В. Бартольдом: « Восстание, поднятое в 922 году в Фергане Ильясом б. Исхаком, легко было подавлено, благодаря искусству посланного против мятежников Абу Амиру Мухаммеда б. Асада, который с незначительным отрядом устроил засаду войску Ильяса и рассеял его силы; число последних будто бы доходило до 30 000 человек. Главный сподвижник Ильяса Мухаммед б. Хуссейн б. Мут (возможно исфиджабский владетель) бежал в Тараз, где по желанию бухарского правительства был убит местным дихканом » :301
Централизованное государство Саманидов в конце X в. получает ряд серьёзных поражений со стороны Караханидов, в 992—999 году Бухарой овладевает создатель династии Караханидов Богра-хан , в 999 году династия Саманидов прекращает своё существование. Вместо централизованного государства, Средняя Азия разбивается на ряд уделов, Сын Кадыр-хана, Богра-хан в 1032 году получает от отца в удел Тараз и Исфиджаб :357—358 .
Политическая самостоятельность Тараза и автономность округа сказались на развитии экономики и культуры: автономность послужила основанием к чеканке таразских монет при Тамгач-хан-Хасане, середине XII века . Значение и мощь Тараза при Туган-хане (начало XI в.), — были настолько велики, что таразский владетель способен был выступить против Махмуд-хана владевшего тогда Самаркандом , и против Кадыр-хана, владевшим Кашгаром . А. Н. Бернштам, исходя из этих фактов, считал политическую силу Тараза следствием его экономической мощи соответственно .
Третий культурный слой Тараза в археологических раскопках Бернштама, отвечающий караханидской эпохе XI—XII вв. свидетельствуют о значительном росте города при караханидской династии: так, караханидской слой представлял собою коллекции, в основном состоящих из уникальной керамики. Весьма характерны чираги (лампы), монеты, сосуды из меди. Из найденных крупных археологических субъектов явились своеобразные бани, замок, кладбище .
Падение городской культуры (XII—XV вв.)
Каракитаи
В XII в. на территории Семиречья, равно как и всей Средней Азии, появляется новая сила, пришедшая с востока — каракитаи, народность тунгусско-манчжурского происхождения. Так, ещё в 1137 году каракитаи подчинил себе Семиречье и Восточный Туркестан. Завоевания кара-китаев не принесли особых разрушений Средней Азии, так как они, оставляя в неприкосновенности старый строй, довольствовались данями .
Неподчинение их власти Хорезма вызывало неоднократные походы кара-китаев: так, например, поход 1171—1172 гг. закончился в начале XIII в. сильным ослаблением кара-китаев. Решающая битва хорезмского владетеля с кара-китаями произошла в 1210 году, — хорезмшах Мухаммед выступил против кара-китаев: « когда известие дошло до гурхана китайского, он также приказал Таянгу, чьей царской одеждой была вышитая материя (тираз) и чьим местопребыванием был Тараз, чтобы он действовал энергично » — из этого сообщения Джувейни явствует, что Тараз ещё в начале XIII в. был крупным городом, столицей наместника каракитайского гурхана — Таянгу и относительно сохранял прежние позиции политической автономности. В 1210 году в августе-сентябре, согласно Джувейни, произошла битва при р. Иламыш, в результате которой каракитаи были разбиты, а Таянгу взят в плен .
Впоследствии, отступающие к своей столице Баласагуну каракитайские войска « во время возвращения начали громить, грабить, убивать и бесчинствовать в своих округах и поданных »: согласно Ибн аль-Асиру , в разрушении городов принимал значительное участие и сам хорезмшах Мхуаммед, который « приказал жителям Шаша, Ферганы, Исфиджаба, Хасана и городов, которые вокруг них, а в мире не было более приятных, чем они и более возделанных, — выселиться из них в страну ислама. Затем он разрушил их все из страха, что татары завладеют ими ». А. Н. Бернштам, предполагал, что так как в тексте упоминался Исфиджаб, как главный город удела, то аналогичному разграблению подвергся и Тараз, входящий в это время в состав городов «которые вокруг них», то есть в частности и Исфиджаба . А дальнейшее событие содержатся в работах Якута аль-Хамави , согласно которому, с хорезмшаха Мхуаммеда на эти местности посыпались « удары судьбы и превратности рока »: после уничтожения хорезмшахом Мхуаммедом Караханидского государства, разгрома войска каракитаев, не осталось того, кто мог бы охранять земли, завоёванные собственно хорезмшахом . Впрочем, разгром 1210-х годов был завершён монголами .
Монгольское нашествие
Во время монгольского завоевания Средней Азии (1218—1223 гг.), в Семиречье только Баласагун не оказал сопротивления монголам, за что был прозван « Гобалык », то есть — хороший город . За оказанное Таразом сопротивления, город был полностью разрушен, как и большинство оседлых населённых пунктов региона. Впрочем, в Таласской долине только Тараз продолжает в весьма небольших размерах своё существование: помимо культурных слоёв города, этому свидетельствует также письменные источники. Так, согласно тому же Джувейни, в 1242 году, монгольский эмир Аргун , правитель Хорасана , направляясь в Монголию, получает в Таразе известие о смерти Гуюка (1246—1248 гг.), он же в 1251—1252 годах в Таразе получает известие о восшествии на престол Менгу Каана . При монгольском владычестве, территория Таласской долины стала местом летних кочевий монгольских ханов, и согласно В. В. Бартольду в 1269 году в ней произошёл очередной курултай Чингиз-хана :17 .
На монгольский период засвидетельствованы несколько зафиксированных наименовании Тараза: « Банги » , « Йанки » , « Яны » , « Яны—Талас » « Янги », с перевода — Новый , Новый Талас . Свидетельством этому является монетный двор Тараза, продолживший чеканиться монеты при монголах и при Джагатаидах .
В 1307 году Тараз подвергается весьма солидному разрушению со стороны чагатаидских царевичей, которые разрушили весь «эль» (государство) Кайду, владевшего ещё со времени Алсу (1261—1266 гг.) землями Таласа, Кенджека, Отрара, Кашгара и Мавераннахра: « они сожгли Золотую орду , которую называли Сыр Орда, развеяли ветру землю Тараза, Янги, Кенджека и Чигиля, а жителей подвергли пыткам и то, что смогли, забрали, остальное предали огню ». Впрочем, разгром не ликвидировал Тараз, так как автор ал-Омари, умерший в 1348 году, описывая маршрут из Мавераннахра в Алмалык указывал на Талас, как один из четырёх городов округа Янги .
Казахское ханство
Письменные источники XVI века сообщают, что в половине XVI века вся Таласская долина представлял собой груду развалин: так, Мухаммед Хайдар пишет следующее: «Монголы называют Тараз Яны… в степи, которую они называют этим именем, видны следы нескольких городов, там есть следы и признаки купола, минарета, ханакхов, медресе; но неизвестно, который из этих древних городов был Яны и как назывались остальные города» :156 .
С начала XVI века Таласская долина входит в состав Казахского ханства. Последующие джунгарские походы на территорию Старшего жуза в XVII—XVIII вв. окончательно разрушили бывалую городскую жизнь региона, а в особенности, самого города Тараза: руины лежавшие до XIX века , впоследствии были встречены кокандцами.
Кокандское ханство
С 1815 года — нынешняя местность города входит в состав Кокандского ханства, а к 1819 году кокандцы подчинили к собственным владениям основную часть земель Старшего жуза . Продвижение кокандских войск на новые земли сопровождалось строительством крепостей: первые кокандские укрепления на территории Казахстана были построены при Омар-хане (1810—1822 гг.) .
В соответствии со спецификой построения кокандских крепостей на новых завоёванных землях, то есть, как правило, крепости строились в районах наибольшего скопления кочевого населения, отличавшихся нестабильностью положения ; в начале XIX века строится первая кокандская крепость близ территории города — Яны-Курган или Уч-Курган : однако из-за стратегического неудобства крепости, а в конечном счёте её захват, — вынудило кокандцев к строительству новой крепости, которое, согласно В. А. Каллауру, происходило на развалинах древнего Тараза в 1826—1827 годах при хане Мадали (1822—1842 гг.) . Типография древнего Тараза послужило к возведению полноценной крепости соответственно.
Сооружение крепости Аулие-Ата было поручено датха Адынбеку, ставшему первым её комендантом, а строительством крепости руководил зодчий Рузымат. Крепость была построена из сырцового кирпича и пахсовых блоков .
В 1837 году с южной стороны крепости вдоль дороги, ведущей к воротам крепости (ныне — улица Наманганская ), обосновались 28 семей — выходцев из города Намангана . Их слободка положила началу образования поселения Наманган—Коче (то есть с перевода — Наманганская улица ), которое стало быстро расти, вытянувшись лентой в юго-восточном направлении. К 1864 году население поселения насчитывало около 2—3 тысячи жителей.
В 1856 году, по распоряжению ташкентского беклярь-бека Мирзы—Ахмеда был построен базар, давший основание к возникновению города Аулие-Ата .
Российский период
Присоединение в состав Российской империи
В целях соединения в одну линию передовых укреплений оренбургского и западносибирского ведомств во время присоединения Туркестана в состав Российской империи , в 1864 году с сибирской стороны из территории Алатавского округа был отправлен отряд под начальством русского полковника М. Г. Черняева . Отряд состоял из 8 рот пехоты , 3-х сотен казаков , 8 полевых и 2 горных орудий , 7 мортир и 2 ракетных станков. Численность отряда была равна: 68 офицеров и классных чиновников, 2571 нижних чинов , 789 лошадей и 3981 верблюда.
Черняев выступил из Верного к Аулие-ата 1 мая 1864 года, по дороге устроил два этапных пункта в Токмаке и Мерке , оставив 2 роты пехоты, половину сотни казаков и 5 орудий. М. Г. Черняев, подойдя к Аулие-ата, расположенному на левом берегу Таласа, и дав отдых войскам в 7-ми верстах от города, двинулся далее на занятую кокандцами высоту Тек-Турмас . В итоге заняв несколько позиции, Черняевым было предложено сдать крепость, однако не получив удовлетворительного ответа, открыл по ней огонь. На следующий день, в 6 часов утра, комендант крепости прислал к М. Г. Черняеву аулие-атинского обывателя с просьбой дать ему на размышление о сдаче крепости 14 дней, на что ему было написано повторение о немедленной сдаче крепости и был открыт усиленный огонь. Впоследствии, Черняев, рассмотрев положение крепости, 4 июня решился на штурм, в ходе которого, подойдя с частями к крепости с западной, наиболее слабой стороны, выбил кокандцев и занял крепость .
За взятие Аулие-Аты, М. Г Черняев был произведён в генерал-майоры . 4 июня 1864 года, в память взятия Аулие-Аты по инициативе Сырдарьинского военного губернатора Н. И. Гродекова был поставлен памятник, открытие которого происходило 4 июня 1889 года. С 17 июля 1864 года — Аулие-Ата в составе новококандской линии , с 12 февраля 1865 года — в составе Туркестанской области , а с 11 июля 1867 года — в составе Сырдарьинской области .
Уездный центр
21 октября 1868 года Аулие-Ата стал административным центром собственного уезда . Должность аулиеатинского уездного начальника занял майор Виктор Юлианович Мединский (с 16 декабря 1867 года по 28 ноября 1869 года) .
Русские, основное лицо которых до 1880 года были отставные солдаты и казаки , обосновали к северо-западу от крепости отдельную часть города — русскую . Согласно генеральным планам укрепления Аулие-Аты 1875 и 1883 годов, улицы на территории русской части были широкими, застраивались мелкими кварталами из небольших сырцовых домиков, уличная зелень отсутствовала . Впрочем, к концу XIX века границы обособленных частей города исчезли и концентрация городской жизни было направлено на русскую часть, дав основание к дальнейшему развитию населённого пункта в западном направлении вдоль улиц Кауфманской (ныне — улица им. Толе би ) и Русской (ныне — ул. им. А. С. Пушкина ) .
Численность населения города, согласно Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, составляла 11 722 человек :5 . Из них, обозначали родным языком узбекский — 8474 чел. (72,29 %); русский , украинский и белорусский — 1366 человек (11,65 %); казахский — 589 (5,02 %); сартовский — 386 (3,29 %) :56—57 ; остальные — 907 (7,74 %). По вероисповеданиям : мусульман было — 10 150 чел. (86,59 %); православных — 1324 (11,30 %); старообрядцев и уклонившихся от православия — 47 (0,40 %); католиков — 68 (0,58 %); протестантов — 17 (0,15 %); остальных — 114 (0,99 %) :54—55 . Численность населения города в 1910 году составляла 18 982 чел., из которых мужчин — 10 639, женщин — 8343 чел .
Согласно первому плану городских земель, утверждённому в 1898 году военным губернатором Сыр-Дарьинской области Н. И. Корольковым , за Аулие-Атой числилось 12 950 десятин земель , то есть около 1412 гектар . В том числе из которых 1275 или 90,30 % гектар были заняты усадьбами , садами , огородами и базарными площадями . Непосредственно площадь Аулие-Атинского уезда равнялась к 65 420 вёрстам ² (74 452,03 км²).
К 1911 году, в городе было 3 кожевенных завода , 28 водяных мельниц , винокуренный и пивоваренный заводы, 32 хлебопекарни , 22 кузницы , 2 булочных и колбасных, 5 бань, лавки и магазины. К концу XIX началу XX веков, всех торгово-промышленных заведений насчитывалось 1165 . Насчитывалось 3 церкви ( Николаевская , соборная, основана в 1870 году, Успенская , церковь-часовня — в 1887 году, Покровская , — в 1904 году), около десятков мечетей (известные из них — мечети Наметбая и Кали Жунуса ), один еврейский молитвенный дом. Действовало до 5 учебных заведений (трёхклассное городское, женское и мужское приходские, русско-туземное училища; частное женское учебное заведение) и около 20 сартовских мектебов .
Гражданская война
Начало вооружённого восстания под руководством большевиков 28 октября (10 ноября) 1917 года в Ташкенте , — послужило к полноценному завоеванию крупных городов Сыр-Дарьинской области большевицкими силами к концу октября того же года :60 . Так, 6 (19) ноября Аулие-Атинский Совет рабочих и солдатских депутатов, руководимый большевиками, заслушав сообщение о переходе власти в руки Советов в Санкт-Петербурге , Ташкенте, взял власть в свои руки. 1 (14) декабря Аулие-Атинский уездный съезд крестьянских депутатов вынес постановление о признании власти Советов и о слиянии крестьянских Советов с Советом рабочих и солдатский депутатов. Позднее, 3 (16) декабря Аулие-Атинский съезд трудящихся казахов вынес решение об упразднении мусульманского уездного комитета и о слиянии крестьянских Советов с Советом рабочих солдатских депутатов :61 . 10 (23) декабря 1917 года Совнарком Туркестанского края утвердил положение об организации советского государственного аппарата на местах .
На основе ленинской национальной политики на территории Туркестана, в состав которого тогда входили Семиреченская и Сыр-Дарьинская области, была создана Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика : V съезд Советов Туркестанского края, проходивший с 20 апреля по 1 мая 1918 года в Ташкенте, провозгласил автономию Туркестанской республики в составе РСФСР , избрал ЦИК и СНК республики :113 . В 1924 году ТССР упразднена в процессе национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии и образования Узбекской ССР и Туркменской ССР , вошедших в состав СССР.
Советский период
Аулиеатинский период
Окончательно советская власть в Аулиеатинском уезде была установлена в начале 1920 года . Первые два пятилетки СССР (1928—1937 гг.) характеризовались для города всецелой индустриализацией : состоявшее открытие Турксиба в 1931 году, связал город с другими крупными населёнными пунктами региона ; открылись Джамбулский сахарный (1937) , ремонтно-технический заводы. Промышленные предприятия в 1937 году по сравнению с 1934-м, возросли в 317 %.
Территориальные развитие города шло в основном за счёт освоения окрестных земель и поглощения близлежащих селений: к 1930-у году, возле остановочного пункта, — нынешней станции Тараз , формируется застройка привокзального района. По нынешним улицам Абая, Байзак батыра и Балуан Шолака — сформировалась собственная архитектура района: двухэтажные пристанционные постройки, выполненные в кирпичном стиле, характерном для застройки городских железнодорожных районов начала 20-х годов. Помимо всего, в привокзальную часть города вошли водонапорная башня, больница, клуб, привокзальная площадь, парк .
Согласно материалам всероссийских переписей 1920 года , численность населения города Аулие-Ата составляла — 16 268 человек. В том числе: 8211 мужчин (50,47 %), 8057 женщин (49,53 %) :91 . В этническом плане, основным народом явились узбеки — 7251 чел. (44,57 %); следом, казахи — 3543 (21,78 %); русские — 3160 (19,42 %); украинцы — 906 (5,57 %); прочие — 1408 (8,66 %: в основном татары и таджики ) :44 . В 1926 году, численность населения города составила — 24 767 человек: из них мужчин — 12 481 чел. (50,39 %); женщин — 12 286 (49,61 %) :132—133 . В национальном составе преобладали русские — 9542 чел. (38,53 %); узбеки — 7898 чел. (31,89 %); казахи — 3202 (12,93 %); украинцы — 1770 (7,15 %) :132—133 .
-
Вид на мучной базар г. Аулие-Ата, начало XX века.
-
Улица Пушкина, г. Аулие-Ата, 1930-е годы.
Джамбулский период
10 января 1936 года, город Аулие-Ата был переименован в Мирзоян , — в честь советского государственного деятеля Левона Исаевича Мирзояна , секретаря Казахстанского крайкома ВКП(б) впоследствии ставший первым секретарём ЦК КП(б) Казахстана . Однако, после ареста Мирзояна весной 1938 года, 5 июня того же года, город Мирзоян был переименован в Джамбул , в честь казахского поэт - акына Джамбула Джабаева . С 14 октября 1939 года — областной центр .
Во время Великой Отечественной войны в городе Джамбуле располагались до 30 тысячи людей из оккупированных территорий . Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 894 от 13 ноября 1941 года в Джамбуле была сформирована 105-я кавалерийская дивизия СССР . Которая, после прибытия в действующую армию в 1942 году, дивизия была расформирована с передачей личного состава в ранее созданные части. Отдельно, несколько тысячи уроженцев Джамбулской области служили в знаменитой 316-й стрелковой дивизии . В послевоенное время, рабочие Джамбулской области шефствовали над Орловской областью :117 .
С 1940-х годов город приобрёл особые позиции в химической промышленности . В 1943-м году, к местам фосфоритных руд была проложена железная дорога протяжённостью 144 км, строительство суперфосфатного завода началось в 1948-м, в 1950-м в эксплуатацию был сдан первый цех — суперфосфатный, в 1951-м сернокислотный, в 1954-м — цех гранулированного суперфосфата. Для надёжной работы промышленной части города, была построена ТЭЦ . С целью решения дефицита транспортных средств, обусловленных оживлённой деятельностью промышленных предприятий, в 1954-м году была построена автобаза № 1 :117—118 . С 1966-го года функционирует «Химпром». В периоде 1970—80-х годов, Жамбылская химическая промышленность давала до 40 % жёлтого фосфора во всём СССР . Лёгкая и пищевая промышленность города развивалась параллельно к химической :124—126 .
В 1947 году было положено к началу строительство суперфосфатного посёлка, размещённого в западной части города на участке 60 гектар: проект детальной планировки застройки был разработан в 1948 году «Узгорпроектом», г. Ташкент , архитектором выступил Д. М. Беленицкий, инженером — А. И. Банке. Согласно проекту, посёлок вошёл в селитебную зону города и решён как отдельный микрорайон на 2 тыс. человек. Дальнейшее развитие радиально-кольцевой системы городских улиц определило конфигурацию планов семи кварталов посёлка и всей его территории в виде сектора, границы которого проходили по красным линиям радиальных улиц Ниеткалиева, генерала Рахимова и пересекающих их улиц Достоевского с востока и Рысбек батыра с запада . На территории «химпосёлка» в начале 1960-го года по проекту архитектора А. Б. Бабаханова был построен дворец культуры , ставшим доминантой комплексной застройки улицы .
Первый генеральный план города был принят в 1948 году («Горпроект», 1948 г., Алма-Ата). В нём впервые намечались формирование административно-общественного центра, образование промышленных зон, решение проблем городского транспорта. Композиционное ядро общественного центра — главная площадь Достык, расположенная на возвышенном месте, на пересечении нынешних улиц Толе би, Абая и Сулейманова. Классически строгая осевая планировка, компактные размеры и соразмерность застройки придают площади законченный архитектурный облик . На основе этого генплана, ташкентским архитектором К. Рахмати был разработан проект центральной площади Джамбула, — сегодняшняя площадь Достык, утверждённый председателем джамбульского облисполкома Сабдыгалиевым М. С . Так, в 1957 году был построен нынешний городской акимат, в 1965-м — областной драматический театр, в 1974-м — дом политического просвещения .
-
Проект центральной площади г. Джамбула
-
Строительство центральной площади г. Джамбула
-
Вид на областной драматический театр г. Джамбула
24 января 1964 года Совет Министров Казахской ССР утвердил Генеральный план и схемы первой очереди строительства города Джамбула. На период завершения первой очереди строительства в 1970 году расчётное население города должно было составить 170 тысяч человек, а к 1980 году — уже 230 тысяч. Приоритетными направлениями при застройке были север и юго-запад Джамбула, где вскоре появились микрорайоны . Строительство велось на свободных участках компактными жилыми массивами с продуманной инфраструктурой и уличной сетью. На момент утверждения генплана в Джамбуле действовали суперфосфатный и литейно-механический заводы, ТЭЦ , фабрика первичной обработки шерсти, хромовый завод, сахарно-рафинадный комбинат, спиртоводочный и пивоваренный заводы . В 1980-м году была построена нынешняя филармония «Баласагун», в 1981-м — административное здание областного акимата (архитектор Б. П. Воронин).
Генеральный план от 28 июня 1988 года предусматривал дальнейшее, заложенное в предыдущем плане, основное направление развития города, функциональное зонирование городских территории с выделением жилых и промышленных районов, формирование общественного центра в пределах главных магистралей, а также развитие одной из главных исторических улиц — ул. Толе би, сохраняющего значение основной планировочной оси. В целом, с 80-х годов активно решались вопросы сохранения планировочных зон исторического центра и отдельных памятников градостроительства и архитектуры. Так, в 1979 году, был организован Государственный музей-заповедник «Памятники древнего Тараза», разработаны планы и проекты охранных зон и зон регулирования застройки города.
Независимый Казахстан
С 16 декабря 1991 года Казахстан — независимое государство.
В целях возрождения национальной топонимики, восстановления исконных историко-географических наименований административно-территориальных единиц, упорядочения транскрибирования казахских топонимов на русском языке, постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 4 мая 1993 года № 2001 «Об упорядочении транскрибирования на русском языке казахских топонимов, наименовании и переименовании отдельных административно-территориальных единиц Республики Казахстан», — название Джамбулской области и города Джамбул были транскрибированы как Жамбылская область и город Жамбыл .
Учитывая ходатайства местных исполнительных органов и пожелания общественности Жамбылской области, Указом Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 года № 3315а « О переименовании г. Жамбыла — центра Жамбылской области », город Жамбыл был переименован в город Тараз . Переименование города шло в рамках возвращения сложившихся исторических наименований населённым пунктам.
C 25 по 26 сентября 2002 года в Таразе состоялось празднование двухтысячелетия населённого пункта. Празднование шло под эгидой ЮНЕСКО . В рамках мероприятия, была проведана конференция с участием основных лиц ЮНЕСКО, где участниками конференции были отмечены исключительные позиции города в историческом контексте местного региона . Были открыты общественные места, запланированы нынешние микрорайоны «Астана», «Байтерек».
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2010 года № 104 «О генеральном плане города Тараза Жамбылской области» на территории города был утверждён проект дальнейшего развития города. Согласно генплану, территория города была увеличена до 187,9 км², вошли несколько населённых пунктов из граничащих районов; рассмотрены развитие планировочной структуры, функциональное зонирование населённого пункта .
В 2008 году строительство нынешней центральной мечети года — Хибатулла ат-Тарази было завершено. Соборная церковь — Успения Божией Матери была построена ещё в 1990-е годы. В 2013 году был закрыт таразский троллейбус ; состоялось открытие дворца спорта «Тараз-Арена». В 2015 году, во время празднования 550-летия Казахского ханства, в западных воротах города был открыт памятник первым казахским ханам — Керею и Жанибеку , историко-культурный центр «Древний Тараз».
Примечания
- Комментарии
- В Семиречье сложился своеобразный, названный семиреченским, вариант андроновской культуры: именно на юге Казахстана были обнаружены крупнейшие скопления наскальных рисунков. В хребте Каратау был раскопан могильник Таутары .
- Ныне, удалось отождествить Хамукет с Костобе , чья топография и застройка близка другим согдийским городам Семиречья .
- В. А. Каллаур собственно в своей работе признал, что те исторические сведения по поводу полного разрушения древнего Тараза — подтверждаются и народными преданиями.
- Отнюдь саму гипотезу согдийской колонизации сформулировал В. В. Бартольд, опираясь на отрывочные сообщения Сюаньцзана , « Худуд ал-’алам » и словаря Махмуда Кашгарского
- К послевоенным временам чётко определились основные направления работ в области средневековой археологии Казахстана: главное внимание должно было уделяться выяснению особенностей городской жизни, исторической топографии городов, развитию ремесла и торговли, а также взаимосвязи с миром кочевого скотоводства .
- Тюргеши делились на жёлтых тюргешей и чёрных тюргешей . Китайская литература связывает происхождение жёлтых тюргешей с ханом Согэ (708—717 гг.), а чёрных тюргешей — с ханом Сулу (717—738 гг.)
- «Наконец, быть может самым важным фактом, указывающим на расцвет Тараза при Караханидах и увеличение его политической значимости, является то обстоятельство, что в Таразе начали караханидские правители чеканить свою монету» . Здесь чеканили свою монету Караханиды, начиная с 395—396 гг. ( хиджры ), т. е. с 1004—1005 гг. н. э.
- Кара-китаи создали прообраз будущей Монгольской империи и в борьбе с хорезмшахами настолько изнурили страну, что этим самым облегчили быстрое продвижение монголов. Последние довершили, и весьма энергично, начатое кара-китаями разрушение: Семиречье, в том числе Таласская долины, обратилось в груду развалин .
- Черняеву было поручено провести на севере Средней Азии соединительную линию между двумя степными укреплёнными линиями — Оренбургской и Сибирской, для чего решено было захватить несколько укреплённых пунктов в пределах промежуточной территории, которая тогда входила в состав Кокандского ханства.
- « В 1875 году в Аулие-Ата было русских поселенцев не более 20 семейств. В 1876 году сюда было сослано на жительство 80 семейств уральских казаков . В восьмидесятых годах, когда понемногу стала развиваться здесь торговля, приток русских поселенцев увеличился и особенно число последних возросло после голодного 1891 года » .
- Планировочная структура Аулие-Аты в начале российского периода состояла из старой азиатской и новой русской частей. В старую часть входили крепость и поселение Наманган-Коче, в русскую — формировавшаяся к западу от крепости новая часть города в соответствующем европейском облике .
- Часть европейской застройки XIX и начала XX веков сохраняется вдоль этих улиц и по сей день.
- Литература
- , с. 4.
- ↑ , с. 65.
- , с. 491.
- , с. 10.
- ↑ , с. 43.
- , с. 10.
- , с. 47.
- , с. 48.
- , с. 49.
- , с. 80.
- , с. 81—82.
- , с. 92.
- ↑ , с. 3—5.
- ↑ , с. 123.
- , с. 134.
- , с. 109.
- , с. 34.
- , с. 113.
- , с. 36—37.
- , с. 121.
- , с. 16.
- , с. 15—16.
- , с. 29—31.
- , с. 166.
- , с. 7.
- , с. 268—274.
- , с. 4.
- ↑ , с. 18—24.
- .
- , с. 205.
- .
- , с. 93—94.
- , с. 95.
- , с. 97.
- .
- , с. 75—78.
- , с. 238.
- , с. 375—379.
- , с. 380—381.
- , с. 57.
- , с. 27.
- ↑ , с. 5—6.
- , с. 58.
- , с. 59.
- , с. 26.
- ↑ , с. 12.
- , с. 84.
- ↑ , с. 30.
- , с. 63.
- .
- , с. 126—128.
- , с. 11.
- , с. 18—43.
- ↑ , с. 23.
- ↑ , с. 14.
- , с. 13—14.
- , с. 15.
- , с. 44.
- , с. 47.
- , с. 50.
- , с. 58.
- , с. 51.
- , с. 52—60.
- ↑ , с. 62.
- , с. 62—63.
- ↑ , с. 63.
- ↑ , с. 64.
- ↑ , с. 6.
- ↑ , с. 161.
- , с. 161―164.
- , с. 164—165.
- , с. 165.
- ↑ , с. 167.
- , с. 167—168.
- , с. 170—172.
- ↑ , с. 489.
- , с. 65—66.
- ↑ , с. 490.
- , с. 86.
- , с. 66.
- , с. 70—72.
- , с. 490—494.
- Источники
- ↑ Михаил Тё. // Казахстанская правда. — 2017. — 27 сентябрь. 27 апреля 2023 года.
- ↑ // Юнеско. 27 января 2020 года.
- ↑ В. В. Бартольд . . — М. : Наука, 1966. — Т. 4. — 495 с. — 4600 экз. 27 апреля 2023 года.
- St. Julien. Memoire sur les countrées occidentales, Paris 1857, см. стр 12—15. Текст из. I, л. 9б.
- К. М. Байпаков . . — Аруна. — Алматы, 2007. — 384 с. — ISBN 9965-26-048-6 . 27 апреля 2023 года.
- ↑ Вельяминов-Зернов В. Ф . . — СПб. , 1864. — Т. 2. — 520 с. 27 апреля 2023 года.
- В. В. Бартольд . / А. Н. Бернштам. — Киргизгосиздат. — Фрунзе, 1943. — 104 с. — 3150 экз. 27 апреля 2023 года.
- В. А. Каллаур . К истории города Аулие-Ата. — Протоколы ТКЛА , 1902.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2006. — Т. V. — ISBN 9965-9908-5-9 . (CC BY-SA 3.0)
- ↑ / Е. В. Баранчиков, А. И. Торгоев // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- Галина Скрипник. . — inform.kz , 2022. — 3 октябрь. 27 апреля 2023 года.
- / Махмудов. Х, Мусабаев. Г. — Казахская энциклопедия. — Алматы, 1988. — 512 с. 27 апреля 2023 года.
- В. В. Бартольд . . — СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1897. — 198 с. 27 апреля 2023 года.
- ↑ Волин С. Сведения арабских источников IX-XVI вв. в долине реки Талас и смежных районах // Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР. — 1960. — Т. 8 .
- ↑ . — Указ Президента Республики Казахстан от 8 января 1997 года № 3315а. 11 января 2023 года.
- ↑ // Казахстанская правда / Р. Шулембаева, К. Торланбаева. — 2022. — 6 мая. 27 апреля 2023 года.
- Кляшторный С. Г . . — М. : Наука, 1964. — 214 с. 27 апреля 2023 года.
- Кляшторный С. Г . // Известия НАН РК. — 2006. — № 1 . — С. 121—124 . 27 апреля 2023 года.
- // Эк-спорт. 27 апреля 2023 года.
- // «Туган Олке» (Родной край). Историко-краеведческий и архивный журнал / Ф. П. Григорьев, А. А. Мейлих. — 2004. — № 2, 3 (4—5) . 27 апреля 2023 года.
- Константин Юлианский. // voxpopuli.kz. — 2021. — 12 февраля. 21 августа 2022 года.
- ↑ . — Постановление Президиума Верховного Совета Республики Казахстан от 4 мая 1993 года № 2001. 30 мая 2023 года.
- ↑ В. В. Бартольд . . — СПб. : тип. Акад. наук, 1897. — 151 с. 27 апреля 2023 года.
- / П. Н. Кожемяко. — Фрунзе: Академия АН КирССР, 1963. — 264 с. 1 мая 2023 года.
- Камень с древнетюркской надписью из Аулиеатинского уезда (перепечатано из «Протокола заседания общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии 11 декабря 1896 г.»). ЗВО, XI, стр. 79—88.
- Чупахин В. М. . — Алма-Ата: Наука, 1964. 27 апреля 2023 года.
- ↑ / [отв. ред. Е. И. Агеева]. — Алма-Ата: Издательство Академии наук Казахской ССР, 1962. — 220 с. 27 апреля 2023 года.
- / М. Ф. Косарев // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2016.
- Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- Кельтеминарская культура // БРЭ. Т.13. М.,2009.
- Дашлы // БРЭ. Т.8. М.,2007.
- / С. Б. Болелов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
- / под ред. М. Абдыкалыкова, А. Панкратовой. — Алма-Ата: КазОГИЗ, 1943. — 670 с. — 10 000 экз. 27 апреля 2023 года.
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
- Акишев К. А. «Сиюйцзи» — «Записки о западном крае» даосского учителя Чанг-Чуня // «Туган Олке» (Родной край). Историко-краеведческий и архивный журнал. — 2008. — № 1, 2 (10, 11) . — С. 11—35 .
- Лерх П. И. . — тип. Имп. Акад. наук. — СПб. , 1870. — 40 с. 27 апреля 2023 года.
- Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбылская область. — РГП «НИПИ ПМК». — Алматы, 2002. — 360 с.
- Бартольд В. В. / Соч. в 9 томах. — Наука. — М. , 1966. — Т. 4. — С. 496. 27 апреля 2023 года.
- // «Памятники древнего Тараза» — Государственный историко-культурный заповедник-музей. 27 апреля 2023 года.
- Об этом искусстве см. И. Толстой и Н. Кондаков, Русские древности в памятниках искусства, т. III. О такого примерно стиля вещах в Казахстане см. Козырев А. А., Раскопки кургана в урочище Кара Агач, Акмолинского уезда, ИАК, в. 16, 1905. Датировку находок см. у A. Schmit, Kacka ESA I. Аналогичные вещи были случайно найдены в Северном Казахстане у оз. Боровое в 1927 г. и хранятся в Этнографическом музее Санкт-Петербурга.
- ↑ В. В. Бартольд . . — СПб. : тип. Акад. наук, 1897. — С. 151. 27 апреля 2023 года.
- Байпаков К. М. Древняя и средневековая урбанизация Казахстана (по материалам исследований Южно-Казахстанской комплексной археологической экспедиции). Книга II. Урбанизация Казахстана в IX — начале XIII в.. — Алматы, 2013. — С. 43—44. — 514 с.
- Bibl. Geogr. Arab III
- В. В. Бартольд в своей заметке «Отчёт о командировке в Среднюю Азию», ЗВО, Т. VIII, в. III—IV, СПб, 1894, стр. 343 писал — « Приходится прийти к заключению, что Талас находился как раз на месте нынешнего Аулие-Ата ».
- В полном отчёте, вышедшем в 1897 году, В. В. Бартольд с осторожностью писал — « Находился ли он [город Талас] на месте Аулие-Ата или несколько южнее — трудно сказать: во всяком случае его следует поместить к северу от Капкинского ущелья ». См. его отчёт в ЗАН, стр. 16
- Ср. ук. соч., стр. 16. Впрочем, до В. В. Бартольда эту точку зрения высказывали M. Quatremère. Notice de Ponvrage qui a por titre Mesalek Alabbar fi Memalek Alamsar. Notice et extratts des Manuserits de la Bibliotheque du Roi, m. IV, Paris, 1838, стр. прим. 1.
- Напр. Ed. Chavannes, Documents sur les Ton-kious (Tures) Occiedantaux. СПб. 1903, стр. 10. Впрочем, Ed. Chavannes сам высказывал сомнения, заявляя: « L’identification de certe locatite avec le Ta-lo-se des Chinots n’est peut être pas rigoureuseinus exacte », ук. соч. стр. 318
- В. А. Каллаур. Древности в низовьях р. Талас, Протоколы ТКЛА, 1899; Поездка на Акыр-Таш (Ахур-Таш, Таш-акыр) и его окрестности, 1905; Находка древних монет в верховьях р. Таласа, 1908.
- В. А. Каллаур. Древние местности Аулие-Атинского уезда на старом караванном пути из Тараза (Талас) в Восточный Туркестан, ТКЛА, 1897; Древние местности Аулие-Атинского уезда на древнем караванном пути на запад от Аулие-Ата к границе Чимкентского уезда, 1909.
- Камень с древнетюркской надписью из Аулиеатинского уезда (перепечатано из «Протокола заседания общего собрания членов Туркестанского кружка любителей археологии 11 декабря 1896 г.»). ЗВО, XI, стр. 79-88.
- В течение 1936—1939 гг. Казахстанскими научно-исследовательскими учреждениями совместно с Институтом Истории Материальной Культуры им. Н. Я. Марра при Академии Наук СССР на территории Южного Казахстана по Таласской долине велись археологические работы: целью данных работ было установление территории древнейшего в Казахстане города Тараз.
- Бартольд, О христианстве в Туркестане, стр. 16-18; Очерк истории Семиречья, стр. 17-25; О языках согдийском и тохарском, стр. 33-39.}
- Нуржанов А. А., Айтбаева А. // Вестник КазНПУ. — Алматы, 2016. 28 июля 2022 года.
- Акишев К. А. Археология Казахстана за советский период // СА. — № 4 .
- Маргулан А. Х. Оседлые поселения VIII—XIII вв. на северніх склонах Каратау // Изв. АН КазССР. Сер. археол. — 1948, 1 вып. — С. 109—115 .
- Бернштам А. Н. Древний Отрар. // Изв. АН КазССР. — 1951. — № 107 . — С. 81—97 .
- Агеева Е. И. Керамика городов и поселений среднего течения Сырдарьи и Каратау. // Изв. АН КазССР. — 1949. — С. 100—118 .
- Агеева Е. И. Керамика Отрара. // Изв. АН КазССР. — 1951. — С. 98—110 .
- А. Ю. Якубовский . Вопросы периодизации истории Средней Азии в VI—XII вв. КСИИМК, вып. XXVIII. — 1949. — С. 21.
- Т. Н. Сенигова . Основные пути формирования топографии раннесредневекового Тараза (V—IX вв.) // Известия АН КазССР, серия общественная. — 1966. — № 5 . — С. 69—78 .
- Е. И. Агеева . Отчёт о раскопках на городище Тараз в 1961 г. Рукописный фонд отдела археологии ИИАЭ АН КазССР, № 217, С. 35, 36.
- Е. И. Агеева . Отчёт о раскопках на городище Тараз в 1961 г. Рукописный фонд отдела археологии ИИАЭ АН КазССР, № 218, С. 38.
- St Julien. Memoire sur les countrées occidentales, Paris 1857, С. 12—15. Текст из. I, л. 9б.
- Гумилёв Л. Н. . — М. : Наука, 1967. — 501 с. — 4800 экз. 27 апреля 2023 года.
- Бернштам А. Н. Тюргешские монеты. ТОВЭ. Т. II, M. — Л., 1940
- ↑ См.: Труды САЭ. Алма-Ата, 1949, С. 14.
- Таншу , гл. 140б, л. 19б « Потомки Согэ составляют жёлтые кочевья, поколение Сулу составляют чёрные кочевья »
- Михайлова А. И. Новые эпиграфические данные для истории Средней Азии IX в. // Эпиграфика Востока. — 1951. — Т. V .
- ↑ Бартольд В. В. / [редкол.: Б. Г. Гафуров и др.]. — М. — Т. 1. — 756 с. 27 апреля 2023 года.
- Михайлова А. И. Указ. работа. С. 17
- Михайлова А. И. Указ. работа. С. 19
- Массон М. Е. . — Ташкент, 1953. — 73 [2] с. — 1000 экз. 27 апреля 2023 года.
- Мокрынин В. П . О торгово-ремесленных связях средневекового Шельджи. Сб. «Средневековые города Средней Азии и Казахстана». Л., 1970
- Бартольд В. В. / [отв. ред. А. М. Беленицкий]. — М. : Наука, 1965. — Т. 3. — 711 с. 27 апреля 2023 года.
- А. Марков Инвентарный каталог мусульманских монет Эрмитажа (литографированное издание), С. 208—209, 216, 226, 233—234, 242, 272. Ср. R. Vasmer, Zur Münzenkunden der Qarachaniden. MSOS, XXXIII, Berlin, 1930, Abt. II, С. 83 и сл.
- ↑ . — silkadv.com. 27 апреля 2023 года.
- В. А. Каллаур . К истории города Аулиеата, 1902
- ↑ , с. 63.
- , с. 64.
- ↑ / под ред. Н. А. Тройницкого . — СПб. : Типография Товарищества "Народная Польза", 1905. — Т. 86. — 208 с. 27 апреля 2023 года.
- ↑ , с. 65.
- ↑ Елеуов Т. . — Алма-Ата: Издательство Акад. наук КазССР, 1957. — 114 с. 27 апреля 2023 года.
- ЦГАОР КазССР, ф. 6, д. 10, л. 9.
- «Туркестанские ведомости», № 193, 13 декабря 1918 года.
- ↑ . — Ташкент: Издание ЦСУ Туркреспублики, 1923. — Т. VI. — 142 с. 2 мая 2023 года.
- ↑ . — М. : Издание ЦСУ Союза ССР, 1928. — Т. 8. — 193 с. 27 апреля 2023 года.
- ↑ К. Рыспаев. Древний Тараз. — Тараз, 2002. — ISBN 9965-498-15-6 .
- Паспорта и материалы обследования памятников архитектуры г. Тараз. 1986, 2000 (архив НИПИ ПМК)
- Паспорта и материалы обследования памятников архитектуры г. Тараз. 1985, 1986, 2000 (архив НИПИ ПМК)
- Ергали Нургалиев. // Знамя Труда. Жамбылская областная газета. — 2019. — 19 декабря. 27 апреля 2023 года.
- // Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2010 года № 104. 11 января 2023 года.
Литература
- / Байпаков К. М., Таймагамбетов Ж. К., Жумагамбетов Т. — Алматы: Республиканский издательский кабинет, 1993. — 362 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8380-1004-5 .
- / Байпаков К. М., Таймагамбетов Ж. К. — Алматы: Қазақ университеті, 2006. — 356 с. — ISBN 9965-30-076-3 .
- . — Фрунзе: Издательство АН КиргССР, 1963. — 262 с. — 500 экз.
- Байпаков К. М . . — Алма-Ата: Наука Казахской ССР, 1986. — 254 с.
- Байпаков К. М . . — Алматы: Ғылым, 1998. — 207 с. — 3000 экз. — ISBN 5-628-02237-3 .
- Бернштам А. Н. / под. ред. и с предисловием проф. А. Ю. Якубовского . — Алма-Ата: КазОГИЗ, 1941. — 65 с.
- / М. Мырзахметұлы, И. Жеменей, А. Әбдуалиев. — Алматы: Санат, 2002. — 215 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7090-0315-8 .
- / Сост. С. Дестунис. — СПб. , 1861. — 496 с.
- Добросмыслов А. И . = Города Сыръ-Дарьинской области (Казалинскъ, Перовскъ, Туркестанъ, Ауліе-ата, Чимкентъ). — Ташкент: Эл.-пар. типо-лит. О.А. Порцева, 1912. — 204 с.
- / К. М. Байпаков Д. А. Воякин М. К. Сейткалиев. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2019. — 183 с. — 5000+150 экз. — ISBN 978-601-7967-12-3 .
- Маргулан А. Х . / [сост.: Д. А. Маргулан, Д. А. Маргулан]. — Алматы: Алатау, 2010. — 469 с. — ISBN 9965-807-15-9 .
- Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии. Историко-культурные памятники Казахстана / авторы предисловия и составители Елеуов М., Бахтыбаев М. М.. — Туркестан: «Туран», 2011. — 447 с. — ISBN 978-601-243-296-1 .
- Свод памятников истории и культуры Жамбылской области. Город Тараз. — Издательский дом «Таймас». — Алматы, 2014. — С. 140. — ISBN 978-601-264-144-8 .
- Сенигова Т. Н . . — Наука. — Алматы, 1972. — 218 с.
- . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2003. — 576 с. — 5000 экз. — ISBN 9965-9389-1-1 .
- 2021-06-05
- 2