По местным устным преданиям, мавзолей сооружён над могилой Карахана, основателя династии
Караханидов
, который первым из тюрков принял
ислам
.
«Абду-р-Рахим-Баб. Его сын Ша-Хасан, по произванию Кылыдж-Карахан… Его сын Абдул-Халык-хан. Могила его в
Отраре
(к югу от города
Туркестана
, а могила Аулие-ата — на реке
Таласе
. У Аулие-ата второй сын был по имени Касым-хан-Баба, дед его — Кыран-шейх, зять его Махмуд-хан-шейх, а дочь Биби-айша,
могила которой
находится в двух ташах от
гор. Аулие-Ата
»
.
в
1905 году
(по другим данным в 1920 году
) он был разрушен до основания и перестроен и при сохранении конструкционного принципа утратил первоначальное архитектурно-декоративное убранство
. Внутри мавзолея сохранилось ступенчатое
надгробие
. Строительство финансировал
ташкентский
ишан
Саид Бакханов
.
Архитектура
Археолог
Таисия Сенигова
, основываясь на фотографии 1850-х годов, приводит описание первоначального облика фасада мавзолея. Мавзолей имел первоначально центрическую композицию и был перекрыт
куполом
. Вход в ранний мавзолей находился под пологой стрельчатой аркой, которая выделена клинчатой кладкой и оконтурена кирпичом, положенным плашмя.
Арка
опиралась на 3/4 колонны, выложенной спаренным кирпичом. Подобным образом был сделан глубинный вход, расположенный за арочной нишей.
Портальная часть
была оконтурена кирпичом слегка выступающими П-образными арками.
Примечания
↑
Карахана кумбез
// Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 305. —
31 300 экз.
—
ISBN 5-89800-023-2
.
↑
Денике Б. П.
. —
М.
-
Л.
.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. — С. 14. — 228 с. —
2500 экз.
Карахан, мавзолей
// Сакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общ. ред. Б. А. Байтанаева. — Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана, 2017. — С. 302—303. — 904 с. —
ISBN 978-601-7312-78-7
.
Хмельницкий С. Г.
Между Саманидами и Монголами: Архитектура Средней Азии XI — начала XIII вв. — Берлин—Рига: Gamajun, 1996. — С. 184—185. — 904 с.
Ошанов О. Ж.
Тараз — Жемчужина Шёлкового пути (Краткая история города Тараз: от Гуннской Орды до Республики Казахстан). — Алматы: Таймас, 2014. — С. 178—179. — 296 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-601-264-131-8
.
Литература
Карахана кумбез
// Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 305. —
31 300 экз.
—
ISBN 5-89800-023-2
.
Карахан, мавзолей
// Сакральная география Казахстана: Реестр объектов природы, археологии, этнографии и культовой архитектуры / Под общ. ред. Б. А. Байтанаева. — Алматы: Институт археологии им. А. Х. Маргулана, 2017. — С. 302—303. — 904 с. —
ISBN 978-601-7312-78-7
.
Ошанов О. Ж.
Тараз — Жемчужина Шёлкового пути (Краткая история города Тараз: от Гуннской Орды до Республики Казахстан). — Алматы: Таймас, 2014. — 296 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-601-264-131-8
.