Interested Article - Сиявуш

Испытание Сиявуша огнём. Худ. Ризаи (1651 год)
Живописный портрет Сияваша в
Убийство Сияваша
Сияваша вытаскивают из постели и убивают
Сияваш сталкивается с Афрасиабом через реку Джейхун, от Мастера джайнского стиля Шахнаме, XV век, Индия.

Сиявуш ( перс. سیاوش ‎; пехл. Syāvakhš, Siāvaš , от авест. Syāvaršan «чёрный конь») — в иранской мифологии сын легендарного царя Ирана Кей-Кавуса и отец Кей-Хосрова . В поэме Фирдоуси выступает как образец чистоты, оклеветанный мачехой и погибший на чужбине. По мнению С. П. Толстова , в образе героя Сиявуша есть черты умирающего и воскресающего божества , которому поклонялись в Средней Азии до её исламизации .

В « Авесте »

Месть за него упоминается в трёх яштах «Авесты», где говорится о том, что Хаосрава отомстит за своего отца Сьяваршана, которого коварно убил Франхрасьян . Также он назван седьмым в перечне восьми Кавиев, обладающих хварно , чьи фраваши нужно почитать .

В среднеперсидских источниках

Сиявахш был сыном Кай Кавуса .

Рассказывается, что когда Фрасияг вывел свою армию против Ирана, в битве с ним участвовал Кай Сиявахш. Но из-за Сутавих, жены , Сиявахш не вернулся в Иран, а перешёл под защиту Фрасияга, прибыл в Туран и взял в жёны дочь Фрасияга, которая родила Кай Хосрова . Там Сиявахш был убит .

«Суждения духа разума» отмечают, что пользы от Сиявуша — рождение его сына Кай Хосрова и построение . «Большой Бундахишн» и «Денкард» также упоминают, что Сиявуш воздвиг сооружение, названное Кангдиз .

Другие представления

«Кровью Сиявуша» называли смолу драконова дерева , а также выделения некоторых растений из числа лилейных . Династия Афригидов из Хорезма возводила к нему родословную .

Образ в « Шахнаме »

Рождение

Однажды иранские богатыри , и находят в роще у границы с Тураном девушку, которая бежала от своего отца (она оказывается туранкой, внучкой Гарсиваза ). Богатыри спорят, кому она достанется, и приводят её к царю Ирана Кей-Кавусу , который, увидев её красоту, забирает девушку себе в гарем.

У них рождается сын Сиявуш, который воспитывается у героя Рустама в Забулистане и учится у него воинскому искусству. Когда Сиявуш вырос, он приезжает в столицу. Отец даёт сыну во владение Кухистан . Умирает мать Сиявуша, он оплакивает её.

Сиявуш и Судабе

Старшая жена Кавуса Судабе влюбляется в юношу и просит Кавуса, чтобы тот навестил её. Кавус не возражает, и Сиявуш посещает покои Судабе, они беседуют, после чего Судабе советует Кавусу женить юношу. Вскоре Сиявуш вторично посещает покои Судабе. Царица признаётся ему в любви и предлагает выдать за него замуж свою дочь. Когда он в третий раз приходит к ней в покои, Судабе пытается его соблазнить, но он отвергает ухаживания мачехи.

Тогда Судабе, разорвав на себе одежду, обвиняет Сиявуша в том, что это он пытался посягнуть на ложе отца. Кей-Кавус доверяет сыну, допрашивает Судабе, изучает, чем пахнет от Сиявуша и от Судабе, и убеждается, что она лжёт.

Однако Судабе, прибегнув к помощи колдуньи, утверждает, что у неё был выкидыш, а виновником этого стал Сиявуш, и показывает тела двух мёртвых младенцев. Кей-Кавус расследует дело, привлекая для этого консультации астрологов, допрашивает колдунью и устанавливает, что никакого выкидыша не было.

Тем не менее Судабе настаивает на своём, и отец решает подвергнуть Сиявуша испытанию огнём, чтобы подтвердить его невиновность. Сиявуш с помощью волшебного вороного коня и панциря невредимым проходит сквозь огонь. Кавус гневается на жену и хочет повесить её, но Сиявуш просит отца помиловать Судабе, что тот и делает.

Поход

В Иран вторгается туранское войско Афрасиаба. Сиявуш просит отца отправить его в поход, Кавус даёт согласие. Сиявуш вместе с Рустамом выступает, посещает по пути Забул (Кабул), Герат, Балх. У Балха происходит успешный для иранцев бой, о котором Сиявуш сообщает в письме отцу и получает ответ.

Гарсиваз (брат Афрасиаба) прибывает в стан Сиявуша для переговоров. Рустам и Сиявуш обдумывают речь посла, после чего Сиявуш заключает с Афрасиабом договор о перемирии и получает 100 знатных туранцев в заложники. Сиявуш отправляет к Кавусу Ростема с посланием.

Когда Кавус узнаёт о перемирии, он гневается и приказывает прислать к нему заложников в цепях и возобновить наступление на врага. Когда Ростем выражает недовольство, Кавус отсылает Ростема в Систан и назначает полководцем Туса.

Сиявуш, получив послание Кавуса, совещается с Бехрамом и Зенге и решает вернуть заложников, нарушив приказ отца. Понимая, что его за это может ждать наказание на родине, он отправляет Зенге для переговоров к Афрасиабу, тот привозит послание туранского царя. Сиявуш вверяет войско Бехраму, пишет письмо отцу с объяснением своих действий и переправляется через реку Аму-Дарья, оказавшись на туранской земле .

Сиявуш в Туране

На земле Турана Сиявуша охотно встречает (двоюродный брат Афрасиаба), беседующий с ним, а затем, в Канге — и сам царь Афрасиаб . В присутствии Афрасиаба Сиявуш показывает своё мастерство в игре в човган и в стрельбе из лука, после чего Афрасиаб и Сиявуш отправляются на охоту.

Пиран отдаёт Сиявушу в жены свою дочь Джарире, а вскоре в беседе с ним рассказывает о Фарангис , дочери Афрасиаба. Пиран разговаривает с Афрасиабом о возможном браке. Афрасиаб поначалу отказывается выдавать дочь, веря звездочётам, истолковавшим его зловещий сон, но в итоге уступает. Сиявуш и Фарангис празднуют свадьбу.

Афрасиаб вручает Сиявушу часть царства, и тот строит город Кангдеж. Беседуя с Пираном о будущем, Сиявуш предсказывает свою судьбу. Сиявуш отстраивает город Сиявушгирд, в котором его навещает Пиран, рассказывающий жене и Афрасиабу о поездке.

Клевета и гибель

Хотя Сиявуш, как подчёркивает Фирдоуси, вовсе не стремился изменить своей новой родине, но его судьба оказалась несчастливой. Гарсиваз по поручению Афрасиаба посещает Сиявуша. Младшая жена рождает ему сына . Сиявуш отличается во время игры в конное поло, в стрельбе из лука, а затем побеждает в борьбе Горуй-Зереха и Дамура (которые затаили вражду).

Вернувшись к Афрасиабу, Гарсиваз клеветнически сообщает, что Сиявуш готов предать царя и принимает послов от Кавуса. Тогда Афрасиаб просит Сиявуша приехать и с этим приказом посылает Гарсиваза. Сиявуш готов посетить тестя, но Гарсиваз в беседе начинает отговаривать Сиявуша и настраивать его против Афрасиаба, сообщая, что царь питает к зятю злобу. Сиявуш, опасаясь за себя, отказывается приехать. Тогда Гарсиваз, приехав к Афрасиабу, докладывает тому, что Сиявуш проявил открытое неповиновение.

Афрасиаб собирает войско и направляется в поход на Сиявуша. Сиявуш беседует с беременной Фарангис, после чего видит вещий сон, который рассказывает жене, пророчествует о судьбе своего сына, прощается с женой и своим конём Бехзадом и выступает из города с отрядом. Сиявуш не хочет воевать, но туранское войско атакует его отряд, его бойцы погибают, а Сиявуш ранен и взят в плен.

Его доставляют в Сиявушгирд, где происходит скорый суд. Гарсиваз обвиняет его перед Афрасиабом в измене, Сиявуш пытается оправдаться. Пильсом (брат Пирана) вступается за Сиявуша. Фарангис умоляет Афрасиаба о пощаде.

По приказу туранского царя богатырь Горуй убивает Сиявуша («зарезав, как овцу»); на месте, где пролилась кровь невинного героя, вырастает цветок «кровь Сиявуша». Его оплакивают близкие. Афрасиаб, боясь предзнаменований, хочет убить Фарангис и её неродившегося ребёнка, но Пиран отговаривает царя от жестокости.

Кей-Кавус, узнав о смерти сына, оплакивает его вместе с вельможами, зверями и птицами, а Рустам клянётся отомстить за его смерть. Позже на месте гибели юноши вырастает смоковница с ликом Сиявуша на её листьях .

См. также

Примечания

  1. Sultanate of Delhi . Shahnama (ca. 1425-50).
  2. Sultanate of Delhi . Shahnama (ca. 1425-50).
  3. Толстое С. П. Древний Хорезм. М. , 1948. С. 203 и след.
  4. Гэуш-яшт IX 18, 22; Ард-яшт (Яшт XVII 38, 42; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 369, 370); Замйад-яшт (Яшт XIX 77; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 397)
  5. «Замйад-яшт» (Яшт XIX 71; Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С. 396)
  6. Фравардин-яшт (Яшт XIII 132)
  7. Большой Бундахишн XXXV 31
  8. Большой Бундахишн XXXIII 10
  9. Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102
  10. Большой Бундахишн XXXII 5; Денкард VII 1, 38
  11. МНМ. Т.2. С.441
  12. Описание этой переправы помещено в точности посередине 2500 бейтов рассказа Фирдоуси о Сиявуше
  13. Фирдоуси. Том II, строки 8443-8448

Источники и исследования

Источники
  • Авеста в русских переводах. СПб, 1997. С.369, 370, 396, 397.
  • Гэуш-яшт IX 18, 22; Фравардин-яшт XIII 132.
  • Зороастрийские тексты. М., 1997. С.102.
  • Денкард VIII 13, 14 (из « Чихрдад-наска »)
  • Фирдоуси . Шахнаме . Т.2. М., 1960. С.97-252 (строки 2963-8052)
Исследования
  • Мифы народов мира. В 2 т. Т.2. С.441 ( Л. А. Лелекова )
  • Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М., 2004. С.202.
Литература
  • Дьяконов М. М. , Образ Сиявуша в среднеазиатской мифологии, в кн.: Краткие сообщения института истории материальной культуры, т. 40, М., 1951;
  • Рапопорт Ю. А. , Из истории религии древнего Хорезма (оссуарии), М., 1971, с. 83-84.
Источник —

Same as Сиявуш