Interested Article - Усерган

Усерга́н ( башк. үҫәргән ; муйтен , башк. мөйтән ) — башкирский клан .

Родовой состав

  • АЙЫУ (родовые подразделения: аю, юмагужа, казах, кадыр, куян, кунгэй, кыл-кара, майки, нагман, сураш, тэтэнбэт, утэгэн, юныс )
  • БИШЕЙ (родовые подразделения: байсура, бэдэн, ибрай, ибанай, ишбулды, юмакай, ягафар, казах, кыл-кара, найман, ногай, сарагул, тажик, турумта, тэлькэ, туркмен, хасан, ыласын, эйтэмбэт )
  • БУРЕ (родовые подразделения: аргын, буребай, ибанай, казах, майрык )
  • СУРАШ (родовые подразделения: абдулла, байтал, буйлыккан, иман, юмакай, калмак, каралар, куян, кыпсак, кэрэкэй, мурзагале, мышы, сукмар, туркмен, ур, усмак )
  • ШИШЕЙ (родовые подразделения: яухар, капкак, карасабак, катыкурут, кыпсак, мулюк, масекэй, тавай, шумэн, абил )

Этноним

Предки усерган известны под названиями баджгард , баджгурд , басджирт или башхарт . Согласно шежере племени, родоначальниками племени являются Муйтен-бий и его сын Усерган .

Этноним «муйтен» известен у каракалпаков .

Анализ Y-DNA

Часть протестированных усерган, оказались принадлежащими гаплогруппам R1b (буре), N1a (сураш, аю) и I (аю), J2 (бишей, шишей, апанды, абаза)

Этническая история

В I тысячелетии н. э. в общем потоке кочевников усергане двинулись из Центральной Азии на запад, в Приаралье и присырдарьинские степи, затем на Кавказ и Нижнее Поволжье .

После распада приазовской Великой Болгарии в IX веке усергане мигрировали на север, в Поволжье и Предуралье, где расселились в бассекне рек Ик и Дёма , на Бугульминско-Белебеевской возвышенности .

Под натиском татаро-монголов в XIII веке усерганы ушли в предгорья Южного Урала и обосновались в бассейнах рек Сакмара , Ик , Суран , Касмарка , Зилаир и Таналык .

На формирование усерганцев оказало влияние их пребывание в среде иранских, угорских и тюрко-печенежских племён Приаралья, в XI—XII вв. — булгар и в XIV—XV вв. — кипчаков . Племя входило в состав Союза семи башкирских племён .

Территория расселения

В XIII—XIV вв. усергане переселились в междуречье Урала и Салмыша , в долины рек Большой Ик , Большой Юшатырь , Зилаир , Касмарка , Малый Ик , Сакмара и Таналык , а позднее род бишей — в верховья рек Ай и Юрюзань .

В XVII—XVIII вв. часть усерганцев расселилась по бассейнам рек Ток , Большой Уран и Малый Уран , по рекам Иргиз , Каралык и Камелик , в долинах рек Большой и Малый Узень , Чижа 1-я и 2-я и в район Чижинских разливов.

К XVIII веку усергане соседствовали с племенами бурзян , кыпсак , тамьян , тангаур , юрматы . После присоединения Башкортостана к России вотчинные земли племени составляли Усерганскую волость Ногайской дороги . По сведениям П. И. Рычкова , в волости насчитывался 381 двор.

В конце XVIII—XIX вв. территория расселения племени входила в Оренбургский уезд , а в период кантонной системы управления — в 9-й башкирский кантон.

Ныне на территории расселения усерган находятся Зианчуринский , Зилаирский и Хайбуллинский районы Башкортостана , Гайский , Кувандыкский и Саракташский районы Оренбургской области , Большеглушицкий и Большечерниговский районы Самарской области , некоторые районы Саратовской области , верховья рек Большой и Малый Узень в Западно-Казахстанской области Казахстана .

Шежере и история племени усерган

«Шежере племени усерган»

Написано в форме кубаира на башкирском языке .

Шежере начинается с прославления Муйтен-бия — основателя племени усерган. Муйтен-бий и его сын Усерган встречались с Чингисханом и получили ярлык на владение землями. Из продолжателей рода названы 35 человек.

Список шежере племени усерган, выполненная в 1900 году Шагигалимом Тукумбетовым из д. Кузеняково Орского уезда Оренбургской губернии , в 1931 году был приобретён Г. Ф. Вильдановым . Его копия хранится в Научном архиве УНЦ РАН.

Список шежере племени усерган, выполненный в 1900 году Шагигалимом Тукумбетовым из деревни Кузеняково Орского уезда Оренбургской губернии , в 1931 году был приобретён Г. Ф. Вильдановым . Один из вариантов шежере: Туксаба → Муйтен-бий → Усерган → Шигали → Бэзэк-бий → Джурек-бий → Урал-бий → Кара-Буга-бий → Карагач-бий → Сарыбаш-бий → Байгужа → Казаксал → Каръяу → Тугмат тархан → Тукумбет → Ишбирде → Кутлы-Кадам → Тэбэсек → Джумакай → Кужанак.

Имеются и другие варианты шежере в прозаической и стихотворно-прозаической формах.

«История Усергана»

По своему содержанию сочинение «История Усерган» («История башкир») является историко-литературным произведением неизвестного автора. Одна из самых поздних рукописей датируется началом XIX века, которая хранится в библиотеке Уфимского научного центра РАН .

Произведение начинается с повествования о пророке Нухе (Ное), который разделил мир между тремя сыновьями: Симом , Хамом и и далее дается шежере ханов и султанов .

В следующей части «Истории Усерган» приводится история башкирского народа. Здесь повествуется о взаимоотношениях ногайцев и башкир, присоединение Башкирии к Русскому государству и др. Произведение заканчивается описанием границ вотчинных земель башкирских племен усерган, кыпсак , тамьян и бурзян .

Язык «Истории Усерган» характеризуется преобладанием башкирских грамматических форм и лексики.

См. также

Примечания

  1. Хусаинов Г. Б. // Башкирская энциклопедия / гл. ред. М. А. Ильгамов . — Уфа : ГАУН « Башкирская энциклопедия », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8 .
  2. . Дата обращения: 27 октября 2012. Архивировано из 3 июля 2013 года.

Литература

  • Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Москва: Наука , 1974.
  • Кузеев Р. Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
  • Янғужин Р. З. Башҡорт ҡәбиләләре тарихынан. Өфө, 1995. // Янгужин Р. З. Из истории башкирских племён. Уфа : Китап , 1995. (башк.)

Ссылки

Источник —

Same as Усерган