Interested Article - Султан-Махмуд Эндиреевский

Султан-Махмуд ( кум. Солтан Магьмут Чопанны уланы/Soltan-Mahmut Çopannı ulanı , старорусск. Султан-Мут , Салтамамут ; 1548 - 1643) — кумыкский военно-политический деятель из дома Шамхалов . Сын шамхала Чопана , отец шамхала Айдемира . Родоначальник княжеских родов Засулакской Кумыкии .

В источниках Русского государства титуловался как владетель, мирза/мурза и князь . Основатель и многолетний правитель Эндиреевского княжества , отделившегося от Тарковского шамхальства в период внутридинастической междоусобицы конца XVI — начала XVII вв. Его княжество оставалось независимым вплоть до начала XIX века. Из территории княжества впоследствии образуют Кумыкский округ в составе Терской области Российской империи .

Султан-Махмуд обрёл известность благодаря победе над русским войском, посланным царем Борисом Годуновым , в Караманской битве , изгладившей русское влияние на Северном Кавказе на 118 лет. Является национальным героем кумыкского народа .

Имя

Основные свидетельства о Султан-Махмуде сохранились в русскоязычных исторических документах, где его имя передавалось по-разному. Известный советский кавказовед Екатерина Кушева , в своей работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией» 1963 года, выделяет вариант Султан-Махмуд , однако, помимо этого имени, в различных источниках употребляются и другие формы написания — Салтамагмут, Салтамамут, Салтанмагмут, Султан-Магомед, Султан-Магмут, Султан-Мут .

Происхождение и семья

По происхождению кумык . На историческую арену Султан-Махмуд вышел в конце 1580-х годов, когда ему удалось одержать верх в распре со сводными братьями и образовать собственное владение с центром в Эндирее . Поводом для конфликта с братьями послужило происхождение Солтан-Мута от неравного брака кумыкского шамхала Чопана и племянницы первостепенного кабардинского узденя Хату Анзорова. Сыновья от таких браков назывались чанка и согласно бий-адату не имели права на удел. Вместе с тем нельзя недооценивать тот факт, что дочь Хату была замужем за крымским ханом . Это означало, что Султан-Мут был родичем с могущественным правителям Крыма .

Общественно-политическая деятельность

Становление

Впервые Султан-Мут упоминается в турецких источниках 1580-х годов, когда, достигнув совершеннолетия, он вступил в борьбу с братьями, не выделившими ему удел из-за статуса "чанки". В следующее десятилетие ему удалось занять место своего сводного брата Алхаса в Терско-Сулакском междуречье и стать обладателем обширного бийлика (владения), населением которого являлись кумыки, тюменцы и гуены . Столицей Султан-Мута стал древний город Эндирей , быстро превратившийся в культурный и политический центр Эндиреевского бийлика (владения). По сути дела он сложился в результате объединения нескольких сельских общин – Гуенской, Тюменской и Бороганской – которые впоследствии играли роль кварталов селения. Особенно значительным было Гуенское сельское общество , имевшее до переселения в Эндирей собственного князя, благодаря чему всё селение иногда называли Гуен-Кала (Гуенская крепость).

Красной нитью, пронизывающей всю жизнь Султан-Мута, являлась борьба за независимость земель кумыков (в источниках того времени "шевкалов", "кумыцких людей" и другие названия). Начальный период его деятельности связан с закреплением на новых территориях. Первоначальным местом его пребывания стал аул Гельбах , жители которого начали оказывать покровительство смелому молодому бию . Самой сильной политической единицей в Терско-Сулакском междуречье было Тюменское владение , пользовавшееся поддержкой шаухалов в борьбе против Русского государства и кабардинских феодалов. В 1588 году стрельцам удалось захватить столицу Тюменского владения – Терки, а в 1594 году Тюменское владение вошло в состав России. Тюменский правитель Султаней был вынужден отойти со своими людьми к Эндирею, где стал зависимым от Султан-Мута .

Первые походы русских войск

Кавказ 80-90-х годов XVI века стал ареной борьбы между тремя державами — Сефевидской империей , Османской империей и Русским царством . Кумыкские правители придерживались протурецкой ориентации, оказывая помощь туркам в борьбе против Сефевидов. Русское царство , покончившее с Астраханским ханством в середине XVI века, начало свое наступление на осколок Золотой Орды на Кавказе -— Тюменское владение , а также на поддерживающее его Шамхальство . Здесь русские цари сумели найти поддержку среди части кабардинских феодалов и Ших-Мурзы — правителя ококов (вайнахская этническая группа), ставшими верными вассалами Москвы в регионе. Союзниками были также и грузинские правители, просившие военной помощи против шамхалов.

В 1591 году против кумыков была снаряжена экспедиция под командованием Засекина , закончившаяся сожжением Эндирея. Однако русские войска вынуждены были отойти. Грузинский царь Константин не был удовлетворен результатами похода 1591 года и потребовал снарядить ещё одну экспедицию. В 1594 году в Шамхальство было послано пятитысячное войско под командованием воеводы Хворостинина, к которому присоединились кабарбинские и окоцкие (аккинские) союзники, которое заняло Тарки . Однако в скором времени русские войска были заблокированы в крепости и вынуждены были бежать, потеряв 3000 убитыми . Причиной неудачи стало объединение кумыкских и части дагестанских владетелей под знаменем священной войны. Объединение Султан-Мутом сил Кавказа против России имело и формальные политические основания, как, к примеру, признание его власти нагорными правителями .

Султан-Махмуд принимал активное участие в данных военных компаниях. Несмотря на разгром экспедиции Хворостинина, кумыки навсегда потеряли территории Тюменского ханства . Это событие, по мнению историка Ю. М. Идрисова, являлось частью наступления Московского государства на территорию бывшей Орды и стоит в одном ряду с падениями Казани и Астрахани . Экспансионный потенциал Русского царства в регионе вовсе не был исчерпан. Оставались сильными вассалы русских царей на Кавказе — пророссийские кабардинские феодалы и окоцкие мурзы. Грузинские послы вновь просили военной помощи. Царь Борис Годунов решился на подготовку нового, гораздо более серьёзного военного мероприятия против Кумыцкой земли .

Поход Бутурлина в Шамхальство

В начале XVII века кумыкские владетели , в том числе и Султан-Мут, были втянуты в очередную междоусобную войну. Кроме того в 1603 году началась новая ирано-турецкая война . Пытаясь воспользоваться благоприятной обстановкой, а также обещанной помощью от крым-шамхала — наследника шамхальского трона и от грузинского царя Александра , в Москве начали подготовку к крупномасштабной военной операции. На нужды похода было выделено 300000 рублей, снаряжено войско в 10-12 тысяч человек (стрельцы, казаки, кабардинцы, ококи, ногайцы и др.) . Шамхал Сурхай II отверг московский ультиматум, и в 1604 году русская рать разбила армию шамхала и заняла Тарки . Сурхай сложил с себя полномочия шамхала, передав титул Гирею , а командование войсками — Султан-Муту Эндиреевскому. Царские войска начали бесчинствовать на завоеванной территории, убивая и грабя кумыков. В критический для Шамхальства момент Султан-Мут примирился с Гереем, начал формировать антимосковскую коалицию. Предприимчивый военачальник сумел объединить кумыков и окрестные народы Кавказа, общим числом более 20 000, и поднять их против вторгшихся в их землю «неверных». Борьба с Бутурлиным приобрела общенародный характер. Шамхал также обратился за помощью к османскому султану Ахмеду I , который « велел Дербентскому и другим пашам своим в областях Каспийских изгнать русских из Дагестана ». Султан-Мут с объединёнными силами осадил , вынудив воеводу Долгорукого сжечь крепость и отплыть в Астрахань . Та же участь постигла и другие укрепления русских. Войска Бутурлина, будучи изолированными от России, были осаждены в Тарках объединёнными силами кумыков, других кавказских народов и отрядом янычар . Штурм крепости не увенчался успехом, но осажденным были нанесены большие потери. Армия Бутурлина находилась в безвыходном положении и начались переговоры о сдаче города. Шамхал предложил Бутурлину отдать в заложники своего сына для обеспечения исполнения договоренности о сдаче, однако Бутурлин дважды отказался это сделать и потребовал сына шамхала в заложники. Тогда шамхал, по версии историка Василия Потто , согласился на условия Бутурлина, но дал русским другого человека .

По версии Потто, основанной на позднейших преданиях и легендах, нашёлся некий улем , который освободил шамхала от «клятвы, данной врагу». Последний тут же всем приказал нагнать уходящих русских и, на первом же биваке (привале) внезапным нападением вырезать их до наступления ночи.

Караманская битва

В скором времени армия Бутурлина была настигнута кумыками и их союзниками. В итоге русские воска были полностью уничтожены в Караманской битве , в которой погиб и сам Иван Бутурлин.

Д. -М. Шихалиев отмечал :

Солтан-Мут был « первым и главным виновником изгнания русских гарнизонов из кумыкских земель » и « по справедливости мог приписывать себе всю славу такой победы »

По летописным данным, потери русских составляли около 7 тысяч человек, «окромя людей боярских». Николай Карамзин исчисляет потери русских в Караманской битве общим числом в 6-7 тысяч человек. Потто и Сергей Соловьёв сообщают, что общие потери русских в том походе простирались до 7 тысяч. Это сражение, по мнению Карамзина, оставило территорию современного Дагестана вне влияния царской России ещё на целых 118 лет.

Эндиреевское княжество

Первое упоминание этнонима «кумык» в Терско-Сулакском междуречье имеется у тимуридских авторов (начало XV века — Область кумуков ). Также населением этой территории являлись тюмены , создавшие собственное Тюменское владение после распада Золотой Орды ) и гуены . В 1594 году воеводой Хворостининым сожжен один из древнейших городов Кавказа — Эндирей, а также резиденция тюменского хана Султанея. Русские войска в скором времени были вытеснены из кумыкских владений, однако Султаней был вынужден стать вассалом предприимчивого Султан-Махмуда, укрепив его положение в регионе.

Добившись победы над войсками русского царства Султан-Мут, организовывает ряд набегов на союзников Царской России, участвовавших в походе Хворостинина на кумыкские земли. Согласно имеющимся документам, в 1595 году кумыкским князем Ахмат-ханом был убит Ших-Мурза Ишеримов (он же Ших Мурза Окоцкий - феодал «Окоцкой земли») «с братьею» за служение московским государям. Территория же Окоцкая попала в зависимость от Султан-Мута .

К 1598 году Эндирей стал столицей владений Султан-Махмуда. В скором времени город становится крупным экономическим и культурным центром региона. Эвлия Челеби называл Эндирей « средоточием мудрых, источником совершенств, обителью поэтов и умиротворённых ».

По свидетельству старшины гуэнов Джанакая Асанова, правление Султан-Махмута не было деспотичным: князь ведал военным делом и дипломатией, а внутренние споры решались собранием узденей .

Эндиреевское княжество при Султан-Махмуде становится одним из сильнейших государств региона, распространившим свою власть и на ряд чеченских обществ. Свое могущество Эндирей сохранял до сожжения города в 1722 году войсками Петра I .

Дальнейшая жизнь

В 1614 году и в последующие годы Султан-Мут неоднократно менял внешнеполитическую ориентацию, обращаясь с просьбой о принятии в русское подданство. Однако тарковские владетели, опасавшиеся соперничества со стороны Эндиреевского ханства, препятствовали поступлению Султан-Мута и его детей на русскую службу. Терские воеводы, с которыми Султан-Мут вступил в сношения независимо от тарковских владетелей, не доверяли ему . В своей внешней политике Султан-Мут ориентировался на Турцию, в зависимости от складывающейся политической обстановки в регионе .

В начале 1615 года князь Салтан-Магмут взял под контроль «Мичкизскую и Кабардинскую дорогу» и повёл войну против своих недругов. В феврале 1615 года девять дагестанских феодалов, обратились за помощью Московского царства в Терской город и получили отряд из 400 стрельцов с пушками [ страница не указана 500 дней ] . В документе «Отписка терского воеводы Петрушки Головина в Посольский приказ о походе терских ратных людей и терских окочан по просьбе кумыкских князей и мурз против эндерейского владельца Салтан-Магмута и соединившихся с ним людей окоцких и мичкизских кабаков» рассказывается о том, что стрелецкий голова Лукьян (Лука) Вышеславцов с терскими ратными людьми ходил в поход на горцев. 4 февраля 1615 года он вернулся в Терский городок и доложил Головину, что «... на том бою Салтан-Магмутовых и Турлова-князя и мичкизских людей побили до смерти 140 человек, а иных переранили и живых поймали» [ страница не указана 500 дней ] . Там же сказано: «И на том де, государь, бою твои государевы ратные люди убили горсково Турлова князя сына…» [ страница не указана 500 дней ] .

Смерть шамхала Ильдара в 1635 году вновь поставила вопрос о Шамхальстве. Кумыцкие люди предложили шамхальский титул Султан-Муту, но тот «за старостью» уступил его старшему сыну Айдемиру . В 1635 году престарелый Султан-Махмуд посетил Бахчисарай для укрепления давних кумыкско-крымских отношений.

В 1638 году Султан-Мут возвращается из паломничества (в Мекку ) вместе с крымским ханом. По сохранившимся сведениям, у них была беседа о «присылки помощи» османов для завоевании Терского городка. Из-за внутренних неурядиц и войны с персами, Османская Империя избегала конфликта с Россией. .

Оценки

Немецкий исследователь и учёный Хайнц Кельберт :

Вряд ли найдутся равные Султан-Муту по значимости исторические фигуры, которые столь незаслуженно предавались бы забвению

Василий Потто . Русский военный историк. Генерал – лейтенант царской армии :

Душою борьбы с нами, борьбы не на жизнь, а на смерть, со своей фанатической ненавистью мусульманина к неверным, стал Султан-Мут...Он поднял на ноги весь Дагестан... Султан-Мут был выдающимся военоначальником Дагестана

Дубровин Н. Российский исследователь :

Прибытие князя, знаменитого своей предприимчивостью, храбростью и умом, со значительным числом ему преданных, ... должно было иметь решительное, всесильное влияние на установление нравов и порядка общественного. ... Появление Султан-Мута было как бы откровение свыше (в деле) правления и власти гражданского, и все они, незаметно и без принуждения, покорились ему, как слабый сильнейшему, как необразованный просвещенному

Память

Памятники

в Эндирее

Памятник Султан-Муту в селении Эндирей

в Тарки

Памятник Султан-Муту в селении Тарки

в Бавтогае

Памятник Султан-Муту над его могилой в селении Бавтугай , сооружённая жителями Тарки
  • Памятник Султан-Муту в Эндирее торжественно открыт 24 июля 2017 года
  • В честь Султан-Мута названо селение Султан-Янги-Юрт , основанное его младшим сыном Казаналипом .
  • В честь Султан-Мута названа джума мечеть в Тарках .
  • В 2018 году был создан Благотворительный фонд талантливой молодежи имени Султан-Мута Тарковского .
  • В 2003 году книга Багаутдина Аджаматова «История первой Кавказской войны. Шейх Султан-Мут» стала победителем республиканского конкурса «Лучшее литературное произведение — 2003» . Книга издана также в переводе на турецкий язык .
  • В 2005 году в Кизилюрте районной администрацией проведено торжественное юбилейное мероприятие, связанное с 400-летием Караманского сражения, посвященное Султан-Муту Тарковскому с участием ведущих учёных, писателей, поэтов, общественных и политических деятелей, руководителей ряда городов и районов Дагестана, депутатов разных уровней, религиозного духовенства, актива Кизилюртовского района [ источник не указан 1298 дней ] .
  • В январе 2008 года в посёлке Тарки была проведена первая республиканская научная конференция, посвященная 460-летию Султан-Мута Тарковского. Материалы конференции изданы отдельной книгой .
  • 18 ноября 2008 года в Махачкале была проведена международная научная конференция, посвященная Султан-Муту Тарковскому с участием ведущих учёных России, ближнего и дальнего зарубежья. Материалы конференции изданы отдельной книгой .
  • 20 апреля 2011 года ИИАЭ ДНЦ РАН и администрацией Хасавюртовского района была проведена вторая международная конференция, посвященная Султан-Муту Тарковскому. Материалы конференции изданы отдельной книгой.
  • В Кизилюрте и в одноимённом районе Дагестана, а так же в Эндирее ежегодно проводятся спортивные мероприятия в честь Султан-Мута, в том числе турниры по мини-футболу «имени Султан-Мута Тарковского» .
  • В селении Эндирей Хасавюртовского района установлен памятник Султан-Муту Тарковскому .
  • В Кизилюртовском районе , за Бавтугаем , выше горячего черного источника Исс-Су (в переводе с кумыкского , «горячий источник»), на месте захоронения Султан-Мута, джамаатом (общиной) посёлка Тарки сооружено здание - зиярат , которое посещается многочисленными паломниками .
  • В посёлке Тарки (пригород Махачкалы ) расположен мемориал имени Султан-Мута .
  • Улицы, названные в честь Султан-Мута:

Примечания

Комментарии
Источники
  1. Духаев А. И. // Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. — Владикавказ, 2016. — Вып. VIII . — С. 35—80 . — ISBN 978-5-91480-255-1 . 27 января 2020 года.
  2. Е. Н. Кушева. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI--30-е годы XVII века. — Академия наук СССР, 1963. — С. 70. — 369 с.

    эндерейский кумыкский владелец Султан - Махмуд

  3. А. С. Акбиев. «Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский в истории российско-кавказских взаимоотношений (вторая половина XVI - первая половина XVII вв)».. — Махачкала: Институт археологии и этнографии ДНЦ РАН, 2010. — С. 66.

    «....кумыкского чанки Султан-Махмуда»

  4. .

    В 1619 г. кумыкский князь Султан-Махмуд Эндирейский захватил боргунцев и вывел их из Черкас.

  5. В 1619 г. кумыкский владелец из Эндери Султан-Махмуд, захватил брагунов и ушёл с ними из Кабарды.

  6. С. Ш. Гаджиева. Кумыки историко-этнографическое исследование. — Академия наук СССР, 1961. — С. 50. — 384 с.
  7. Материалы первой научной конференции, посвященной 460-летию Султан-Мута - сына Чопана шамхала Тарковского, основателя Эндиреевского владения. — Махачкала, 2008.
  8. , с. 44.
  9. , с. 44-47, 49, 57, 58, 69, 70, 84, 263, 284, 288, 307, 309, 310, 321, 345.
  10. Юсуп Идрисов . Засулакская линия Тарковского княжеского рода: судьба поколений//Генеалогия народов Кавказа: история и современность. – Владикавказ, 2013. Вып. IV. – C.111-118.
  11. .
  12. Акбиев А. С . Начальный период деятельности Солтан-Мута (конец XVI - начало XVII вв.)//Материалы первой научной конференции, посвященной 460-летию Султан-Мута - сына Чопана шамхала Тарковского, основателя Эндиреевского владения. Махачкала, 2008
  13. , p. 110.
  14. Попко И. Д. Терские казаки со стародавних времён. (Исторический очерк) = Терскіе казаки съ стародавнихъ временъ. — вып. 1. — СПб. : тип. Кулиша, 1880. — С. 35—37. — 518 с.
  15. Б. Аджаматов. История тюрков и кумыков с древних времён.
  16. Мансуров Ш. М. Салатавия. — Махачкала, 1995. — С. 27-28.
  17. Потто В. А . Кавказ до Петра. — СПб. , 1896. — С. 9.
  18. Ю. М. Идрисов. Очерки истории северных кумыков. — Махачкала : Лотос, 2014. — С. 30.
  19. Карамзин Н. М. Глава I // История государства Российского . — СПб. : Тип. Н. Греча , 1816—1829. — Т. 11.
  20. Идрисов Ю. М. Борьба Тарковского государства за независимость в XVI—XVII в. // Вести КНКО. — Махачкала, 2008. — Вып. 12—14.
  21. Потто В. А. Два века Терского казачества: в 2-х томах. — Владикавказ: Элек. тип. Терского обл. правл, 1912. — Т. 1.
  22. Д. -М. Шихалиев. Кумык. Рассказ кумыка о кумыках. / Кавказ, 25 сентября 1848, № 39.
  23. , с. 139.
  24. Идрисов Ю. М. Исторические предания о Султан-Махмуте и формировании Эндиреевского владения // Материалы конференции "Эндиреевский владетель Султан-Махмуд Тарковский", 18 ноября 2008 г.
  25. Юсуп Идрисов. Очерки Истории Северных Кумыков. — 2014.
  26. Эндери // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  27. . Дата обращения: 11 марта 2018. 11 марта 2018 года.
  28. Аджаматов Б. А . Святыни Дагестана Лицевая обложка. — Эпоха, 2005. — С. 80.
  29. Ахмадов Я. З . Глава VII. Борьба трех империй за Кавказ. Политическое положение Чечни в ХVI-XVII веках // Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках.
  30. , с. 23.
  31. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный, 1988. С. 89.

    Сохранились сведения о беседе Султан-Мута в 1638 г. на обратном пути из паломничества с крымским ханом о присылке помощи для захвата Терского городка, но изнуренная войной с персами и внутеренними неурядицами Османская империя избегала конфликта с Россией.

  32. Багаутдин Аджаматов. Высказывания известных личностей о Султан-Муте // История первой Кавказской войны Султан-Мут Великий. — 2020.
  33. . РИА "Дагестан" (25 июля 2017). Дата обращения: 20 сентября 2020. 23 июня 2020 года.
  34. Предписание Главного военного-судного управления от 18 мая 1892 г.№ 2007.
  35. . blizko.pro . Дата обращения: 10 декабря 2021. 10 декабря 2021 года.
  36. . www.kavkazr.com . Дата обращения: 10 декабря 2021.
  37. Багаутдин Аджаматов. . — Litres, 2020-05-29. — 455 с. — ISBN 978-5-04-256764-3 . 10 декабря 2021 года.
  38. Багаутдин Аджамов. . www.instagram.com . Дата обращения: 10 декабря 2021. 20 июля 2022 года.
  39. . welcomedagestan.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 10 декабря 2021 года.
  40. Багаутдин Аджаматов. . — Litres, 2020-05-29. — 455 с. — ISBN 978-5-04-256764-3 . 10 декабря 2021 года.
  41. Багаутдин Аджаматов. . — Litres, 2020-05-29. — 455 с. — ISBN 978-5-04-256764-3 . 10 декабря 2021 года.
  42. ДагПравда. (рус.) . Dagpravda.ru (30 марта 2012). Дата обращения: 10 декабря 2021. 10 декабря 2021 года.
  43. . Дата обращения: 21 июня 2020. 21 июня 2020 года.
  44. . Дата обращения: 21 июня 2020. 21 июня 2020 года.
  45. . 2gis.ru . Дата обращения: 10 декабря 2021. 10 декабря 2021 года.
  46. Улица Шейха Султан-Мута, Махачкала
  47. Улица Шейха Султан-Мута, Тарки
  48. . ГНИВЦ (20 июля 2020). Дата обращения: 4 августа 2020. 27 января 2022 года.

Литература

  • Акбиев Арсен Солтанмурадович. Общественный строй кумыков в XVII - XVIII вв. : диссертация … доктора исторических наук : 07.00.02. — Махачкала, 2000. — 507 с.
  • Дубровин Н. Ф. Книга 1 «Кавказ» // История войны и владычества русских на Кавказе. — СПб. : типография Департамента уделов , 1871. — Т. I. — 640 с.
  • Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI — 30-е годы XVII века) : моногр . / Ред. изд-ва И. У. Будовниц. — АН СССР . Институт истории . — М. : Изд-во АН СССР , 1963. — 372 с. — 1500 экз.
Источник —

Same as Султан-Махмуд Эндиреевский