Interested Article - Кадисены

Кадисены ( арм. Katišk ) — античное восточно-иранское или гунно - эфталитское племя, жившее в Гарчистане ещё до появления хионитов .

Название

Лексикограф Уильям Смит считал, что называние кадусиев ( Qādūsīāns ) происходит от имени Кавада ( Qavades ) . Хронист Иешу Стилит заявлял, что близ города Низибия располагалось племя «кудишайе», которое, находясь под властью сасанидского шаха Кавада, в 492—493 годах, восстало против него и попыталось захватить город и «поставить там царя из своих» . В этом историки видят попытку укрепить своё положение, так как, захватив такой большой город как Низибия и посадив своего царька, «кудишайе» могли занять относительно самостоятельное положение. Однако, после возвращения Кавада с гуннским войском, они подчинились ему. Историк Рауф Меликов считает вероятным, что племя кудишайе можно связать с кадусиями , по крайней мере, их стремление к самостоятельности сильно напоминает действия кадусиев по отношению к ахеменидским царям. Этноним кудишайе также близок к восстанавливаемому этнониму кадусиев . Называние «Кадис» был титулом ранних правителей города Герата / Эфталиты — народ, являвшийся, судя по всему, наследником упомянутых Аммианом Марцеллином хионитов . В сасанидской армии эфталиты служили в качестве легкой кавалерии . Кадисины, проживавшие в Южном Прикаспии, упоминаются ещё Птолемеем под именем «кадусиев». В персидском войске кадисины наряду с самими персами формировали отряды тяжеловооруженной конницы . Также этноним кадисенов почти полностью совпадает с этнонимом кадусиев. Помимо этого они обитали приблизительно на той же самой территории .

История

По свидетельству Агафия именно через их землю прошел Сасан , имя которого дало название всей династии Сасанидов . По словам Пигулевской Н. В. , « В хронике Захарии Митиленского упомянуты двое византийских подданных, из которых один, по имени Евсевий, играл роль военного атташе при Перозе , второй Евста­фий, „лукавый, апамейский купец“, был главным советником у эфталитов. Подробный рассказ о войне Пероза с гуннами Прокопия Кесарийского вкратце имеется у Иоанна Антиохийского . Последний сообщает, что Пероз погиб в войне с гуннами , что его сын и наследник Кавад был заключен в темницу по проискам неких людей из власть имущих и бежал к „кадисенам, называемым гуннами“. Кадисены — очевидно, гунны - эфталиты , о которых сообщает Иешу Сти­лит различные подробности.» Когда Юстин младший правил Ромейской империей , персидский царь покорил город, называемый Дара . И вот по воле царя жители Дары стали обитателями этого укрепления. Жили там и кадасины, одно из варварских племен Мидии , а равно и другие, которым выпало на долю испытать тяжелую судьбу, и всему этому стечению несчастных людей крепость давала приют. Кадисены также нападали в сражение при Даре на римского генерала Вуза .

При Хосрове Анушерване в 573 г. в Даре было захвачено большое количество пленных, которые были заточены в пер­сидской крепости, известной под именем «замка забвения», о чём подробно рассказал Прокопий Кесарийский . Отно­сительно местонахождения этой крепости существуют расхо­ждения: Симокатта называет Гилигерд в области Бизак, недалеко от города Бендосабейра, в кото­ром, следует видеть несколько видоизме­ненную транскрипцию Гундешабора. Оснований относить «замок забвения» к «Nahr-Tire» мало. Наиболее* вероятно, что Гили­герд Феофилакта расположен в 10 милях от Шуштара , где находится одноимённое селение и в настоящее время. В этой крепости, кроме ромеев, были ещё кадисеи, которых Феофилакт определяет как кудишитов. Это известные кудишайе сирийских хроник. Общее несчастье сблизило ромеев с кадисеями. Услыхав о приближении визан­тийских войск, они соединенными усилиями перебили стражу и вырвались из крепости.

Венгерский лингвист Янош Харматта в своих трудах писал:

Соответственно, как и гелы , кадисены (кадис) также могли быть восточно-иранским племенем, жившим в Гарчистане . Возможно, топоним Кадис ( арм . катешан, сирийский кадисастан), упомянутый Аль-Балазури , Табари и Бакри, может указывать на центр их древней территории. Как было установлено более ранними исследованиями, часть кадисенов, вероятно, была заселена на пограничные территории Шапуром II после сасанидо-римских войн на западной границе Персии. Согласно информации, сохраненной Аль-Балазури , другая часть из них была переведена Перозом , по всей вероятности, снова в качестве пограничников в окрестности Герата . Очевидно, это событие могло произойти только после победы Пероза над кидаритами в 467 году. Однако после сокрушительного поражения Пероза от эфталитов , кадисы, по-видимому, взяли Герат с Пушангом и стали хозяевами страны . Следовательно, из числа «враждебных народов» вторым племенем были кадисены, хорошо известные в греко-римских и восточных источниках. Позднее кадисены были отнесены к эфталитам , и они сыграли важную роль в событиях VI века нашей эры. Однако часть из них засвидетельствована уже около 440 года нашей эры, когда они поселились в районе Сингара и Нисибис и, возможно, в ещё более ранняя дата относится к свидетельству Ибн Хордадбеха , согласно которому именно Ардашир I присвоил титул «Шах» Тазиян-шаху, Кадис-шаху и Барджан-шаху. Подлинность этого свидетельства относительно Тазиян-шаха и Барджан-шаха уже было признано более ранними исследованиями, поскольку Тазиян-шах отождествлялся с арабским царем Хиры , в то время как Барджан-шах сравнивался с Варучан-шахом из манихейских текстов , который, возможно, был правителем страны Варачан , принадлежащий Кушану . Также называния «euseni», «cuseni» идендифицируются с называнием кушанов .

Прокопий Кесарийский , описывая сражение при Даре , упоминает кадисенов в рядах иранского войска: « Кадисены, которые сражались в этот момент под командованием Питиахша , внезапно устремились в большом количестве, разбили своего врага и, сильно теснившись, убили многих из них. Когда это заметили люди под командованием Суникаса и Айгана(оба массагеты ( гунны ) по происхождению ), они бросились на них на полной скорости. Но сначала триста герули под командованием Фараса с высоты вошли в тыл врага и совершили замечательную демонстрацию доблести против всех них, и особенно против кадисенов. И персы, увидев, что войска Суникаса уже наступают на них с фланга, обратились в поспешный бегство. И разгром стал полным, потому что здесь римляне объединили свои силы друг с другом, и варвары устроили великую резню. На правом крыле персов погибло не менее трех тысяч человек, а остальные с трудом ушли в фалангу и были спасены. И римляне не продолжили преследование, но обе стороны встали лицом друг к другу в линию. Таков был ход этих событий.»

Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Амударьи , арабо и персоязычными авторами под именем хайтал ( Табари , Масуди , Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян , идал или хайтал . У Вардапета есть термин хайлан . Лазарь Парпский употребляет для их обозначения термин Хептал ; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал и тедалтзи . Маркварт отметил также армянский термин к атиск кадусии , как одно из названий эфталитов .

Необходимо указать на то, что с белыми гуннами Маркварт связывает и неоднократно поминаемых кадисеев — «катиск» армянских источников (Под катиском или катишком скрываются дейлемиты ). Эти кадусии , или кадисеи, заняли персидскую провинцию Герат . Перво­начально Маркварт сомневался в том, считать ли их хионитами или эфталитами , но в последующих работах он считал их эфталитами . Сирийский писатель Исаак Антиохийский , писавший около 400 г., говорит, что кудишайе жили около Низибии . Нельдеке считал их родственниками курдов , с которыми, по его мнению, у них имелось много общих черт. В сохранив­шихся фрагментах Иоанна Антиохийского имеется указание, что кадусии причислялись к гуннам . Эти свидетельства дают основание полагать, что кадусии принадлежали к белым гуннам . На Северном Кавказе источники упоминают гуннов- сабиров . Неко­торые исследователи были склонны считать их также белыми гуннами, что может быть подтверждено приведенным выше свидетельством жития Петра Ивера о белых гуннах, как о соседях иверов . Маркварт , на основании сведений истории Суй шу , составлен­ной между 581—618 гг. и использованных смог установить новые данные о белых гуннах. Ряд династий, принад­лежавших к их родам, вышел из племени ун, которое носило также название хуна и кун. Эти династии белых гуннов были ещё известны и в VII в. Не лишено оснований и высказанное Марквартом предположение, что с сере­дины IV в. белые гунны с архаичным именем хион стали наемниками в кушанских войсках, чтобы потом самим занять выдающееся положение. Они были главной опорой дряхлеющей державы кушан . В племенном наименовании кун Везендонк, на основании последних исследований, видит имя тотема росомахи, с которым были связаны роды, а затем и племена белых гуннов . Имя кун (у китайцев хоа ), как племенное наименование, сменилось именем ета , и ета-и-ли-то , превратившееся у западных писа­телей в эфталитов , со всеми видоизменениями и производными этого имени. Ряд источников, греческих и китайских, видит в последнем имя царя Эфталана (Феофан Византийский), а история Лян говорит, что Е-та-и-ли-то было имя царя хоа, пославшего в 516 г. посольство в Китай. Это свиде­тельство имеется и в Тан-шу , где ета — родовое имя царей, которое было присвоено государству. Если говорить о последовательности народов, сменявшихся на северо-восточной границе Ирана, то дольше всего держалось имя государства кушан , юечжи китайских историков, как об этом уже сказано выше. Среди разноплеменных гуннских орд хиониты , известные Аммиану Марцеллину , были группой белых гуннов , этнически отличной от гуннов тюркско-монгольского типа. Скудные известия об эфталитах в китайских источниках относятся к V и VI вв.; из них следует,.что ета, или етаилито родственны великим юйчжи, но не хунну (гуннам). Иначе говоря, этни­чески эфталитов можно сблизить с кушанами , но не с гуннами . Это подтвер­ждает и китайское свидетельство, приведенное выше, о своеобразии их языка.

Белыми гуннами латинские и сирийские источники называли хионитов , кидаритов ( кушаны ) и эфталитов . К ним же относили проживающих в Нисибии кадусиев -кудишайе. Учитывая тождество каспиев с кадусиями , Нисибинских кадусиев, как и хионитов и эфталитов, можно считать преемниками гирканских кадусиев или каспиев. Следы гирканцев прослеживаются в анахронизме у Н. Гянджеви , который в « Искендер-наме » описывает нашествие русов «из страны алан и герков», что соответствует «аланам и сарирцам » или же «аланам и русам» у Мунаджим-башы. Так, «кавказских хонов», которых не смешивают с гуннами и отождествляют с « маскутами » или « масаха-хуннами », можно соотнести с гирканцами, которые имели отношение к военно-торговым колониям на Кавказе.

После разгрома тюр­ками эфталитского государства и укрепления восточных границ сасанидской державы область Герата сохранила известную независимость от ша­ханшаха (монеты последних Сасанидов, чеканенные в Герате , весьма редки). Она управлялась династией, происходившей из эфталитского пле­мени кадишей. Правители Герата носили титул «варазан» (баразан). Та­кой же титул присваивался и правителям Бадгиса.

Иранская группа этносов: персы, парфяне , хиониты , аланы , эфталиты — все они постоянно воевали с хуннами и тюркютами, что, разумеется, их не располагало друг к другу. Исключение составляли враги сарматов скифы , у которых хунны заимствовали знаменитый « звериный стиль » — изображение хищных зверей на охоте за травоядными, что наглядно показано открытиями П. К. Козлова и С. И. Руденко . Но, увы, детали истории столь древнего периода неизвестны. В VI в. союзниками и искренними друзьями тюркютов стали хазары , но падение Западного тюркютского каганата и переворот в Хазарии не позволили хазарам реализовать благоприятную ситуацию — победу над персами и хионитами, благодаря чему и те и другие успели оправиться. И тем не менее влияние персидской культуры на Великую степь имело место. Зороастризм — религия не прозелитическая, она только для благородных персов и парфян. Но манихейство, гонимое в Иране, Римской и Китайской империях и в раннехристианских общинах, нашло приют у кочевых уйгуров и оставило следы на Алтае и в Забайкалье. Высшее божество сохранило свое имя — Хормуста (отнюдь не Агурамазда), что в сочетании с другими деталями указывает на конгениальность древних иранцев и древних тюрок. Победа арабов-мусульман сменила цвет времени, но до XI в. иранские этносы ( дейлемиты , саки и таджики ) отстаивали свою культуру и традиции от тюркского нажима. Погибли они героически, ничем не запятнав своей древней славы; арабы и тюрки сохранили к персам глубокое уважение, поэтому счесть тюрко-персидскую комплиментарность отрицательной нет ни повода, ни основания.

Примечания

  1. . от 21 мая 2022 на Wayback Machine , Volume 6, Part 1. —. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1897. — 519 p. — 575 pages.
  2. . от 23 июля 2023 на Wayback Machine . — Leipzig: Dieterich, 1903. — 279—280 p. — 557 pages
  3. Gotthold Weil. от 21 мая 2022 на Wayback Machine . — Berlin: G. Reimer, 1915—254 p. — 463 pages.
  4. Eliseus, Saint (Vardapet) (1982). от 21 мая 2022 на Wayback Machine . London: Harvard University Press. p. 168. ISBN 978-0-674-40335-2 .
  5. Nira Stone, Michael E. Stone. от 21 мая 2022 на Wayback Machine . — Dublin: Chester Beatty Library, 2007 — 27 p.— 95 pages.
  6. . от 21 мая 2022 на Wayback Machine . Shiraz: Asia Institute of Pahlavi University, 1976. — 102 p.
  7. . . p. 89-90
  8. . от 21 мая 2022 на Wayback Machine . Atlanta, Ga. : Scholars Press, 1991—121, 124—125, 129 p. — 304 pages
  9. János Harmatta. . — Akadémiai Kiadó, 1990. — С. 96. — 230 с. — ISBN 978-963-05-5539-5 . 28 декабря 2021 года.
  10. Gyula Moravcsik. . — Brill Archive. — С. 146. 31 декабря 2021 года.
  11. Gyula Moravcsik. . — Akademie-Verlag, 1958. — С. 146. 31 декабря 2021 года.
  12. Eotvos Lorand Tudomanyegyetem Görög Filológiai Intézet. . — 1943. — С. 133. 31 декабря 2021 года.
  13. Richard Nelson Frye. . — C.H.Beck, 1984. — С. 348. — 411 с. — ISBN 978-3-406-09397-5 . 30 декабря 2021 года.
  14. V. V. Minorsky, C. E. Bosworth. . — Gibb Memorial Trust, 2015-01-31. — С. XXVIII. — 600 с. — ISBN 978-1-909724-75-4 . 28 декабря 2021 года.
  15. Clifford Edmund Bosworth. . — IsMEO, 1968. — С. 15. — 168 с. — ISBN 978-88-6323-124-3 . 28 декабря 2021 года.
  16. . — Istituto poligrafico dello Stato, Libreria dello Stato, 1962. — С. 15. — 168 с. 28 декабря 2021 года.
  17. . — Wayne State University Press, 1993. — С. 223. — 256 с. 28 декабря 2021 года.
  18. . — Akadémiai Kiadó, 1988. — С. 50. — 982 с. 28 декабря 2021 года.
  19. William Smith, Henry Wace. . — John Murray, Albemarle Street, 1877. — С. 477. 29 марта 2022 года.
  20. Нина Викторовна Пигулевская . . — Издательство АН СССР , 1940. — С. 89, 92. — 176 с.
  21. . — Изд-во АН СССР, 1940. — 192 с. 13 февраля 2022 года.
  22. Меликов Рауф. / ред. академик Алиев И.. — Баку: Нурлан, 2003. — С. 153. — 198 с. 13 февраля 2022 года.
  23. Dieter Ludwig. (нем.) . — [s.n.],], 1982. — S. 60. — 233 S.
  24. (нем.) . — Vandenhoeck und Ruprecht , 1901. — S. 77.
  25. Josef Marquart. (нем.) . — Berlin: Weidmanische Buchhandlung, 1901. — S. 77. — 372 S.
  26. Josef Marquart. (нем.) . — Institut fur Geschichte der Arabisch-Islamischen Wissenschaften an der Johann Wolfgang Goethe-Universitat, 1994. — 358 S.
  27. Дмитриев В. А. // Псковский государственный педагогический университет имени С. М. Кирова : статья в журнале. — 2008. — № 5 . — С. 24–28 . — ISSN .
  28. Прокопий Кесарийский . . — 1876. — С. 176—177. — 365 с.
  29. Меликов Рауф. . — Баку: Нурлан, 2003. — С. 153. — 198 с. 13 февраля 2022 года.
  30. Прокопий Кесарийский. / А. А. Чекалова . — Москва: Наука, 1993. — С. 471. — 570 с. — ISBN 5-02-009494-3 . 31 декабря 2021 года.
  31. Procopius. . — Izd-vo "Aleteĭi︠a︡", 1998. — С. 391. — 541 с. — ISBN 978-5-89329-109-4 . 31 декабря 2021 года.
  32. Нина Викторовна Пигулевская. . — Москва ; Ленинград: Наука, 1964. — С. 141. — 334 с. 17 марта 2022 года.
  33. Нина Викторовна Пигулевская. / Дьяконов И. М. — Москва: Наука, 1979. — С. 59, 63, 201, 203, 210. — 248 с. 17 марта 2022 года.
  34. Елена Ефимовна Кузьмина . / ред. Смирнов К. Ф . — Москва: Наука , 1977. — С. 6, 7, 30, 50, 125. — 141 с. 19 марта 2022 года.
  35. Нина Викторовна Пигулевская. . — Москва: Издательство АН СССР, 1940. — С. 26. — 176 с. 4 января 2022 года.
  36. Нина Викторовна Пигулевская. . — Дмитрий Буланин, 2000. — С. 56. — 760 с. — ISBN 978-5-86007-218-3 . 1 января 2022 года.
  37. . — Izd-vo AN SSSR, 1940. — С. 26. — 176 с. 4 января 2022 года.
  38. Симокатта Феофилакт. / ред. Пигулевская Н. В.. — Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — С. 75—76. — 229 с. 30 декабря 2021 года.
  39. Митрофанов А. Ю. (рус.) // Скифия-принт. — 2015. — № 4 . — С. 171 . — ISSN . 31 декабря 2021 года.
  40. G. P. Baker. . — Cooper Square Press, 2002-04-15. — С. 60. — 381 с. — ISBN 978-1-4617-3217-4 . 28 декабря 2021 года.
  41. Нина Викторовна Пигулевская. / ред. академик Струве В.В. — Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1946. — С. 78—79. — 289 с. 13 февраля 2022 года.
  42. . — Akadémiai Kiadó, 1988. — С. 46—50. — 982 с. 28 декабря 2021 года.
  43. Procopius. . — Washington Square Press, 1967. — С. 38. — 404 с. 28 декабря 2021 года.
  44. Procopius. . — Harvard University Press, 1979. — С. 107. — 616 с. — ISBN 978-0-434-99048-1 . 28 декабря 2021 года.
  45. Conor Whately. . — BRILL, 2021-06-22. — С. 104. — 311 с. — ISBN 978-90-04-46161-1 . 28 декабря 2021 года.
  46. Procopius. . — Cosimo, Inc., 2007-05-01. — С. 125. — 598 с. — ISBN 978-1-60206-445-4 . 28 декабря 2021 года.
  47. Procopius. . — Heinemann. — С. 125. — book с. 28 декабря 2021 года.
  48. Procopius, H. B. (Henry Bronson) Dewing. . — London S. Heinemann, 1914-40. — С. 125. — 616 с.
  49. Бернштам А. Н . / М.М. Дьяконов. — Изд-во Ленинградского гос. университета, 1951. — С. 184. — 272 с. 28 декабря 2021 года.
  50. Александр Натанович Бернштам . / М. М. Дьяконов. — 1951. — С. 184. — 256 с. 28 декабря 2021 года.
  51. Габриелян Р.А. / ред. Варданян В. М. — Ереван: Российско-армянский университет , 2002. — С. 71. — 318 с. 6 марта 2022 года.
  52. Айказ Геворгян. / Под ред. Г. Асатряна. — Ереван: Российско-армянский университет , 2016. — С. 301—302. — 340 с. — ISBN 978-9939-67-157-4 . 6 марта 2022 года.
  53. Дьяконов, Игорь Михайлович. / Тревер К. В.. — М-Л: АН СССР, 1956. — С. 417. — 488 с. 10 января 2022 года.
  54. Семенов, Игорь Годович. . — Махачкала, 2002. — С. 76. — 249 с. 28 ноября 2021 года.
  55. Nöldeke Theodor. . — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1879. — С. 157—165. — 9 с. 28 декабря 2021 года.
  56. Нина Викторовна Пигулевская. . — Изд-во Академии наук СССР, 1941. — С. 48. — 188 с. 28 декабря 2021 года.
  57. . — Izd-vo AN SSSR, 1941. — С. 46—48. — 184 с. 28 декабря 2021 года.
  58. . — .Москва: Наука, 1987. — С. 70. — 255 с. 28 ноября 2021 года.
  59. Играр Алиев. . — Азербайджанское государственное изд-во, 1989. — С. 15. — 159 с. — ISBN 978-5-552-00480-5 . 30 ноября 2021 года.
  60. / С. Г. Кляшторный, Ш. М. Мустафаев. — Самарканд: Междунар. ин-т центральноазиатских исслед, 2009. — С. 131. — 147 с. — ISBN 978-9943-357-04-4 . 28 декабря 2021 года.
  61. Колесников А. И . / Отв. ред. Пигулевская Н. В . — Ленинград: Наука , 1970. — С. 96. — 144 с. 12 марта 2022 года.
  62. Лев Николаевич Гумилёв . . — Экопрос, 1994. — С. 32. — 621 с. — ISBN 978-5-88621-005-7 . 25 марта 2022 года.
Источник —

Same as Кадисены