Interested Article - Анахарсис

Ана́харсис (от скиф. Ἀνάχαρσις «неранимый», ana (без) + hvar (ранить); ок. 614 — после 559 гг. до н. э.) — скиф сакского происхождения , сын царя Гнура , брат царя Савлия и Кадуита. Прибыл во времена Солона в Афины , где встречался с самим Солоном и с другим знатным скифом Токсаром (другое написание — Токсарис ), который был известен в Афинах как врач и мудрец, позже путешествовал по другим греческим городам. Диодор Сицилийский и Диоген Лаэртский указывают, что он вместе с другими мудрецами посещал лидийского царя Крёза , которого персы считали советником по Скифии .

Анахарсис прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всём, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие разумные изречения и изобретения. Существует более 50 изречений Анахарсиса на разные темы: размышления о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства; о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д. Известно десять «кинических» писем Анахарсиса: к лидийскому царю Крёзу (два), афинянам, Солону, тирану Гиппарху, Медоку, Аннону, царскому сыну, Терею — жестокому правителю Фракии, Фразилоху. Эти письма, носящие имя Анахарсиса, по мнению ученых, датируются III—I вв. до н. э. и примыкают к традиции, которая идеализировала «природные», «варварские» народы и была наполнена острым социальным содержанием под влиянием кинизма . По легенде, Анахарсис изобрел якорь , усовершенствованные гончарный круг и парус.

После возвращения в Скифию он, по сведениям Геродота , был убит собственным братом за совершение иноземного религиозного обряда. По поводу смерти Анахарсиса Геродот сообщает (IV, 76-78):

Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт , пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи.

Анахарсис обычно рассматривается исследователями как реальная историческая фигура. Хотя существует несколько версий о причинах его убийства, включая опасения скифского правителя за свой царский титул или торговые разногласия, существование Анахарсиса и его насильственная смерть не вызывают больших сомнений. Имя Анахарсиса было известно в древнегреческой литературе ещё до Геродота, сохранились свидетельства о его поездках. Надпись из Ольвии середины VI века до н. э. (посвящение Аполлону Борею, сделанное Анаперром, сыном Анахирса (sic), сколотом, греч. "Άναγέρρης Άναχυρςő Σκ[ο]λότη[ς] Άπ[ό]λλωνι Βορῆι μέλι πατρ[ώιον άνέθηκεν]"), возможно, даже сделана сыном Анахарсиса. Сомнительно, что в настолько отдаленных и мало связанных между собой областях, как Ольвия и Пелопоннес, возникли бы новеллы об одном и том же человеке, если бы тот был вымышленным.

В конце XVII века в храме московского Новоспасского монастыря мастер Фёдор Зубов создал по сторонам лестницы, ведущей ко входу, роспись, на которой вместе с Платоном , Аристотелем , Плутархом , Солоном , Клавдием Птолемеем , Иродионом , Гомером и мифическим Орфеем был изображён Анахарсис. Замысел росписи состоял в том, чтобы представить античных философов и поэтов, которые встречали прихожан, предшественниками христианства .

Имя Анахарсис принял французский философ и революционер Жан-Батист Клоотс .

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 октября 2013. 24 октября 2013 года.
  2. Страбон. География. Книга VII. Глава III.9.
  3. ancientrome.ru. Дата обращения: 26 января 2018. 27 января 2018 года.
  4. Русяєва А. С. Славетний мудрець — скіф Анахарсіс. К.: Наукова думка, 2001. 90 с. ISBN 966-00-0735-3 ; Русяева А. С., Супруненко А. Б. Анахарсис // Русяева А. С., Супруненко А. Б. Исторические личности эллино-скифской эпохи (культурно-исторические контакты и взаимовлияния). — Киев-Комсомольск: Археология, 2003. — С.16-40. ISBN 966-02-2455-9
  5. М.В.Скрижинская. Скифские сюжеты в исторических преданиях ольвиополитов.
  6. Шауб И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII—IV вв. до н. э.). СПб.: Издательство СПбГУ, 2007. С. 178—179, со ссылкой на публикацию: Виноградов Ю. Г., Русяева А. С. Граффити из святилища Аполлона на Западном теменосе Ольвии. // Херсонесский сборник. 2001. № 11
  7. Кузнецов С. . — Litres, 2017-09-05. — 1058 с. — ISBN 5457211282 . 26 января 2018 года.
  8. Демин В.Н. . — Вече, 2002. — 456 с. — ISBN 9785783811265 . 27 января 2018 года.

Литература

  • Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — 2-е изд. — М. : « Мысль », 1986. — С. 86―87. — (Философское наследие).
  • Куклина И. В. Анахарсис // Вестник древней истории . — М. : « Наука », 1971. — № 3 (117) . — С. 113―125 .
  • Кулланда С. В. Скифы: язык и этногенез. — М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. — С. 46—47. — ISBN 978-5-91244-141-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Анахарсис