Дарды
- 1 year ago
- 0
- 0
Да́рды ( санскр. darada- ) — устоявшееся в научной литературе обозначение народов общего индоиранского (арийского) происхождения, издавна населяющих Гиндукушско - Гималайский регион. Языки дардских народов обычно считаются генетически единой группой сильно разошедшихся языков, наиболее близкой к индоарийской . Дардские языки традиционно рассматриваются как рано отошедшая подгруппа последних, хотя в настоящее время разрабатываются классификации, придающие им статус отдельной группы внутри индоиранской ветви . Нуристанцы , значительно сближающиеся с дардами в области материальной и духовной культуры, а также общей ареальной лексики, в настоящее время рассматриваются как отдельная языковая общность.
Этноним «дарада» ( санскр. दरद darada- ) первоначально обозначал народ, живший по соседству с Кашмиром . Он упоминается также у Геродота . Ныне дардами (dard, dārd) называют себя носители гурези, одного из диалектов языка шина . Распространением на все дардоязычные народы региона и их языки этот термин обязан венгру Лейтнеру , находившемуся на английской службе , хотя словом «дарду» кашмирцы ещё в XIX в. обозначали северо-западных горцев. Для жителей северо-западной Индии в санскритской литературе также употреблялся термин Piśāca, а местный пракрит назывался пайшачи (Paiśāci).
Некоторые речные долины, населяемые дардами, упоминаются в Ригведе . Вероятно, зона формирования дардских языков непосредственно примыкала к ареалу ведийского языка . В среднеиндийскую эпоху долины реки Кабул и верхнего Инда подверглась экспансии индоарийских пракритов, а в дальнейшем новоиндийских языков и пашто , окончательно оттеснивших дардов в горы и раздробивших дардский ареал на изолированные части. В горах дарды соприкасались с носителями местных неиндоевропейских языков (ср. ведич. kirata-) и постепенно ассимилировали их. Остатками доиндоевропейского населения, не ассимилированного дардами, являются буриши . Буришский культурный и языковой субстрат особенно заметен у дардов-шина , но и буриши подверглись сильному дардскому влиянию.
Дардоязычные народы проживают в Джамму и Кашмире , Ладакхе ( Индия ), на территории Азад Кашмира , контролируемой Пакистаном , в провинциях Гилгит-Балтистан и Хайбер-Пахтунхва (север Пакистана ) и на северо-востоке Афганистана (провинции Кунар , Нангархар , Лагман , Каписа ).
Кашмирцы, будучи самым большим дардоязычным народом, значительно отличаются от остальных дардов, их культура сближается с культурой соседних индуистских и мусульманских индоарийских народов , что объясняется длительным воздействием индуизма , буддизма , а в дальнейшем и ислама . В настоящее время большинство кашмирцев исповедует суннитский ислам (96 %). Ислам широко стал распространяться в Кашмире в XIV в. благодаря усилиям шейха Мир Саида Али Хамадани и полностью вытеснил доминировавший здесь многие столетия махаянический буддизм . Меньшинство ( кашмирские пандиты ) придерживается шиваистского индуизма . Кашмирский шиваизм имеет глубокие корни, его носители относятся к брахманской варне .
Другие дардские народы, населяющие изолированные горные долины Западных Гималаев и Гиндукуша , отличаются архаичностью материальной и духовной культуры, важную часть которой составляет доиндоевропейский субстрат. Большинство горных дардов нынешнего Пакистана и Афганистана вплоть до Нового времени сохраняли традиционные верования, подвергшиеся влиянию индуизма и буддизма лишь поверхностно, и были обращены в ислам только в XVIII—XIX вв. усилиями суннитских проповедников и поддерживающих их властителей, покорявших горные долины ( сикхи , догра и местные династии мехтаров ). Традиционная культура исламизированных дардов-шина включает разделение на квази-касты (шин, ешкун и др.), скотоводческие верования, связанные с разведением коз (при этом коровы считаются нечистыми животными) и значительные элементы шаманизма (носителями которого являются шаманы-biṭan’ы, известные и у буришей ). Северная часть народа кхо придерживается исмаилизма , распространённого проповедниками с Памира , и подвергается наибольшему среди дардов иранскому влиянию .
Уникальное явление представляет собой народ калаша на западе Читрала , до сих пор сохранивший одну из форм языческой гиндукушской религии , распространённой до кон. XIX в. также среди нуристанцев .
Шиноязычные группы в Ладакхе и Драсе , живущие среди тибетоязычного населения, исповедуют тибетский буддизм ( ламаизм ).