Interested Article - Корона Королевства Польского

Аверс краковского гроша Казимира Великого с короной
Корона Королевства Польского (розовым) на карте Речи Посполитой и её вассалов в 1619 году

Коро́на Короле́вства По́льского ( польск. Korona Królestwa Polskiego , лат. Corona Regni Poloniae ) — название Польского королевства , в 1386–1569 годах, после Кревской унии с Великим княжеством Литовским , а после Люблинской унии , в 1569–1795 годах, название одного из двух федеративных участников Речи Посполитой .

Термин обозначает устройство польского государства в конце Средневековья , понимаемое в соответствии с концепцией независимости государственных институтов от личности монарха . Львиную долю земель Короны Королевства Польского составляла Польская Русь .

Корона как название государства

После заключения унии с Великим княжеством Литовским термин Короны Королевства был принят как популярное и удобное название Королевства Польского . В противоположность «Литве» или «Великому княжеству» называлось коротко «Короной». Под этим названием Королевство становилось одной из двух частей Речи Посполитой Обоих Народов (после Люблинской унии в 1569 ).

Идеология Короны Королевства оказала, кроме того, влияние на терминологию, используемую при дворе. С конца средневековья государственные органы и должности, называвшиеся до этого королевскими, стали называться коронными.

Происхождение

Термин Короны Королевство Польского взят из политических идеологий, реализованных в государственных монархиях Чехии и Венгрии в конце средневековья . В этих странах идеология короны королевства носило имена « Корона святого Вацлава » и « Корона святого Стефана », ссылаясь на предполагаемые святые символы монаршей власти. В Польше, термин «Корона Королевства Польского» впервые появляется в королевских документах Казимира Великого ( 1333 1370 ) и еще не означает, однако, последовательной политической идеологии, выступая, скорее, как заменитель названия Королевство Польское . Только по прекращению династии Пястов в 1370 и прихода к монаршей власти иностранной династии ( Людовика Венгерского ) привело к окончательному формированию термина, определяющего новый способы восприятия государства и правителя, характерные для развитого монархического государства. Первоначально он использовался главным образом в кругу малопольского можновладства ( аристократии ) (группа так называемых ). Со временем, благодаря влиянию этой группы вельмож на Людовика Венгерского и Владислава Ягайло , Корона Королевства стала обязательной государственной идеологией.

Предпосылки

Корона Королевства Польского относилась к государству, как учреждению независимому от правителя, которая не является уже, как в эпоху наследственных монархий , его имуществом. Корона Королевства идентифицирует Польшу, как неделимый организм, управляющий правами и принципами строя, стоящими выше, чем монарх. Правитель в соответствии с этой идеологией не имеет права на уменьшение территории государства, например, путём завещания или передачи земли в лен . Он уже не был единственным и главным источником права , как ранее. Сам подчинялся законам королевства, что выражается, в частности, в сформировавшемся к тому времени полностью праве сопротивления (Prawo oporu) . Термином Корона Королевства часто определяется не те земли, фактически находящиеся во владении польского короля, но и те, на которые провозглашено действие права, прежде всего Силезию и Гданьское Поморье . В Корону включен также образованный (несмотря на предпринимаемые со стороны местных князей попытки расширения собственных возможностей) лен Польши Мазовия .

После Людовика Венгерского идеология Короны Королевства была принята уже в полностью проработанной форме. Этот термин использовался, прежде всего, с тем чтобы обеспечить положение и независимость Королевства Польского, которое в персональной унии с Венгрией было стороной безусловно более слабой. Примером является кошицкий привилей 1374 года , в котором Людовик обязывался: сохранять Корону Королевства Нашего целой и нерушимой и никаких земель или их частей от неё не отрывать и не уменьшать .

Новая государственная идеология вписывалась в более широкую тенденцию изменений, набиравшую силу с приходом к власти иностранных правителей и начатую в момент воссоединения страны Владиславом Локетком и формирование государственной монархии (считается обычно с 1320 года ). Проявлялась она в новом способе восприятия государства, как единого организма, в создании общегосударственных символов ( Белого Орла ), одновременно также в упорядочивании монаршей власти принципами строя (с 1438 , хотя первоначально не в полной мере эффективными, обязанность подтверждения вновь избранным правителем привилегий, выданных его предшественниками).

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 ноября 2017. 29 сентября 2018 года.
  2. Шетэля В. М. — М.: Прометей, 2019 г. — 436 с. — ISBN: 978-5-907100-13-8 — С. 268
  3. Kodeks dyplomatyczny Wielkopolski , t. III nr 1709, s. 425—426. Przeł. H. Paszkiewicz, Dzieje Polski , Warszawa 1925, s. 213—216.

Литература

  • Бардах Ю., Леснодорский Б., Пиетрчак М. . — М.: Юридическая литература, 1980. — 559 с.
  • S. Grodziski, Z dziejów staropolskiej kultury prawnej , UNIVERSITAS, Kraków 2004, ISBN 83-242-0339-7 , s. 102—105 (польск.)
  • S. Szczur, Historia Polski średniowiecze , Wydawnictwo Literackie 2002, ISBN 83-08-03272-9 (польск.)
Источник —

Same as Корона Королевства Польского