Солнечная долина (вино)
- 1 year ago
- 0
- 0
Инга́льская доли́на — археологический микрорайон в Тоболо - Исетском междуречье , крупнейший по площади на юге Тюменской области , относится к . Насчитывает 177 курганов , 55 памятников археологии федерального значения и 5 региональных памятников природы .
На территории долины представлены археологические памятники от мезолита ( VIII — VII тыс. до н.э. ) до Средневековья ( XIV век ), относящиеся в том числе к древним арийской ( андроновская культура ), угорской ( саргатская культура древних венгров ) и тюркской ( бакальская культура ) цивилизациям. Часть артефактов хранится в Государственном Эрмитаже в качестве Сибирской коллекции Петра I , другие входили в состав известной утраченной частной коллекции Николааса Витсена .
Ингальская долина находится в 75 км к югу от Тюмени , в устье Исети . В этом месте смыкаются границы Исетского , Ялуторовского , Заводоуковского и Упоровского районов Тюменской области . Получила своё название в 1994 году по наиболее распространённому здесь топониму , в переводе с сибирско-татарского языка означает « камышовая » .
Долина занимает площадь около 1 500 км². Образовалась вследствие слияния речных долин Исети и Тобола . На плане имеет форму трапеции с вершиной, обращённой на северо-восток. Протяжённость по направлению север-юг составляет около 55 км , по оси запад-восток — от 20 до 45 км . С точки зрения рельефа выглядит как впадина, которая с севера ограничена высокой террасой Исети, а с востока — террасой Тобола. По центральной части долины протекают притоки Исети — реки Боровая Ингала и Большая Ингала .
Имеются два пути в долину. Южный маршрут лежит из Тюмени по трассе М51 в направлении Кургана . За селом Исетское необходимо пересечь Исеть и перед деревней Солобоево повернуть налево, после чего добраться до Красногорского, начала долины. Северный маршрут предполагает движение из Тюмени трассой Р402 до Заводоуковска, перед которым необходимо повернуть направо, пересечь реку Ук и далее двигаться вновь направо (в западном направлении) в сторону Сунгурово. За Сунгурово пересечь Тобол и достичь Новолыбаево, северо-восточной точки долины .
Первыми исследователями долины стали так называемые « бугровщики », то есть грабители древних погребений. В 1669 году воевода Тобольского разряда П. И. Годунов сообщает царю Алексею Михайловичу , что из «татарских могил» в районе Исети извлекаются золотые, серебряные вещи и посуда. В результате деятельности бугровщиков большинство сокровищ из сибирских курганов навсегда утрачены .
В 1712 году по поручению сибирского губернатора князя М. П. Гагарина комендант Шадринска князь начинает раскопки курганов с целью получения золотых, серебряных и медных вещей для пополнения государственной казны. В течение 1715—1717 годов губернатор четырежды отправлял Петру I партии сибирских сокровищ. 250 отправленных Гагариным древних золотых изделий получили известность как Сибирская коллекция Петра Великого , которая сейчас размещена в галерее драгоценностей «Золото скифов» Государственного Эрмитажа .
Часть добытых бугровщиками сокровищ оказалась в частных коллекциях за границей. Самой известной из них была коллекция бургомистра Амстердама Николааса Витсена , состав её известен только по рисованным таблицам в третьем издании его книги «Noord en Oost Tartatye» (1785 год), в то время как сама коллекция после 1717 года исчезла из поля зрения наблюдателей .
Из числа учёных первым ознакомился с находками Д. Г. Мессершмидт , чья экспедиция в Сибирскую губернию состоялась в 1719—1727 годах. Посетивший Сибирь в 1733—1743 годах вместе с Великой Северной экспедицией Г. Ф. Миллер констатировал прекращение бугрования в связи с полным разграблением курганов. П. С. Паллас в составе Академической экспедиции 1768—1774 годов описал курганные могильники Тютринский, Савиновский и Песчанный-I. В 1861 году Н. А. Абрамов опубликовал сведения о курганах и городищах Ялуторовского , Тюменского и Курганского округов . В 1890 году И. Я. Словцов обнародовал перечень курганных могильников и городищ Тобольской губернии , в том числе сведения о могильниках Красногорский-I и Красногорский борок, городищах Змеево и Лизуново (Красногорское) . В 1893 году А. Гейкель при раскопках курганов близ Ялуторовска впервые обнаружил следы присутствия здесь захоронений, которые впоследствии стали относить к андроновской культуре .
Возобновление исследований долины в 1959 году связано с именем П. М. Кожина . С 1962 года работает экспедиция Уральского госуниверситета (В. Н. Фролов, Т. Г. Гашева, В. Т. Юровская (Ковалёва), Т. Г. Бушуева, Б. Б. Овчинникова). В 1970—1980-х годах разведочные работы проводили В. А. Могильников из Института археологии АН СССР , Н. П. Матвеева, А. В. Матвеев и И. В. Усачёва (Жилина) из Тюменского госуниверситета , А. С. Сергеев из Института истории и археологии УрО АН СССР .
В 1994 году А. В. Матвеевым были выявлены естественные рубежи долины, что впервые позволило воспринимать её как единый археологический комплекс . На следующий год к поисковым работам приступила Западно-Сибирская археологическая экспедиция Института проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН . Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 20 февраля 1995 года № 176 многие археологические памятники Ингальской долины были отнесены к числу объектов культурного наследия федерального значения. В 1995—2003 годах были выявлены 300 новых археологических памятников .
В настоящее время на территории Ингальской долины открыто 549 археологических объектов, древнейшие из которых относятся к среднему каменному веку .
Период мезолита представлен в Ингальской долине ранними культурными отложениями археологического памятника «Остров-II». Отсутствие радиокарбонных исследований не позволяет пока определить возраст находок. По аналогии с другими мезолитическими стоянками юга Тюменской области («Катенька» и «Звёздный») хронологические рамки древнейших находок на территории Ингальской долины были ограничены VIII — VII тыс. до н.э.
С эпохой неолита связаны 37 памятников, выявленные при раскопках поселения «Двухозёрное-I», ритуального комплекса «Остров-II», могильника «Старо-Лыбаево-IV». Из них 6 относятся к кошкинской археологической культуре , 12 к , 11 к боборыкинской , 3 к , а 5 не имеют надёжной культурной атрибуции .
По мнению Е. Н. Волкова, наиболее ранней неолитической культурой Ингальской долины следует считать кошкинскую (сер. VI тыс. до н.э. — кон. V тыс. до н.э. ), следующей за которой была сосновоостровская (сер. V тыс. до н.э. — IV тыс. до н.э. ). Боборыкинская культура (посл. треть V тыс. до н.э. — посл. треть IV тыс. до н.э. ) сосуществовала с кошкинской и сосновоостровской, а полуденские памятники малочисленны; возможно, они функционировали во времена, когда окрестные территории пустовали .
Эпоха энеолита представлена 54 памятниками, из которых 28 относятся к , 12 к , 14 не получили надёжной атрибуции .
Ранний энеолит (бузанский период развития лыбаевской культуры) отождествляется с артефактами могильника «Бузан-III» (3190 год до н. э. ± 60 лет), поселений «Сазык-IX» (3150 год до н. э. ± 60 лет) и «Липихинское-V».
Самым выдающимся артефактом могильника «Бузан-III» являются обнаруженные в 1996 году остатки деревянной погребальной ладьи длиной более 5 м , древнейшей из найденных в Северной Евразии . По своему возрасту находка сравнима со временем возникновения египетского иероглифического письма (3200—3100 до н. э.). Точная копия ладьи находится сейчас в Археологической галерее .
В первой трети III тыс. до н. э. в долину из проникают носители андреевской культуры, до конца III тыс. до н. э. лыбаевская и андреевская культуры развиваются синхронно. Е. Н. Волков предлагает считать эту фазу двухозёрным периодом развития лыбаевской культуры (представлен артефактами поселений «Двухозёрное-I», «Нижнеингальское-IIIа», «Остров-IIа» и «Верхне-Ингальский Борок-II») .
Бронзовый век в долине разбит на 3 этапа. Этап ранней бронзы (кон. XXII / нач. XXI — сер. XVIII века до н. э. ) представлен семью поселениями ташковской культуры (продолжение андреевской) и двумя памятниками .
Этап андроновских древностей представлен 13 памятниками (по 4 от алакульской и фёдоровской культур, 5 от черкаскульской ) . Открытые в 1893 году А. Гейкелем следы алакульцев в районе Ялуторовска считались свидетельством случайной вылазки алакульской дружины на север, однако сделанные в конце XX века находки в селище «Ук-III» возле Заводоуковска и Хрипуновском могильнике у с. Красногорское заставили более серьёзно рассмотреть вопрос присутствия андроновцев в Ингальской долине . Согласно А. В. Матвееву, состоит из этапов чистолебяжского, алакульского (развитого), камышинского (позднего) и амангельдинского (переходного к фёдоровской культуре). Из них в Ингальской долине обнаруживаются памятники развитого (Хрипуновский могильник — самый северный из алакульских некрополей , поселение «Нижнеингалинское-III») и позднего (вторая группа погребений Хрипуновского могильника, поселение «Ук-III») этапов, датируемые второй четвертью XVIII — серединой XVI века до н. э. Хронологию фёдоровских древностей исследователи относят к сер. XVI — кон. XIV века до н. э. , черкаскульских к XIII — XI векам до н. э.
Позднюю бронзу в долине представляют 24 памятника, из которых 12 относятся к пахомовской культуре (хотя она существовала синхронно с черкаскульской), 7 к бархатовской , ещё 5 не имеют устойчивой культурной атрибуции. Хронологическая граница бархатовских древностей (поселение «Щетково-II», Коловское городище) лежит в пределах последней четверти XI — конца VIII века до н. э. С этапа поздней бронзы в Ингальской долине начинается возведение укреплённых поселений ( городищ ), наиболее ранним из которых является «Ак-Паш-I» . Самое высокое из городищ — Лизуново (Красногорское) в Исетском районе, с изучения которого началось открытие бархатовской культуры — расположено на мысу с почти отвесным склоном 45-метровой высоты .
Переходное время от бронзового века к железному представлено в Ингальской долине четырьмя памятниками иткульской культуры (кон. VIII — V век до н. э. ) и тремя памятниками без устойчивой культурной атрибуции.
К раннему железному веку относятся 139 памятников, в их числе 30 принадлежат к баитовской культуре , 16 к , 55 к саргатской , 1 к , 37 не имеют устойчивой культурной атрибуции. Баитовские племена ( VII — V век до н. э. ), преемники бархатовской культуры, сосуществовали с иткульскими и гороховскими и были вытеснены саргатскими. Гороховские популяции (возникли в VII веке до н. э. ) не сразу растворились в саргатской среде, а просуществовали в ней до III века до н. э. . Если ранний этап саргатской культуры ( V — нач. III века до н. э. ) проходит в сосуществовании с соседями, то во II веке до н. э. — V веке саргаты не имеют соперников во всём Среднем Зауралье .
В первую очередь с саргатами (а частично с баитовскими племенами) ассоциируются курганные некрополи, количество которых достигает 177, причём диаметр отдельных курганных насыпей превышает 60 м . Многие из курганов содержат высокохудожественные изделия из золота , серебра , драгоценных камней и многочисленные украшения, изготовленные в мастерских Древнего Египта , рабовладельческих государств Северного Причерноморья и Средней Азии . Так, при раскопках Тютринского могильника возле с. Суерка в 1981 году Н. П. и А. В. Матвеевыми были обнаружены бусины из голубой шпинели , которая добывается только в Индостане , на Шри-Ланке и Калимантане , а также миниатюрный (длина менее 2 см ) фаянсовый амулет Гарпократа ( эллинистическая традиция изображения древнеегипетского бога Гора ) . По мнению А. В. Матвеева, богатство погребений саргатской эпохи может свидетельствовать о том, что на рубеже нашей эры долина была местом захоронения представителей одного или нескольких «царских» родов саргатского племенного объединения , источником обогащения которых являлся контроль над поставками стратегических товаров в систему Великого шёлкового пути .
Выявленный в урочище Медный Борок саргатский посёлок занимает площадь 15,5 га , что позволяет отнести его к категории городов .
Средневековье представлено в долине 21 памятником, из них 7 принадлежат бакальской культуре ( IX — XV века ), 4 юдинской ( X — XIII века ), а 10 не обрели культурной атрибуции. Принято считать, что бакальская и юдинская культуры сосуществовали, однако имеется необходимость в обосновании более ранней даты возникновения бакальской культуры, чтобы заполнить промежуток в 300 лет после исчезновения в V веке саргатов .
Интерес для туристов могут представлять расположенные в долине особо охраняемые природные территории и объекты культурного наследия . Так, расположенные в Ялуторовском районе , и , а также находящееся в Исетском районе являются памятниками природы регионального значения. К числу объектов культурного наследия федерального значения отнесены:
В долине действуют школьные археологические лагеря «Исседон» в Исетском районе и «Лукоморье» в Заводоуковском . предлагает выставку «Тайны Ингальской долины», а в летний период автоэкскурсию «Археологическое наследие Ингальской долины» по маршруту Заводоуковск—Лыбаево—археологические памятники—д. Нижний Ингал (на транспорте заказчика) .
В 2015 году в Заводоуковском городском округе возле села Падун был введён в эксплуатацию санаторно-курортный комплекс «Ингала» (площадь территории 13 га , номерной фонд 350 мест), построенный на месте ранее существовавшего санатория «Нива» .