Interested Article - Кефал (сын Деиона)

Пуссен . Кефал и Эос

Кефал ( др.-греч. Κέφαλος ) — персонаж древнегреческой мифологии . Сын Деиона или Деионея, сына Эола , царя Фокиды, и Диомеды . Смешивается с сыном Гермеса . Победил в стрельбе из пращи на играх в Аргосе (или в Иолке) .

Миф о Кефале

Из Фокиды Кефал переселился в Аттику . Женился на Прокриде , дочери Эрехтея , афинского царя, в Аттике они жили в , одном из 12-ти древнейших государств Аттики, на юго-восточной оконечности её . К северо-западу от Форика находился дем Кефале (Κέφαλή), имя которого, несомненно, имело связь с именем мифического царя Кефала. Он был прекрасным юношей и страстным охотником. В него влюбилась богиня зари Эос и, похитив его, родила от него сына Фаэтона .

Версии мифа

Рядом с этим мифом существовал другой, о любви между Кефалом и Прокридой , впоследствии получивший литературную и музыкальную обработку (опера Э. Жаке де ла Герр «Кефал и Прокрида», 1694 , и др.). По одной из версий мифа, Кефал, желая испытать верность жены, Прокриды, удалился из страны, а через 8 лет вернулся переодетый и, не будучи узнан женой, соблазнил её красотой и украшениями. Гигин излагает следующую схему: Кефал и Прокрида дали клятву, что не возлягут с другими. Кефала полюбила Эос , жена Титона , но Кефал не ответил ей взаимностью . Тогда Эос превратила его в чужеземца и вручила подарки, предложив испытать жену. Кефал отдал Прокриде подарки (золотой венец), и та согласилась возлечь с ним . Когда Кефалу вернули прежний облик, Прокрида бежала на Крит. Согласно Овидию , Прокрида только стала колебаться в ответ на предложение даров, и Кефал назвал её поведение вероломством . Кефал ответил на любовь Эос . По другому сказанию, Прокриду соблазнил золотой диадемой Птелеон, и она от стыда бежала в Крит , откуда вернулась, получив в подарок от Миноса собаку , от которой нельзя было убежать, и чудесное меткое копье.

Вернувшись по воле Артемиды , Прокрида в одежде юноши предложила Кефалу состязание в охоте. С помощью чудесных копья и пса Прокрида победила в состязании, и тогда Кефал попросил мнимого чужеземца продать копье и пса. Тогда Прокрида сказала: «если хочешь владеть этим, дай мне то, что обычно дают мальчики». Кефал согласился возлечь с чужеземцем, тогда Прокрида открылась ему. Супруги помирились .

Миф в литературе

По словам Павсания , «все поэты» передают историю убийства Кефалом Прокриды, Овидий даже дважды (в III книге «Науки любви» и VII книге «Метаморфоз») . У Софокла была трагедия « Прокрида » (дошла 1 строка), у Эвбула — комедия «Прокрида», у Филетера — комедия «Кефал». Когда Кефал охотился на Гиметте, он, желая отдыха, призывал «Облако» (Нефелу) , что некий человек принял за имя нимфы и рассказал Прокриде, которая стала ревновать. Тогда Прокрида стала следить за ним, чтобы подсмотреть, кого призывает Кефал. Кефал, увидев, что кустарник шевелится, подумал, что там прячется лань, метнул чудесное копье и убил Прокриду . Кефал осуждён ареопагом и приговорен к вечному изгнанию. Согласно Овидию, не был изгнан и плавал на Саламин за помощью в войне с Миносом .

Различные дополнения

Жил в Фивах , бежав из Афин из-за убийства Прокриды. Согласно поэме «Возвращения», женился на Климене , дочери Миния , и от этого брака родился сын Ификл . Имел сына Аркесия , деда Одиссея (согласно Гигину , сын от Прокриды ). Род царей Итаки также производили от Кефала, причём дед Одиссея, отец Лаэрта , считался сыном Кефала от медведицы (ἄρκτος). Один из персонажей мифологии, Халкин , считался потомком Кефала в десятом колене.

В Беотии в местечке выпустил собаку на страшную Тевмесскую лисицу , и обе превратились в камень .

Ходил в поход вместе с Амфитрионом на телебоев и первый заселил остров Пафос, который с тех пор стал называться Кефалленией . Историки Гелланик и Андрон отождествляли Кефаллению с гомеровским Дулихием .

Кефалу приписывалось и основание храма Аполлона на Левкатском мысе (против Кефаллении), откуда он сам бросился в море. Он был влюблен в некоего , сына Деионея (по другому чтению, в некую ), и первым прыгнул с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви .

Исследования мифа

По мнению учёных XIX века, прекрасный охотник Кефал, которого похищает заря, — олицетворение звёзд, гаснущих перед зарёй; Прокрида, то исчезающая, то вновь являющаяся к мужу, — луна. На древнейших терракотах и вазах имеются изображения Кефала, уносимого Эос, позднее — убегающего от её преследований, а также изображения сцены убиения Прокриды.

Примечания

  1. (фр.) — Paris: , 2004. — P. 1387. — ISBN 978-2-7011-3067-5
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 272.
  3. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.645, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.1. С.314-315
  4. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 4
  5. Овидий. Наука любви III 725
  6. Гигин. Мифы 273
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 7; Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 1
  8. Название «Форик» переводится «семенной» — Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С.305
  9. Гигин. Мифы 189; Овидий. Метаморфозы 702—722
  10. Гигин. Мифы 189; Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 3
  11. Овидий. Метаморфозы VII 722—740
  12. Овидий. Героиды IV 95-98; Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 1
  13. Гигин. Мифы 189, цитата в пер. Д. О. Торшилова
  14. Павсаний. Описание Эллады X 29, 6; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 15, 1; Овидий. Наука любви III 685—746
  15. Согласно Овидию, Авру («ветерок»), в русском переводе «Струйку»
  16. Гигин. Мифы 189; Овидий. Метаморфозы VII 804—863
  17. Овидий. Метаморфозы VII 665—669
  18. Павсаний. Описание Эллады X 29, 6
  19. Гигин. Мифы 189, 125 маргиналия
  20. Павсаний. Описание Эллады IX 19, 1; Антонин Либерал. Метаморфозы 41, 7-10; согласно Палефату , Кефал воевал с человеком по имени Лис (Палефат. О невероятном 5)
  21. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 4, 7
  22. Павсаний. Описание Эллады I 37, 6; Страбон. География X 2, 14.20
  23. Страбон. География X 2, 9.24. О теме самоубийства от любви путём прыжка со скалы см. подробно: Надь Г. Греческая мифология и поэтика. / Пер. с англ. М., 2002. Гл.9 (с.293-341). На с.301 приводится чтение Птерелада, в рус.пер. принято чтение Птерел

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Кефал (сын Деиона)