Богородский Вал
- 1 year ago
- 0
- 0
Ариарамна — персидский царь, правивший в Парсе с 640 по 590 год до н. э. Прадед Дария I Великого .
Древнеперсидское имя *Aryārāman происходит от aryā « арии/арийцы » и rāman- «радость, мир» и означает «тот, кто приносит мир ариям (то есть индоиранцам )».
Имя Ариарамны известно, в первую очередь из Бехистунской надписи , начертанной на скале по приказу Дария I . Согласно этой надписи Ариарамна являлся прадедом Дария. Сам Дарий перечислят своих предков следующим образом: «Мой отец — Виштаспа (Гистасп) , отец Виштаспы — Аршама (Арсама) , отец Аршамы — Ариарамна, отец Ариарамны — Чишпиш (Теисп) , отец Чишпиша — Хаксаманиш (Ахемен) » . В свою очередь, Кир Великий заявляет в своем манифесте , что он «сын Камбиса , царя великого, царя города Аншан , внук Кира , царя великого, царя города Аншан, потомок Теиспа, царя великого, царя города Аншан». Из этих генеалогий видно, что родословная персидских царей идёт по двум направлениям и пересекается на Теиспе, который таким образом является предком, как Кира Великого, так и Дария I. На основании этого учёные высказали следующее предположение, что после смерти Теиспа персы разделили своё царство между двумя его сыновьями — Ариарамна стал править в Парсе (Персии), а Кир I в Аншане. Эта интерпретация текстовых данных получила сильную поддержку со стороны древнеперсидской надписи, выгравированной в десять строк на золотой пластине , которую как сообщалось, нашли в Хамадане (древние Экбатаны ). Текст может быть переведен следующим образом:
«Ариарамна, Великий Царь, Царь царей, царь в Парсе (Персии), сын царя Теиспа, внук Ахемена. Говорит царь Ариарамна: Эта страна Парса, которой я владею, в которой есть хорошие лошади, хорошие люди, мне даровал (её) Великий Бог Ахурамазда . По воле Ахурамазды я царь этой страны. Говорит царь Ариарамна: Да поможет мне Ахурамазда».
— Надпись на золотой пластине Хамадана
Однако удивительный титул Ариарамны, в лучшем случае провинциального князя в Персии и вассала мидийского царя, как «Великий царь, царь царей», и тот факт, что короткий текст содержит целых семь грамматических неточностей типа, встречающихся в более поздних древнеперсидских текстах, доказывают недостоверность этого текста. Даже если это не современная подделка, надпись, вероятно, была заказана одним из поздних царей династии Ахеменидов в честь знаменитого предка.
Кроме того, в настоящее время установлено, что город Аншан находился на месте Тепе-Мальян в Фарсе и что, по крайней мере, с середины VII века до н. э. термин Аншан был альтернативным названием для Парса; и поскольку Аншаном/Парсом правил Кир I, Ариарамна не мог там править. Следовательно, некоторые утверждают, что разделение царства Теиспа было мифом, а Ариарамна и его сын Аршама вовсе не были царями. Однако, тот факт, что Аншан был альтернативным названием Парсы/Персиды и управлялся Киром I, не опровергает вывода о том, что Ариарамна и его сын Аршама не могли быть мелкими царями где-то в этой большой провинции.
Кроме упоминания имени Ариарамна в Бехистунской надписи и на золотой пластине Хамадана, оно также присутствует в труде Геродота «История» . Так в его рассказе Ксеркс I восклицает: «Пусть же я не буду сыном Дария, сына Гистаспа, потомка Арсама, Ариарамна, Теиспа, Кира, Камбиса, Теиспа, Ахемена, если не покараю афинян!»
О жизни Ариарамны ничего не известно. В 20-й год правления Дария Великого (501 год до н. э.) маг по имени Укпиш получил «3 (иртиба [зерна] в качестве) пайков лана (церемонии), 3 (иртиба) — для бога Митры , 3 — для горы Ариарамны, 3 — для реки Ахинхаришда» . Возможно, что эта гора Ариарамны была названа в честь прадеда Дария.
Ахемениды | ||
Предшественник: Теисп |
персидский царь
ок. 640 — 600 до н. э. |
Преемник: Аршама |