Interested Article - Науса (Иматия)
- 2021-11-27
- 2
На́уса ( греч. Νάουσα ), официально героический город Науса ( Ηρωική Πόλη της Νάουσας ), город в Греции. Находится на высоте 361 метр над уровнем моря , у подножия гор Вермион в 22 километрах к северу от города Верия , в 74 километрах к западу от Салоник и в 327 километрах к северо-западу от Афин . Административный центр одноимённой общины в западной части периферийной единицы Иматия в периферии Центральная Македония . Население 18 882 жителя по переписи 2011 года . С 1955 года королевским указом провозглашён героическим городом, за свой вклад в Освободительную войну Греции 1821—1829 гг. и жертвы, понесённые в ней.
География
Науса построена на восточном склоне горы Вермион, на средней высоте 330 м над уровнем моря. Климат континентально-средиземноморский. Находится в 90 км западнее Салоники , в 22 км севернее города Верия и в 32 км южнее города Эдеса . Рельеф региона изрезанный, склоны лесисты, богатые источники вод образуют маленькие и большие водопады. Роща Святого Николая, с вековыми платанами и источниками реки Арапица, которая делит город на 2 части, используется туристически, но с уважением к среде, что гарантировано включением её в программу LIFE Европейского союза . Община (дим) Науса была образована в 1912 году , сразу после освобождения города от османов и включила в себя соседние сообщества по плану «Каподистрия» в 1997 году. По программе Калликратиса в 2011 году в общину Науса вошли общины Антемия и Иринуполи .
История
Регион имеет многовековую историю. У города расположены развалины знаменитой школы Аристотеля , в которой в молодости учился этике, политике и философии Александр Македонский .
Миеза
Первыми жителями письменные источники упоминают фракийское племя вригов, более известных как фриги ( Φρύγες ), которые обосновались во всей Иматии около 1200 года до н. э. Позже вриги были изгнаны македонскими племенами. Находки раскопок соседних общин и в долине Наусы показывают, что здесь находился значительный город под именем Миеза или Меза, как он именуется в надписи в Дельфах. Хотя археологическая площадка была обнаружена в XIX веке, систематические раскопки начались только в 1950 году . Были обнаружены селения конца бронзового века , но большинство сохранившихся памятников принадлежат эллинистической эпохе . Самые значительные из них:
- Школа Аристотеля в Нимфеоне ( Νυμφαίον — святилище нимф) Миезы . Первые находки относятся к железному веку , но после середины IV века до н. э. местность становится школой и здесь Аристотель преподавал молодому Александру философию, этику, искусства и математику. Между двумя естественными пещерами была вырублена скала, добавлена колоннада ионического ордера и, таким образом, был образован портик образующий букву Г.
- древний театр Миезы — эллинистической эпохи, II век до н. э. , был обнаружен в 1992 году , вместимость около 1500—2000 зрителей. Раскопки продолжаются возле театра на агоре Миезы.
- большое македонское захоронение именуемое Божий суд ( Κρίσεως ) (начало III века до н. э. ), монументальное 2-камерное македонское захоронение с 2-этажным фронтоном и 4 росписями сцен суда покойного в царстве Аида . Вероятно это захоронение Певкеста , полководца Александра Великого из Миезы.
- македонское захоронение Лисона ( Λύσωνος ) и Каликлеуса ( Καλλικλέους ), около 200 года до н. э. , маленькое 2-камерное македонское захоронение, с простым фронтоном и многоцветными росписями, содержит останки и пепел представителей 4 поколений высокой военной иерархии и получило имя двух из покойных.
- македонское захоронение Антемия ( Ανθεμίων ) III века до н. э., 2-камерное македонское захоронение.
- македонское захоронение Кинча (около 310—290 годов до н. э.), маленькое 2-камерное македонское захоронение с простым фронтоном. Внутренние росписи не сохранились. Получило своё имя от датского археолога Кинча, который раскопал его в конце XIX века.
В 168 году до н. э. , после битвы при Пидне , Македония и регион перешли под контроль римлян. Римляне основали здесь колонию Нова-Августа ( лат. Nova Augusta ), которая через Ниагуста → Ниауста → Ниауса стала сегодняшней Науса, однако с конца римского периода и до конца XIV века — начала XV века город практически обезлюдел и вновь был заселён в конце византийского — начале османского периодов .
Средневековье и Ранее Новое время. Возникновение современного города.
История сегодняшней Науса насчитывает всего 600 лет, построен между завоеванием Верии и Константинополя турками.
Согласно местным преданиям и косвенным историческим свидетельствам, Науса была образована в конце XIV — начале XV веков. По всей видимости, жители до-османской Наусы не стали оказывать сопротивление османам и укрылись в окружающих лесах, в отличие от жителей города Верия, которые в 1389 году под руководством иеромонаха Серафима 8 месяцев обороняли свой город . Предание гласит, что современный город был снова заселён 20 лет до взятия турками Константинополя в 1453 году, те около 1430 года, что вероятно соответствует действительности, поскольку совпадает и с повторным заселением Фессалоники .
Как основателя новой Наусы можно считать османского правителя Паша-Лянис, который предоставил христианскому населению значительные экономические привилегии.
После окончательного завоевания Македонии (Верия в 1448-49 гг.) османами регион перешёл в руки перешедшего в ислам малоазийца Хаджи Гази Эвренос-бея , одного из самых активных полководцев султана Мурада I , которому турецкая традиция приписывает завоевание почти всех значительных городов Македонии. Греческое население региона получает с самого начала значительные привилегии, благодаря вмешательству валиде ханум (султанше) Мары Бранкович , дочери сербского правителя Георгия Бранковича и супруги Мурада II . Науса с самого начала — христианский город, где кроме кади (судьи) и воеводы не было других османов, с правами самоуправления, со своей охраной-гарнизоном, с значительными налоговыми привилегиями, которые позволили быструю концентрацию населения, развитие мануфактуры, рукоделия, оружейного дела, ювелирного дела, ткачества и др. Уже с XVII века это городской центр, с примерно 1 тыс. домов и с экономическим влиянием в центральной Македонии и шире, в силу своего географического положения. Эвлия Челеби посетивший город в XVII веке писал, что он населён в основном греками .
До начала XVIII века мало что известно о городе. Первая значительная информация говорит о восстании 1705 года, когда турецкий чиновник объявился в городе с целью набора мальчиков в янычары. Жители Наусы отказались отдать своих детей, убили чиновника и 2 его сопровождающих и во главе с клефтом Зисис Карадимос и его двумя сыновьями 100 наусцев встали под знамя восстания. Отряду в 800 турок удалось окружить повстанцев и в бою убить Карадимоса, его сыновья были пленены и приговорены к смерти . Несмотря на поражение восстания, оно послужило причиной тому что набор в янычары в Греции прекратился.
Этот эпизод не помешал Наусе развиваться быстрыми темпами, за один век её население удвоилось и она обрела известность, благодаря своим винам и образованию. В XVIII веке известна работа наусца учёного и богослова Анастасиу Михаила ( Αναστασίου Μιχαήλ ). Греческая школа-академия Наусы была создана в середине XVIII века, первыми её директорами были Параскевас Амфилохиос, а затем Анастасиос Кампитис .
Науса, с её цветущей экономикой и населением в 4 тыс. человек вызвала интерес Али-паши Тепеленского , который безуспешными осадами и интригами пытался присоединить её к своим владениям в период 1795—1798 гг. В конечном итоге Али и наусцы согласовали автономное управление города кланом Зафиракиса, под эгидой Али-паши, что дало возможность городу избегать грабительских албанских набегов .
В 1804 году клефт Василис Ромфеис со своим адъютантом Анастасиосом Каратассосом выступили против Али, но после 5 месяцев борьбы были вынуждены оставить город, который вновь перешёл в руки Али-паши до 1812 года, когда Али оставил город по приказу султана.
В феврале 1822 года Науса, несмотря на своё благополучие, приняла участие в Греческой революции, но восстание было жестоко подавлено. Вокруг Наусы заняли позиции военачальники Каратасос, Гацос и другие. Несмотря на временные успехи повстанцев турки сжимали кольцо вокруг города и 12-13 апреля 1822 года туркам удалось ворваться в город и разрушить его, истребляя и порабощая его население. Разрушение Наусы положило конец Греческой революции в Македонии, но многие жители города и окрестных сёл продолжили своё участие в Освободительной войне в Южной Греции .
Только в 1849 году будет вновь разрешена хоть какая-то форма самоуправления с выбором старейшины. С 1868 года старейшинам было разрешено становится мэрами города, и этот титул в последующие годы будет постоянно находится в руках христиан. Мэр мог принимать самостоятельные решения и имел вооружённую охрану.
Несмотря на разрушение, Наусе удаётся вновь подняться на ноги и в конце XIX века у неё значительная промышленность, особенно текстильная, с продукцией известной и в других европейских странах. В последние годы османского господства в Наусу приходит торговый и промышленный расцвет, развитие начнётся в основном с реформами в Османской империи в период Танзимата . Кроме всего прочего религиозные меньшинства приобретут равные права с мусульманами, и равенство придаст большую уверенность в вопросах собственности. Около 20 семей стали столпами экономического развития. В 1874 году была создана текстильная фабрика «Лонгос-Кирцис-Турпалис» ( Λόγγου-Κίρτση-Τουρπάλη ), возможно первая фабрика на Балканах в полном современном значении этого слова. Промышленники воспользовались падением международных цен на хлопок, дешёвой гидро-энергией и дешёвой рабочей силой и таким образом смогли удовлетворительно конкурировать с импортным текстилем. До начала XX века были построены и другие текстильные фабрики.
XX век
Во время борьбы за Македонию 1904—1908 гг., Науса стала значительным центром сопротивления против болгарских чет и греческие партизанские отряды поддерживались из города . Борьба за Македонию была прелюдией победоносных для Греции Балканских войн 1912—1913 гг . Науса была освобождена от турок 5-й дивизией греческой армии 17 октября 1912 года . К своему освобождению Науса была уже промышленным городом с населением в 9-12 тыс. человек, из которых 20 процентов были рабочими. В 1912 году в городе были 3 текстильные фабрики с 14 тыс. ткацких станков, ещё 3 фабрики с 26 тыс. станков в городах Салоники и Эдесса принадлежали наусцам. Таким образом наусцы владели 6 из 10 фабрик Македонии, в которой в свою очередь находилось половина фабрик Османской империи. В том же году в городе было 3 больших и десятки маленьких мельниц, 3 деревобрабатывающих заводов и заводы по обработке шерсти и шёлка.
Экономическое развитие продолжилось и после включения города в состав греческого государства. Были созданы новые промышленные единицы, внешняя торговля совершила рывок. Население города значительно увеличится после малоазийской катастрофы и Лозаннских соглашений 1923 года , когда в городе поселилось значительное число беженцев из Турции.
В годы германо-итало-болгарской оккупации Греции во время Второй мировой войны, наусцы активно участвовали в сопротивлении. Этому способствовали и довоенная организация её рабочих подпольной Коммунистической партии Греции , и горные массивы вокруг Наусы, которые позволяли организовать партизанские отряды. Так в окрестных горах Народно-освободительная армия Греции (ЭЛАС) установила свой штаб и центр приёма мобилизованных.
Девятого сентября 1944 года 16-й полк ЭЛАС освободил Наусу от оккупантов. В последовавшей затем гражданской войне , город часто подвергался атакам партизан Республиканской армии Греции: в августе 1946 года город подвергся атаке больших партизанских сил с 3 сторон, в октябре того же года город снова подвергся атаке. Большая часть Наусы, которая насчитывала 12 тыс. жителей, сгорела.
В конце января 1949 года город был занят партизанами в течение 3 дней и вновь горел, многие зажиточные жители и мэр был расстреляны. В июне 1949 года Науса подверглась ещё одной атаке партизан.
По окончании гражданской войны город возродился. Продолжая свои традиции в производстве текстильных и шерстяных изделий, он стал и сельскохозяйственным центром с появлением в регионе новых динамичных культур и продолжает быть одним из основных винодельческих центров страны.
Экономика и туризм
Регион вокруг Наусы славится своим винным производством. Производятся в основном марочные вина высшего качества (одноимённое «Науса» — красное вино, всемирно известное с множеством наград в стране и за рубежом). К тому же это были первые в Греции вина вышедшие на рынок бутилированными. В Наусе также выращиваются одни из лучших сортов персиков, яблок и черешни пользующихся спросом в стране и на международных рынках. Одновременно создание горно-лыжного центра «3-5 Колодцев» ( 3-5 Πηγάδια ) всего 18 км от центра города и на высоте 1400—2050 м, который считается одним из лучших в стране, сделало Наусу центром зимнего туризма.
Общинное сообщество Науса
Община Науса создана в 1918 году ( ΦΕΚ 98Α ) . В общинное сообщество Науса входят шесть населённых пунктов. Население 19 268 жителей по переписи 2011 года . Площадь 221,628 квадратного километра .
Населённый пункт | Население (2011) , человек |
---|---|
213 | |
43 | |
Науса | 18 882 |
0 | |
45 | |
85 |
Население
Год | Население, человек |
---|---|
1991 | 20 144 |
2001 | 19 902 |
2011 | ↘ 18 882 |
Достопримечательности
- В Наусе нет церквей старее 1822 года — год, когда он был разрушен турками. Храмы Св. Георгия и Богородицы ведут отсчёт с XIX века.
- По подобным причинам в городе осталось мало образцов архитектуры 16—18 веков.
- Символом города стала Башня курантов, построенная в 1895 году на деньги промышленника Кирцоса. Она достигает высоты 25 м. Заводной механизм с постройки не менялся.
- Новым символом города претендует быть 11-метровый обелиск, построенный в 2002 году .
Музеи
- Исторический и этнографический музей.
- Музей вина и виноградника, расположен в доме И. Бутариса, основателя одноимённой винной фирмы ( Μπουτάρη Οινοποιητική Α.Ε ),.в традиционном неоклассическом здании постройки 1908 года , которое было первым винным заводом города.
- Понтийский клуб, где хранится библиотека, церковная утварь и другие экспонаты, вывезенные беженцами из Аргирополя Понта ( Гюмюшхане ).
Известные уроженцы
- Михаил, Анастасиос — греческий учёный XVII века, член Брандебургской академии
Города побратимы
- Франция , Фаш-Тюмениль (1992)
- Греция , Науса , остров Парос (1993)
- Польша , Згожелец (1998)
- Черногория , Подгорица
- Болгария , Асеновград
Примечания
- ↑ (греч.) . — Πειραιάς: Εθνική στατιστική υπηρεσία της Ελλάδας , 2009. — Τ. I . — Σ. 395 . — ISSN . 21 сентября 2015 года.
- ↑ (греч.) . Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 марта 2014). Дата обращения: 22 октября 2017. 24 ноября 2017 года.
- Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян ; ред.: Г. А. Скачкова , Н. Н. Рюмина . — М. : Роскартография, Омская картографическая фабрика , 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
- (греч.) . Δήμος Ηρωικής Πόλης Νάουσας . Дата обращения: 15 июля 2017. Архивировано из 24 августа 2019 года.
- (греч.) // Εφημερισ τησ κυβερνησεωσ. — 2010. — 11 Αυγούστου. — Σ. 17372 . 27 апреля 2017 года.
- , p. 20.
- ↑ , p. 32.
- Βασίλειος Δημητριάδης. Η Κεντρική και Δυτική Μακεδονία κατά τον Εβλιγιά Τσελεμπή. — Θεσσαλονίκη: ΕΜΣ, 1973.
- , p. 69.
- , p. 81.
- , p. 106.
- , p. 110.
- Ι. Κ. Μαζαράκης Αινιάν. Ό Μακεδονικός Αγώνας. — Αθήνα: Δωδώνη, 1981. — P. 70—76.
- Σόλων Ν. Γρηγοριάδης. Οί Βαλκανικοί Πόλεμοι 1912—1913. — Φυτράκης, 1979. — P. 83.
- (греч.) . ΕΕΤΑΑ. Дата обращения: 6 июля 2018. 15 июля 2018 года.
- ↑ (греч.) . Ελληνική Στατιστική Αρχή . Дата обращения: 22 июня 2017. Архивировано из 16 июля 2006 года.
Литература
- Απόστολος Ε. Βακαλόπουλος. Επιτομη Ιστορία της Μακεδονίας - Τουρκοκρατία. — Θεσσαλονίκη: Κυριακίδη, 1988.
Ссылки
- (недоступная ссылка — ) .
- : μια διαφορετική προσέγγιση εκ των έσω προς τα έξω — netrino.gr
- 2021-11-27
- 2