Interested Article - Алшын
- 2021-09-13
- 1
Алшын (алчи-татары , алшин, алчин, алчинцы) — Средневековый кочевой центральноазиатский народ. Языковая и этническая принадлежность алшынов является дискуссионным вопросом. Алшыны участвовали в этногенезе монголов, казахов, каракалпаков, узбеков, киргизов, алтайцев, ногайцев, бурят и хазарейцев.
В настоящее время общая численность потомков алшынов (алчинцев) в мире составляет около 3 миллионов человек [ источник не указан 21 день ] .
Племя алчин упоминается в составе 92 кочевых узбекских племён .
Общей тамгой племени Алшын был символ "наконечник копья" который изображён на флаге племени .
Состав
Этническая история
Младшая орда прежде составлялась из сильного племени Алчин и семи малых родов, которые, не имея силы противостоять в междоусобиях и барантах многочисленным алчинцам, были соединены знаменитым в народе киргизским ханом Тявкою в одно поколение, известное ныне под именем семиродского . Сильный род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк числится шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал. В сих шести родах владельцом был Абулхаир-хан. В Байулы входят двенадцать родов, а имянно: адай, джаббас, алача, байбакты, берч, маскар, тазлар, исентемир, алтин, шихляр(ыссык), черкес, тана. В сих двенатцети родах Нурали-султан .
Тынышпаев М. писал в 1925 году в своей книге «Генеалогия киргиз-кайсакских родов» :
Младшая Орда, составляющая в настоящее время около 2/5 всего киргизского населения, состоит из одних только алчынов. Истории некоторых даже малочисленных киргизских родов начинаются даже до Р. X. Надо полагать, что этот самый многочисленный киргизский род — алчын, также восходит в глубь веков.
Согласно казахской традиционной генеалогии «Шежире», название племени берет свое начало от антропонима, то есть от имени .
Ж. М. Сабитовым аргументирована точка зрения о тождестве алшынов и алчи- татар , живших в Монголии до XIII в. Изначально алчи-татары проживали на территории современной Монголии. После расширения границ Монгольской империи , часть алчи-татар переселилась в Золотую Орду , где благодаря Боракчин (жена Бату ) эмиры из рода алчи-татар смогли занять ведущие позиции. Согласно шежире, приводимому Ж. М. Сабитовым, все алшынские роды в составе байулы и алимулы происходят от из племени алшын, жившего в XIV в. во времена Золотоордынского хана Джанибека . Мнение о том, что алчин-татары являются предками алшынов, также было высказано В. В. Ушницким . Согласно Рашид ад-Дину , алшины — это другое название алчи-татар, которые занимали в Золотой Орде статусные позиции . Мужчины из племени алчи-татар назывались — алчитай, а женщины — алчин .
Судя по гаплогруппе C2 -M48, прямой предок алшынов по мужской линии происходит родом с Восточной Азии (близка калмыкам и найманам рода сарыжомарт), но не является близким нирун-монголам (субклад С2-starcluster) . Генетически племенам алимулы и байулы из народов Центральной Азии наиболее близки баяты , проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии .
Шежире
Роды в составе племени Алшын , согласно шежире, происходят от эмира .
В XIV веке самым известным Алшыном являлся Алау. Судя по историческим данным, он жил в эпоху Золотоордынского хана Джанибека . Алау участвовал в событиях, связанных с дочерью Джанибека и Аметом, сыном Исы из рода уйсун . Его сына звали Кыдуар тентек (разбойник, хулиган Кыдуар) . В Алшынском фольклоре присутствует эпос «Алау батыр»
Согласно одному варианту шежире, Кыдуар имел двух сыновей Кайырбай (Каракесек) и Кыдырбай (Байулы) .
У Кайырбая было три сына Байсары ( Кете ), Алим, Шомен. От Байсары происходят Бозаншар (родоначальник кланов Каракете и Ожрайкете), от Алима происходят 6 сыновей Жаманак (родоначальник клана Шекты ), Карамашак (родоначальник клана Торткара ), Уланак (родоначальник клана Каракесек ), Айнык и Тегенболат (родоначальники клана Карасакал ), Тойкожа (родоначальник клана Аккете). От Шомена три сына Шомекей и Дойт, Тумен (Туменкожа). Шомекей — родоначальник одноимённого клана. Туменкожа — родоначальник кланов Сарыкете и Кулыскете .
У Кыдырбая было 12 сыновей: Кадырсиык (родоначальник клана Шеркеш ), Баксиык (родоначальник клана Ысык ), Султансиык (родоначальник кланов Кызылкурт , Алаша , Маскар , Тана , Байбакты ), Таз (родоначальник одноимённого клана), Адай (родоначальник одноимённого клана), Бериш (родоначальник одноимённого клана), Есентемир (родоначальник одноимённого клана), Жаппас (родоначальник одноимённого клана), Алтын (родоначальник одноимённого клана), Ебейты, Ногайты, Мадияр (потомства не оставили) .
В составе узбеков
В XVI в. упоминаются как узбекское племя , выходцем из которого был Ялангтуш бахадур сын Сейткул хана.
Известные представители
Военачальники и батыры :
- — бек Тимура в Большой Орде .
- Алчин Баташ — бек Большой Орды.
- Алчин Токтамыш — бек Большой Орды при хане Шейх Ахмеде .
- Алчин Тениш — князь Астраханского ханства , противник правителя Ногайской Орды Исмаила.
- Алчин Ялангтуш бахадур (1578 - 1656) — эмир Бухарского ханства , правитель Самарканда.
- Алчин Баят-Кара туксаба — эмир Бухарского ханства.
- Алчин Джавум бахадур — военачальник Абдулла-хана II.
- Жиембет жырау (1570 - 1643) - поэт, полководец и наместник Есим хана в Западном Казахстане. Происходит из рода Тана .
- Кабак Айтулы (1611 - 1689) - батыр и мурза Ногайской орды из рода Шекты .
- Тилеу Айтулы (1630 - 1684) - батыр и мурза Ногайской орды из рода Шекты .
- Алшын Айтеке би - би и полководец Младшего жуза из рода Торткара .
- Буркирек Маркадамулы (1646/48 - 1726) - полководец из рода Шекты .
- Келмембет батыр Келдибайулы (1648 - 1673) - батыр из рода Шомекей .
Литература
- Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. — М.: Центрполиграф, 2005. — С. 415.
- Юань-чао би-ши. Сокровенное сказание монголов. Пер. С. А. Козина, 1941.
Примечания
- . Дата обращения: 12 января 2020. 25 февраля 2019 года.
- (рус.) . Дата обращения: 26 мая 2023. 26 мая 2023 года.
- Гродеков Н. И. (рус.) . Гродеков Н. И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарьинской области. Т. 1, 328 страница . Юридический быт. С. И. Лахтин. (1889).
- Левшин А. И. . Дата обращения: 21 июня 2015. 21 июня 2015 года.
- Тевкелев И. В. . Дата обращения: 21 июня 2015. 20 июня 2015 года.
- Тынышпаев М. Материалы по истории казахского народа. — Алма-Ата: Алтын-Орда, 1990. — 64 с.
- Усенбаев Т. . Алматы. Дата обращения: 4 сентября 2019.
- ↑ Сабитов Ж. М. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393 . 14 июля 2019 года.
- Ушницкий В. В. // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — № 3 (20) . — С. 30—36 . 14 июля 2021 года.
- ↑ Сабитов Ж. М., Акчурин М. М. // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2014. — Декабрь ( № 6 ). — С. 127—139 .
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 сентября 2019. 19 февраля 2020 года.
- Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 51, 54, 78. — 148 с.
- ↑ Бейсенбащлы Ж. Казак шeжipeci. — Алматы, 1994. — С. 134—135. — 160 с.
- Хафиз-и Таныш Бухари Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Часть 1. Перевод с персидского, введение, примечания и указатели. М.,1983
- (рус.) . Упоминание Тениш Алчина на странице 135 .
- 2021-09-13
- 1