История почты и почтовых марок Тибета
- 1 year ago
- 0
- 0
Архитектура Тибета начала развиваться во времена культуры Бон . Однако строения той эпохи не сохранились до наших дней.
С приходом буддизма в Тибет архитектура получила мощный толчок для развития. Буддизм, пришедший из Индии , привнёс с собой и индийский архитектурный стиль в строительстве храмов, монастырей и светских зданий.
Позже, в местный архитектурный стиль вошло много китайских элементов. Сплав индийского и китайского стилей, собственные наработки тибетских архитекторов дали миру самобытное и уникальное строительное искусство этой горной страны. Вершиной тибетской архитектуры стал дворец Потала в Лхасе .
Самобытность в тибетскую архитектуру принёс и холодный, засушливый климат Тибета , высокогорный характер местности, ограниченный ресурс дерева , скотоводческий образ жизни тибетцев . Тибетские строители использовали при строительстве камень , высушенный на солнце красный кирпич , реже дерево.
Для украшения внутренних частей монастырей и светских домов тибетские архитекторы часто использовали разноцветные ткани , которыми обивали стены.
Современная архитектура Тибета идёт в ногу со временем, имеет космополитический характер. Все больше при строительстве используется бетон . Много строится домов, торговых центров и общественных зданий в современном стиле, главным достоинством которых является быстрота возведения, дешевизна и функциональность.
Первые культовые сооружения появились в эпоху Бон . Однако ни одного из этих строений не сохранилось до наших дней. Новый этап в тибетской архитектуре начался с приходом из Индии буддизма. Первый буддистские храмы в индийском стиле были построены в VII веке при царе Сонгцэн Гампо . Все они были построены в Лхасе, в городе, который тоже основал Сонгцэн Гампо. Индийский стиль характеризовался массивностью и монолитностью. Эти первые храмы также не дошли до нашего времени. На их месте позже были возведены новые храмы и монастыри.
Со временем в Тибете начали возводить храмы в китайском стиле: здания, как правило, в три уровня, каждый верхний уровень меньше по площади нижнего, крыши имеют загнутые вверх законцовки. Именно этот стиль из Тибета проник сначала в Монголию , а затем в Бурятию .
Стены храмов и монастырей строились из прессованной земли, грязевых блоков или камней. Внутри зданий сооружалась система деревянных колонн и балок. Пол строился из прессованной земли с небольшим добавление дерева.
Монастыри состоят из жилищ монахов, библиотеки рукописей, мастерских, буддистской школы и нескольких храмов. Перед главным храмом устроена мощёная площадь, где происходят религиозные представления .
Большая часть храмов построена в трёх уровнях. Это связано с буддийской нумерологией, где цифра 3 имеет сакральный смысл и указывает на буддийскую триаду: учитель — Будда , учение — Дхарма и религиозное общество — Сангха .
Тибетский стиль проявляется в чортенах , религиозных ступах, посвящённых Будде Шакьямуни . Позже чортены начали использовать в качестве усыпальниц для буддистских лам . Чортены возводили перед храмом.
Перед входом в храм по обе стороны парадной лестницы установлены стилизованный фигуры тигров и драконов. Внутри храм также имеет богатые украшения: вырезанные из дерева фигуры различных божеств, скульптуры Будды, живописные картины ( танка ) на религиозные темы.
Всемирно известными тибетскими храмами и монастырями являются Кумбум , Сэра , Дрепунг , Ганден , Ташилунпо , Рамоче , Самье .
Во время культурной революции в Китае пострадали многие значительные храмы Тибета . В последние годы идет их реставрация.
Наиболее известным во всём мире архитектурным сооружением Тибета является дворец Потала, резиденция Далай-лам . Первый дворец на месте современной Поталы построил царь Сонгцен Гампо в 637 году . Во второй половине VIII века в деревянный дворец попала молния и здание полностью сгорело.
Далай-ламы V Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617—1682) в 1645 году начал возводить новый дворец, который строился на протяжении более чем полувека. Комплекс состоит из двух дворцов: Белого и Красного.
Здание имеет ступенчатую структуру: в горе вырубали террасу и на этом месте возводили «этаж», затем выше вырубали вторую террасу и строили следующий «этаж». Таким образом дворец поднимается от подножия горы до самой её вершины.
Белый дворец состоит из двух павильонов: Восточного и Солнечного. Красный дворец также состоит из нескольких павильонов, здесь проводили молитвы и ритуалы. В настоящее время дворец Потала является музеем.
Дворец Потала стала вершиной в творчестве тибетских архитекторов. Здание потрясающе удачно вписано в окружающий ландшафт. Здесь человеческая фантазия, инженерный расчёт и строительное мастерство достигли своего апогея. Потала является одним из самых значительных в мире примеров религиозной архитектуры.
В 1994 году дворец Потала внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
Традиционная тибетская архитектура жилых домов отличается накренёнными во внутреннюю сторону стенами и плоскими крышами. Дома красятся в белый цвет и окаймляются по периметру тёмной краской.
Дома в городах строили в два или три этажа. Дома имели множество окон прямоугольной формы, расположенных высоко над землей. В центре здания помещается двор, невидимый снаружи и образующий сквозной колодец. Жилые дома в горной местности возводились амфитеатром, используя склоны гор .
В сельской местности дома обычно имеют уютный маленький дворик. Дома строили из камня, кирпича и дерева. Стены внутренних помещений тибетцы обивают разноцветными тканями, что придаёт интерьеру уют и дополнительную теплоизоляцию.
В последнее время в архитектуре жилых и общественных зданий всё больше используются современные строительные материалы и конструкции, например железобетон , металлочерепица и пластиковые окна . В Лхасе построены кварталы, где имеются современные дома, широкие улицы, пешеходные зоны, большие магазины.
Монастырь Ташилунпо | Ташилунпо | Монастырь Сэра |
Монастырь и университет Дрепунг | Дрепунг | Храм Кумбум |