Interested Article - Дурбэн-ойраты
- 2021-02-01
- 2
Дурбэн-ойраты ( калм. Дөрвөн Өөрд , монг. Дөрвөн Ойрад — Четыре Ойрата ) — союз (конфедерация) ойратских кочевых этнополитических объединений, основавших Ойратское ханство .
Название
В переводе с монгольского языка « дурбэн», «дөрвөн» означает « четыре » .
Существует три основные версии определения понятия «Дурбэн-Ойрат» :
1) четыре союзных племени;
3) четыре ойратских тумэна (военные и вероятно административные единицы) .
В литературе встречаются следующие наименования: dörben oyirad, дурбэн, дурбэн тумэн, дурбэн тумэн ойрат , дорбен-ойрат , дурбен-ойрат , дербен-ойрат .
Племя дурбэн и ойраты
Из « Сокровенного сказания монголов » известно, что сыновья Дува-Сохора основали племя дурбэн . В летописи ордосского князя Саган Сэцэна «Эрденин Тобчи» кратко изложено происхождение древних ойратов от 4-х сыновей Дува-Сохора — Доноя, Докшина, Эмнека и Эркэга, ставших родоначальниками 4-х родов древних ойратов — олётов , батутов , хойтов и кэргудов . О древних родственных связях племени дурбэн с ойратами также говорит сообщение Рашид ад-Дина о том, что Худуха-беки , предводитель союза ойратских племён, происходил из племени дурбан .
Г. О. Авляев первым обратил внимание на то, что имена 4-х мифических родоначальников ойратов, сыновей Дуву-Сохора, имеют явно тотемическое происхождение и легко переводятся с ойратского и калмыцкого языков. Доной — буквально означает бешеный, яростный. Докшин — свирепый, неукротимый. Эмнек — дикий, неукротимый, а также синоним слова конь-неук, то есть дикий, необъезженный конь (эмнег-морин). Эркег — властный, главный, могущественный .
Согласно Д. В. Цыбикдоржиеву, поход дурбэнского Дорбо на хори-туматов , итогом которого стало освобождение из плена Худуха-беки и отдача тому хори-туматской наследницы Ботохой, стал одним из начальных этапов возрождения и упрочения былых связей между ойратами и дурбэнами. Д. В. Цыбикдоржиев также поддержал гипотезу, согласно которой выражение «дурбэн ойрад» изначально переводилось не как союз «четырёх ойратов», а означало этническое родство двух племён — дурбэнов и ойратов . При этом ряд авторов не поддерживает идею происхождения древних ойратов от Дува-Сохора .
История
В число исторических предков ойратов , по Г. О. Авляеву, следует включить не только собственно ойратские племена ( олётов , батутов , хойтов и кэргудов ), но и остатки древних племён из группы цзубу — кереитов , меркитов и найманов , ставших этническим субстратом для ойратов- торгутов и ойратов- хошутов .
Согласно Н. Я. Бичурину , формирование Ойратского союза началось после падения Юаньской династии в 1368 году. Изначально в союз «Дурбэн Ойрат» (буквально «четыре ойрата»), по Бичурину, входили чоросы , хошуты, торгуты, дербеты .
Хошутский нойон Батур-Убаши Тюмень в своей « Истории дербен-ойратов », написанной в 1819 году, приводит следующие данные о составе дурбэн-ойратов:
«Одним из [подразделений] тех, кого называют дурбэн-ойратами, являются элёты. Второе [подразделение] — хойты и баатуты. Третье [подразделение] — баргуты и бурааты . Четвертое [подразделение] — дэрбэты, джунгары , хошуты, тумэты . Ввиду того, что торгуты были опорой (т. е. находились в подчиненном положении) дурбэн-ойратов, они не [могли] подчинить себе ранее ставших известными ойратов» .
На основаннии показаний исторического сочинения « История Хо-Öрлöка », были выявлены три периода в союзе дурбэн-ойратов по времени существования:
1. Первые Четыре Ойрата (Türügün Dörben Oyirad) (1437—1502);
2. Средние Четыре Ойрата (Dumdadu Dörben Oyirad) (1502—1637);
3. Последние Четыре Ойрата (Segül-ün Dörben Oyirad) (1637—1758).
Первые Четыре Ойрата
О союзе Первых Четырех Ойратов неизвестный автор « Истории Хо-Öрлöка », написанной, как принято считать, во второй половине XVIII века, сообщает следующее:
«Вообще-то в прошлом четыре племени, отделившись, составили [отдельное] племя под названием «Четыре Ойрата». Первый Ойрат — это элёты ; второй Ойрат — это хойты и баатуты , объединившиеся вместе; третий Ойрат — баргу[-ты] и бурааты ; четвертый Ойрат — это объединившиеся вместе четыре анги (родоплеменные подразделения). Когда эти Четыре Ойрата сформировались, то они стали называться Первыми Четырьмя Ойратами» .
Пик могущества Первого Союза дурбэн-ойратов приходится на первую половину XV века, время правления ойратских правителей Тогона-тайши (умер в 1439 г.) и его сына Эсэн-тайши (годы правления: 1439—1454). Второе и третье подразделения Дурбэн-ойратского союза включали в себя этнические компоненты (хойтов, баатутов, баргутов и бураатов), связанные по происхождению с родоплеменными группами древних ойратов Восьмиречья .
Средние Четыре Ойрата
После гибели Эсэна Первый Союз дурбэн-ойратов вступил в полосу упадка и постепенно распался. Анонимный автор « Истории Хо-Öрлöка » связывает распад с откочевкой значительной части первого подразделения дурбэн-ойратов — элётов на запад в 1502 году и прекращением ими своих союзных отношений с другими ойратами . Он сообщает следующее:
«Ойраты-элёты по наущению желтого демона откочевали», а когда они переправились через реку Манхан, то [там] образовался лед и загородил им [дорогу назад]. Затем половина хойтов примкнула к баатутам , хошутам и торгутам . Те, что остались после них, примкнули к баргутам и халха - сойотам . Буряты примкнули к русским . После этого, когда дурбэн-ойраты распределились между собой, только одни хошуты составили одно подразделение ойратов, элёты ( джунгары ) — другое, торгуты — третье, а дэрбэты — четвертое, и они стали называться Средними Четырьмя Ойратами» .
Последние Четыре Ойрата
Приведенные в « Истории Хо-Öрлöка » сведения о Среднем Союзе дурбэн-ойратов, несмотря на их весьма приблизительный характер, проливают некоторый свет на новый этап консолидации ойратов . В этом конгломерате этнических групп произошли значительные изменения и перемещения, которые привели к его распаду. Не в последнюю очередь это было связано с откочевкой в первой половине XVII в. части хошутов в Кукунор и еще одной части к торгутам , которые переселились в район Северного Прикаспия . Хошуты в составе Среднего Союза дурбэн-ойратов занимали доминирующее положение, но к моменту его распада их влияние сильно ослабло. На первый план выдвинулись джунгары , как стали называться оставшиеся в составе Союза элёты , и родственные им дербеты . Тогда сформировался в 1637 году Союз Последних дурбэн-ойратов, в котором «половина хошутов составила одно подразделение ойратов, вместо торгутов джунгары составили одно подразделение ойратов, дербеты — одно подразделение ойратов, половина хойтов — одно подразделение ойратов, и они стали называться Последними Четырьмя Ойратами» .
По В. П. Санчирову, место откочевавших на Волгу торгутов заняли не джунгары, а хойты . Ученые из КНР Эрдэнэбаатар и Цогту считают, что Средний Союз дурбэн-ойратов просуществовал до 1671 года, когда джунгарский Галдан Бошогту-хан одержал победу над хошутским Очирту Цэцэн-ханом и ханская власть снова перешла к феодальным правителям джунгаров из аристократического рода Чорос . Они установили централизованную власть над всеми родоплеменными подразделениями Джунгарии , и поэтому о Союзе Последних дурбэн-ойратов, по В. П. Санчирову, можно говорить как о Джунгарском ханстве . Это ойратское государство в течение нескольких десятилетий противостояло экспансии Цинской империи и было в конце концов уничтожено цинскими захватчиками. Вместе с ним закончилось существование и Ойратского союза .
См. также
Примечания
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ Хойт С. К. от 30 мая 2019 на Wayback Machine . — Элиста, 2015. — 199 с.
- Банзаров Д. Об ойратах и уйгурах // Собрание сочинений. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 180—186.
- Митиров А. Г. . — Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1998. — С. 41. — 382 с.
- . — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. — С. 130. — ISBN 978-5-7925-0107-2 .
- Бембеев В. Ш. . — Джангар, 2004. — С. 146. — 495 с.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- ↑ Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 78. — 325 с.
- Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 20 апреля 2019. 4 марта 2016 года.
- Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
- Буяндэлгэр Д. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3: сб. ст. — С. 183—205 . 20 апреля 2019 года.
- Нанзатов Б. З. Расселение и племенной состав номадов Центральной Азии в предчингисовское и чингисовское время (по данным летописей Рашид ад-Дина) // Монгольская империя и кочевой мир (Мат-лы междунар. науч. конф-ии). Кн. 3. — 2008. — С. 377—443 .
- Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 12—13. — 325 с.
- Бичурин Н. Я. Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. — 2-е изд. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. — 128 с.
- ↑ Санчиров В. П. // Oriental Studies. — 2013. — Вып. 2 . — С. 7—12 . — ISSN . 25 марта 2020 года.
- Позднеев А. М. Калмыцкая хрестоматия для чтения в старших классах калмыцких народных школ. — СПб., 1907. — 195 с.
- ↑ Oyirad teüke-yin durasqal-ud. — [Ürümči] Šinǰiyangun arad-un keblel-ün qoriya, 1992. — 496 с.
- ↑ Хо Öрлöгийн түүх // Ойрад Монголын түүхэнд холбогдох сурвалж бичгүүд — II. — Уланбаатар, 2001. — С. 155—166.
- Санчиров В. П. «Илэтхэл шастир» как источник по истории ойратов. —М., 1990. — 138 с.
- Erdenbaγatur, Čoγtu. Oyirad teüke-yin šine negelte. ― Todo üsüg-ün teüke-yin surbulǰi bičig // Öbör Monggol-un baγši-yin yeke surγaγuli-yin erdem šinǰilgen-ü sedgül. Neyigem-ün šinǰilekü uqaγan-u keblel-ün Oyirad teüke-yin tusγai duγar. — Nemeltü sedgül, 1987. — С. 176—181.
- 2021-02-01
- 2