Interested Article - Евнухи в Китае

Евнухи времен династии Тан. Фреска в мавзолее великого князя Чжанхуай (комплекс Цяньлин ), 706 г.н. э.

Евнухи существовали при дворах практически всех правителей империй и царств Китая . Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах , но и для выполнения разного рода заданий хозяйственного и административного порядка, позволяя им выполнять значительные роли в системе управления государством. В некоторых случаях, особенно при правлении малолетних императоров, евнухам удавалось занимать ключевые позиции во властных сферах.

Хотя большинство евнухов состояли на императорской службе, нередко евнухи имелись и в имениях императорских родственников, местных руководителей и крупнейших землевладельцев .

История

По хронологии китайского историка Бо Яна , в истории Китая было по крайней мере три периода увеличения количества евнухов:

При некоторых династиях — например, Сунской и Юаньской — число и функции евнухов держались под личным контролем императоров . Например, император Хунъу надеялся ограничиться лишь несколькими сотнями евнухов с чётко определёнными функциями . Но уже после свержения второго минского императора ( Цзяньвэня ) третьим (Юнлэ) в 1403 году, штат евнухов и их значение начали увеличиваться, поскольку новый император мог положиться на них больше, чем на чиновников- мандаринов , многие из которых относились к новому правителю как к узурпатору . Полагают, [ кто? ] что к концу XV века императору и князьям императорской крови служили около 10 000 евнухов, а к моменту падения Империи Мин (1644 г) их число достигло 100 000 (в стране с населением около 130 млн человек) . Всего же за почти 3 века существования Минской династии (1368—1644) на неё, по оценкам историков, работало около миллиона евнухов .

Источники евнухов

Императорский двор и другие владельцы могли получить евнухов из разных источников:

  • Юноши, взятые в плен в войнах (например изгнание монголов в XIV веке или война с Вьетнамом в начале XV века) или при подавлении восстаний горных племён юго-запада, нередко кастрировались и поставлялись к императорскому двору. Иногда часть этих евнухов доставалась и местному руководству .
  • Кастрация могла служить уголовным наказанием , в том числе и за преступления политического характера . Такая практика была, например, распространена на протяжении Минской династии, несмотря на её официальное запрещение .
  • Евнухи, так же как и наложницы , нередко посылались к китайскому двору в качестве дани от вассальных государств (Корея, Вьетнам, Чампа , Рюкю ) .
  • Представители деревенских нищих нередко сами шли в евнухи (известны случаи самооскопления) или посылали своих сыновей к мастерам кастрации в надежде избавиться от голода, долгов и найти прибыльную работу при дворе. Достигнув высокой позиции при дворе, евнух помогал выбраться из нищеты своим родичам.

При некоторых династиях такое оскопление по собственному желанию дозволялось и официально регулировалось. При Минской династии оно было официально запрещено ещё её основателем, Хунъу ; его внук, император Хунси , почитал таких самозванных евнухов за тунеядцев и ссылал их солдатами на границы империи . Это однако не останавливало желающих попытать счастья, и начиная с 1470-х годов были случаи когда новоявленные евнухи десятками и сотнями, а к концу минской эпохи и тысячами, приходили в государственные учреждения в поисках работы. Успех им гарантирован не был, но в XVI — начале XVII в. многих из них действительно принимали на придворную службу, или отдавали в услужение императорским родственникам . Одним из районов, где отдача мальчиков в евнухи была распространена практически до самого падения цинской династии, был уезд Хэцзянь (в провинции Хэбэй , около 150 км к югу от Пекина).

Положение евнухов в государственной системе

Для минской эпохи, как и для некоторых других периодов истории Китая, было характерно противостояние между двумя группами, борющимися за фактический контроль над государственным аппаратом. «Официальный» государственный аппарат, включая его наиболее значительные посты (как, например, (англ.) ) в минскую эпоху) занимались высокообразованными чиновниками- мандаринами , зачисленными на императорскую службу на основании прохождения многоуровневых государственных экзаменов .

Мандарины гордились своим знанием работ классиков конфуцианства, и верностью конфуцианской идеологии. Существует много примеров, когда в результате расхождения своей точки зрения с императорской они предпочитали быть сурово наказанными, но не поступаться принципами, например, во время (кит.) в 1521—1524 гг. Чаще, впрочем, мандарин, несогласный со своим начальством или с самим императором уходил или отправлялся в отставку, после чего он мог вернуться в свой родной уезд и жить в своем имении, наслаждаясь литературой, искусством и почтением от своих детей и внуков.

С точки зрения императоров, евнухи были более «управляемы», чем мандарины. У евнухов не было моральной поддержки от официальной идеологии, не было семьи или независимых источников дохода. Большинство евнухов не имело формального образования, кроме существовавшей в минскую эпоху дворцовой школы для евнухов, нэйшутан ; нередко даже высокопоставленные евнухи были неграмотны. Своим положением и благосостоянием они были обязаны личной преданностью вышестоящим евнухам, членам императорской семьи, в чьём услужении они состояли, или непосредственно императору . Ввиду этого императоры нередко использовали евнухов для выполнения разного рода важных поручений, часто в противовес мандаринам, не одобряющим тот или иной императорский проект.

Некоторые императоры общались с внешним миром, в том числе и с высшими мандаринами, главным образом через евнухов, что позволяло последним играть огромную роль в государственном аппарате и лично обогащаться. Иной раз, особенно при малолетних императорах, евнухам, часто во взаимодействии с матерью, бабкой или другой родственницей юного императора, удавалось взять в свои руки фактический контроль над государством .

Бывали, конечно, среди евнухов и люди высокой культуры, как, например, ( , ?-1583) или ( , ок 1539—1607) , которых историки описывали как патриотичных и гуманных администраторов . Однако в традиционных китайских исторических трудах, написанных их соперниками-мандаринами, большинство евнухов представлены как казнокрады и властолюбцы, на которых кладут значительную долю ответственности за все несчастья старого Китая .

Терминология

Обычным общим названием евнухов в имперском Китае было хуаньгуань (宦官) — термин, который, на основе значений его составных частей, можно считать эвфемизмом. (宦, обычно используемое как прилагательное, можно перевести как «чиновничий» или «придворный»; 官 — обычный термин для «чиновник», «официальное лицо») .

В минской табели о рангах евнухи не могли носить званий выше 4-го ранга. Начиная с конца юаньской эпохи, высшее звание евнухов было тайцзянь (太监), чин ранга 4a в минской табели о рангах. Буквально тайцзянь означало нечто вроде «высшего управителя»; в английской литературе это «Grand Director», а в словаре Ошанина «старший дворцовый евнух». Следующий ранг, 4b, был шаоцзянь (少监) — нечто вроде «младшего управителя» (в английской литературе «Junior Director»).

Роли евнухов

Император Юнлэ (правление 1402—1424) смотрит на дворцовых евнухов, играющих в мяч (игра цуцзюй , похожая на футбол )

«Рядовые» евнухи выполняли всевозможные служебные функции в императорских дворцах (то есть, начиная с 1420 года в пекинском Запретном городе и старом — запасном — дворце в Нанкине ), включая, конечно, и услужение императорским жёнам и наложницам. Ещё больше евнухов трудилось на производстве и в «сфере услуг», в так называемом «Императорском городе» ( ), окружавшем пекинский дворцовый комплекс. Там ими были укомплектованы подразделения по производству мебели, игрушек, ювелирных изделий и других предметов роскоши, одежды и обуви, вооружения, продовольственных товаров (вино, уксус, соевый соус, лапша, кондитерские изделия), канцтоваров и даже туалетной бумаги. Евнухи вели строительные и ремонтные работы на дворцовой территории; поддерживали в чистоте и порядке дворцы и загородные мавзолеи заготовляли дрова и древесный уголь для кухонь и воду для пожаротушения; готовили еду для обитателей дворца и для усопшим предкам императора; заботились об императорских лошадях и слонах, и живности в императорском зверинце. Евнухи работали на складах, служили музыкантами и актёрами. Во время поездок императора за пределы дворца, его сопровождал эскорт евнухов, которые вели под узцы его лошадь и мели перед ним дорогу.

Евнухи играли большую роль в воспитании и обслуживании детей императора, включая наследника престола; это позволяло некоторым из них становиться доверенными лицами принца и оставаться таковыми и после его восшествия на трон. Детство малолетнего императора Пуи в окружении евнухов отражено в художественной форме в кинофильме « Последний император ».

Важнейшей организацией, укомплектованной евнухами в Минской империи, был т. н. «Директорат церемониала» ( (кит.) ), который можно без колебаний назвать «Администрацией императора». Через этот орган проходили документы, поступающие из министерств и ведомств во Дворцовый Секретариат ( ) ) и идущие на подпись к императору; а иной раз, император доверял высшим евнухам этого директората подписывать за него бумаги императорскими красными чернилами. Евнухи служили и хранителями государственных печатей.

Для минского периода характерно было широкое участие евнухов в системе финансирования императорского двора и государства в целом. Они посылались на места для контроля за сбором налогов, надзора за добычей драгоценных металлов, производством и распределением соли, сбора пошлины в портах и т. п. Это, конечно, давало многим из них возможность для злоупотреблений и личного обогащения.

Евнухи играли и активную роль в дипломатии Минской империи, отправляясь послами в сопредельные и заморские страны. Существовала и практика назначения евнухов на командные роли в военных операциях, или как комендантов стратегически важных городов, в противовес профессиональным военным и чиновникам-мандаринам.

Известные евнухи Китая

Цинь

Хань

Сун

  • ( ) (1054—1126), полководец. Его часто указывают в числе виновных в потере Северного Китая чжурчжэньским захватчикам и падении Северной Сун .

Юань

  • ( ) (1297—1353), первый в истории носитель звания тайцзянь . Руководил строительством и ремонтом гидротехнических сооружений .

Мин

  • Около 70 евнухов занимали руководящие должности в китайском флоте плававшем в Индийский океан в 1405—1433 гг. По детальным данным о личном составе, дошедшим до нас с 7-й экспедиции, во главе флота были Чжэн Хэ , Ван Цзинхун , Хун Бао , и др. Чжэн Хэ, Ван Цзинхун и некоторые другие главные руководители (всего 7 человек) были в звании тайцзянь (太监), что было высшим званием для евнухов на императорской службе, ранг 4a в минском табеле о рангах. В английской литературе это «Grand Director», а в словаре Ошанина, «старший дворцовый евнух». Ниже рангом были 10 евнухов шаоцзянь (少监), ранг 4b, то есть Junior Director. По должности во время плавания Чжэн Хэ и Ван Цзинхун были чжэнши (正使), «главный посол»; еще несколько евнухов в рангах тайцзянь и шаоцзянь занимали должность вице-посла, фуши (副使). Всего было около 70 евнухов, которые вели общее руководство экспедициями .
  • Ишиха (известен в период 1409—1451), возглавлявший плавания вниз по Сунгари и Амуру
  • (англ.) (?-1449), практически захватил власть в стране в эру Чжэнтун (1435—1449). Император этой эры, , которому в момент прихода к власти в 1435 году едва исполнилось семь лет, превратился в игрушку в руках дворцовых евнухов, возглавляемых (англ.) . Когда в 1449 году полумиллионная китайская армия была уничтожена монголами в битве при Туму , а сам император попал в плен к ним, вина за происшедшее была возложена на евнухов, и в первую очередь на самого Ван Чжэня, также погибшего в этой битве .
  • С именами двух других евнухов последующих десятилетий, (кит.) (?-1461 и Ван Чжи (1461 — после 1488), также связываются периоды «произвола евнухов» .
  • (кит.) (1568-1627), практически захватил власть в стране при императоре Тяньци ( , царствовал 1620—1627)
  • (庞天寿), в святом крещении Ахиллес (1588—1657) — секретарь последнего императора Южной Мин, Юнли

Примечания

  1. , p. 18—20.
  2. , p. 12—13.
  3. , p. 13.
  4. , p. 11.
  5. , p. 7.
  6. , p. 14—16.
  7. , p. 17—18.
  8. , p. 19—23.
  9. , p. 23—25.
  10. Twitchett, Denis Crispin; Fairbank, John King (1978), , vol. 8, part 2, Cambridge University Press , p. 785, ISBN 0521243335
  11. , p. 5.
  12. , p. 106—108.
  13. , p. 111—112.
  14. , p. 7,111—112.
  15. , p. 8.
  16. Словарь Ошанина
  17. , p. 38—48, 231—233.
  18. , p. 43.
  19. , p. 3.
  20. , p. 39—43, 231.
  21. , p. 31, 232.
  22. , p. 165—187.
  23. , p. 119—150.
  24. , p. 59—63.
  25. , p. 127—134.
  26. , p. 172.

Литература

  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. — М. : Муравей, 2000. — 224 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-89737-083-4 .
  • Edward L. Dreyer. Zheng He: China and the Oceans in the Early Ming Dynasty, 1405–1433. — New York: Pearson Longman, 2007. — 256 p. — (Library of World Biography Series). — ISBN 0321084438 .
Источник —

Same as Евнухи в Китае