Interested Article - Северные варвары
- 2020-10-30
- 1
- Следует отличать народ ди, живший к северу от Хуанхэ и обозначаемый в древнекитайских источниках иероглифами 北狄, от жившего в Сычуани другого народа ди , обозначаемого иероглифом 氐.
Северные варвары ди, бэйди ( кит. упр. 北狄 , пиньинь Běidí ) — в древнекитайских источниках, преимущественно VII—IV веков до н. э., группа племён, обитавших к северу от китайских царств того времени.
На протяжении периода Чуньцю и периода Сражающихся царств происходит процесс их постепенного подчинения китайцам и ассимиляции. Этническая и антропологическая принадлежность ди остаётся спорной.
Китайские источники отмечают как войны с ди, так и мирные контакты, включая браки. Наиболее тесно с ди была связана история княжества Цзинь (тогда располагавшегося на севере китайских земель).
Ранняя история
Как указывает М. В. Крюков , они появляются на горизонте истории в начале VII века до н. э. Постепенно источники уточняют их деление на «белых» и «красных» ди (соответственно западных и восточных); в « Чуньцю » «красные ди» впервые упомянуты под 606 годом до н. э. , ранее речь идёт просто о «ди».
Несколько упоминаний сделаны китайскими авторами применительно к более ранним событиям , но это, видимо, анахронизмы.
Согласно Сыма Цяню , когда циньский (765—716 до н. э.) оттеснил жунов и ди (в другом месте речь идёт об и ди ), они поселились к западу от Хуанхэ и стали именоваться чи-ди («красные ди») и бай-ди («белые ди») .
О нападении дисцев на Цзинь под 730 годом до н. э. сообщает « » .
Войны и отношения на западе
Среди жён цзиньского правителя Сянь-гуна были две сестры, дочери «главы рода Ху-ши в племени ди», старшая из них родила сына Чун-эра, а младшая — сына И-у . Сянь-гун строит крепости на отвоёванных у ди землях и в 665 году до н. э. назначает И-у командующим в крепости Цюй на границе с ди.
Неоднократны сведения о том, как представители цзиньской знати из-за внутренней борьбы вынуждены бежать к ди.
- В 655 году до н. э. Чун-эр бежал к ди со своими соратниками, там женился и прожил несколько лет. Один из его соратников, также женившийся на девушке из ди, стал родоначальником династии Чжао .
- В 621 году до н. э. цзиньский аристократ Цзя Цзи со своим кланом перешёл к ди.
- В 596 году до н. э. к ди бежал опальный цзиньский полководец Сянь Ху, но ди, начав войну, были разбиты, а Сянь Ху казнён.
- В 574 году до н. э. к ди бежал цзиньский аристократ Чанъюй Цзяо.
Бегство Чун-эра стало причиной войны Цзинь с ди, в 652 году до н. э. , видимо, произошло несколько столкновений, в битве при Цайсане цзиньцы одержали победу.
В 649 году до н. э. Шу-дай, брат чжоуского Сян-вана, хотел искать помощи жунов и ди против своего брата, но был изгнан. В 646 году до н. э. дисцы напали на Чжэн.
В 639 и 637 годах до н. э. уже чжоуский искал помощи у дисцев против Чжэн и собирался взять в жёны дисскую княжну; в 636 году до н. э. они участвовали в неудачном походе чжоусцев на Чжэн. Когда Сян-ван попытался изгнать свою дисскую жену, ди выступили против чжоуского вана, изгнали его и возвели на престол претендента Шу-дая, который женился на дисской княжне (но вскоре лишился власти).
Создание в 633 году до н. э. Вэнь-гуном (Чун-эром) трёх армий М. В. Крюков считает направленным специально против ди. В 627 году до н. э. в упорной битве при Цзи цзиньцы разбили ди, погиб цзиньский полководец Сянь Чжэнь, попал в плен вождь «белых ди» (бай-ди).
В 603 году до н. э. «красные ди» напали на цзиньский город Хуай, а в следующем году — на Сянъинь .
Осенью 598 года до н. э. после съезда цзиньский Цзин-гун заключил с представителями ди мирный договор. Это вызвало раскол среди ди. Ин-эр, правитель диского владения , взял в жёны сестру цзиньского князя. Недовольный этим вождь Фэн-шу убил жену Ин-эра и ранил его самого, и после дискуссий в Цзинь победила линия сторонников войны.
В 594 году до н. э. цзиньский полководец Сюнь Линь-фу разбил «красных ди» близ Цуйляна. Фэн-шу попал в плен и был казнён в столице; владение Ин-эра было уничтожено, и он также взят в плен . Захваченные земли ди получил Сюнь Линь-фу, которому также было присвоено фамильное имя Чжунхан . В начале 593 года до н. э. , развивая успех, цзиньский полководец Суй Хуэй уничтожил Цзя и Лю-сюй, бывшие владения «красных ди». Богатые трофеи цзиньский Цзин-гун направил .
В дальнейшем сведения о войнах сокращаются. В 580 году до н. э. помощи ди против Цзинь искал циньский князь, а в 579 году до н. э. ди были разбиты цзиньцами.
Известно, что в 569 году до н. э. послы ди прибыли к цзиньскому князю. В 541 году до н. э. полководец Сюнь У разбил ди и взял их город Гу .
Войны на востоке
Как указывает М. В. Крюков, оборона со стороны Цзинь вызвала перемещение устремлений ди далее на юго-восток.
В 662 году до н. э. ди нападают на владение Син. В 660 году до н. э. «красные ди» напали на княжество Вэй , его правитель И-гун был убит, и территория разорена. В 658 году до н. э. по просьбе вэйского князя циский правитель Хуань-гун возглавил князей в походе против ди, была сооружена стена для обороны от них. В 650 году до н. э. ди уничтожили княжество Вэнь.
Особенно часто ди нападали на Вэй . Их походы датированы весной 647 года до н. э. , зимой 642 года до н. э. (когда ди выступали в союзе с Син), весной 639 года до н. э. . Зимой 629 года до н. э. ди опять атаковали Вэй и вынудили его правителя снова перенести столицу; наконец, осенью 628 года до н. э. между Вэй и ди был заключён мирный договор. Временно набеги прекратились, но возобновились зимой 614 года до н. э.
Отношения с Ци были первоначально более мирными. В 642 году до н. э. дисцы пришли на помощь Ци против Сун. Осенью 640 года до н. э. Ци и ди заключили договор. Тем не менее в 630 , 627 , 623 и 618 годах до н. э. ди нападали на Ци. В 620 году до н. э. впервые отмечено нападение ди на западные границы Лу.
Наконец, зимой 617 года до н. э. ди напали на Сун, а в 616 году до н. э. были разбиты сунцами; осенью 616 года до н. э. ди атаковали Ци, но в том же году луское войско разгромило племена, названные чанди («высокие ди»), попавший в плен диский вождь был принесён в жертву, а победитель назвал сына его именем . В 607 году до н. э. чанди были разбиты цисцами, и их вождь попал в плен. В 606 и 605 годах до н. э. на Ци напали уже «чи-ди» («красные ди»).
В VI веке до н. э., во времена успехов Цзинь, часть «белых ди» переместилась на восток и образовала к северу от Тайханшаня небольшое государство Сяньюй, с начала V века до н. э. известное как Чжуншань .
Упоминания в V—III веках до н. э.
Дальнейшие упоминания ди редки. Специальный интерес представляет описанное Сыма Цянем видение аристократа и его истолкование (конец VI века до н. э.). Одна из его деталей такова: Небесный владыка приказывает Чжао Цзянь-цзы подарить своему сыну собаку диской породы. Согласно толкованию, диская собака — это «предок царства », что означает, что его сыну предназначено править этим диским царством, а потомки присоединят оба диских царства и сменят одежды на хуские . Одним из сыновей Чжао Цзянь-цзы был У-сюй, рожденный от диской наложницы. В 457 году до н. э., после смерти отца, У-сюй ( ) вероломно убил дайского вана и присоединил земли Дай, тем самым приблизившись к землям ху и мо .
В 378 году до н. э. ди совместно с княжествами Хань и Чжао напали на Ци, а также разбили Вэй у Куая . В рассказе о событиях конца IV века до н. э. в царстве Чжао, связанных с введением хуской одежды, используется уже сочетание «племена ху и ди » .
У Сыма Цяня термин теряет конкретность и часто используется просто в значении «варвары» , например в рассказе о событиях 238 и 210-х годов до н. э., когда они названы совместно с жунами , либо о времени У-ди (II век до н. э.), когда в тех же словах говорится об «истреблении варваров и и ди » .
Персоналии
Известен ряд имён диских вождей:
- Ху-ши. Глава рода, тесть цзиньского Сянь-гуна.
- Юань-сы. Вождь чанди. Разбит сунцами в 616 году до н. э.
- Цяо-жу. Разбит лусцами в 616 году до н. э. и казнён.
- Жун-жу. Разбит цисцами в 607 году до н. э. и казнён.
- Фэн-шу. Предводитель красных ди, младший брат Цяо-жу. Казнён в 594 году до н. э.
- Ин-эр. Правитель Лу. Пленён в 594 году до н. э.
- Юань-чжи. Правитель ди, побеждённый Сюнь У.
Применительно к событиям 400 года до н. э. упоминается дисец Хуан, советник вэйского Вэнь-хоу , при содействии которого было завоевано царство Чжуншань .
Этническая принадлежность
Согласно китайской историографической традиции , ди отождествляются с хунну . А. С. Шабалов и ряд других авторов в отношении древних жунов и ди придерживаются мнения, что данные народы были монголоязычны . В. Ш. Бембеев отмечал языковые сходства и общность обычаев у бэйди, протомонголов дунху , хунну и тугю . Л. Билэгт также отождествляет бэйди с предками монголов и бурят , отмеченных в монгольских летописях как «бэда, бэди, бида» . Согласно Н. Я. Бичурину , имя «Ди» было общим названием разным поколениям монгольского происхождения, кочевавшим на севере Китая и в нынешней южной Монголии , поэтому китайцы ещё называли их «Бэй-ди, северные Ди». Как полагал Н. В. Кюнер , мнение Бичурина о монгольском происхождении бэй-ди и вышедших из этой этнической группы народов вполне подтверждается новейшими исследованиями .
Ван Го-вэй (1877—1927 гг.) на основе анализа надписей на бронзе, а также структуры иероглифов, в результате фонетических изысканий и сопоставления полученных данных с материалами различных источников пришел к выводу, что встречающиеся в источниках племенные названия гуйфан , хуньи, сюньюй , сяньюнь , жун , ди (бэйди) и ху обозначали один и тот же народ, вошедший позднее в историю под именем сюнну .
Достаточно убедительно разработанная теория Ван Го-вэя нашла сторонников среди большинства китайских историков. Таким образом, сюнну были издавна известны в Китае под paзличными названиями. На стыке династий Шан и Чжоу они носили названия: гуйфан, хуньи или сюньюй, при династии Чжоу — сяньюнь, в начале периода Чуньцю — жун, а затем ди. Начиная с периода Чжань-го их называли ху или сюнну .
В дальнейшем ряд исследователей также поддержали данную теорию, считая, что племена, входившие в общность сяньюнь , чуньвэй (шуньвэй) , хуньи , цюаньи , сюньюй, жун, шань-жун , цюань-жун , гуйфан, бэйди (ди) , представляли собой предков хунну. Согласно Н. Я. Бичурину, хуньюй, хяньюнь и хунну — три разные названия одному и тому же народу, известному ныне под названием монголов .
Тюркская теория происхождения хунну является на данный момент одной из самых популярных в мировом научном сообществе. В число сторонников тюркской теории происхождения хуннов входят Э. Паркер, Жан-Пьер Абель-Ремюза , Ю. Клапорт , Г. Рамстедт , Аннемари фон Габайн , О. Прицак и другие . Известный тюрколог С. Г. Кляшторный считал хунну преимущественно тюркоязычными племенами .
Этническая принадлежность ди остаётся предметом дискуссий . Существуют также следующие версии происхождения:
- Согласно Масперо, они родственны китайцам.
- Согласно Г. Е. Грум-Гржимайло , они родственны протоевропейцам .
- За тюркоязычную (точнее, пратюркскую) принадлежность высказывались Хирт, Эберхард и Ма Чан-шоу.
- М. В. Крюков, вслед за Го Мо-жо, подчёркивает связь ди с так называемыми скифами, указывая на археологические находки « звериного стиля » на территории царства Чжуншань.
- Л. А. Боровкова указывает на связь ди, которые сохранили этническую особость в горах Тайханьшань до IV—V веков н. э., с юэчжами и усунями . По её мнению, динлины и Хэдуна, получившие в Северной Вэй название гаочэ , были потомками красных ди. Динлинов и гаочэ она относила к европеоидам, при этом другого типа, чем усуни, и языка .
- Р. В. Вяткин и Л. С. Васильев склонны считать ди географической категорией, то есть обобщающим названием для северных племён .
Литература
- Крюков М. В., Софронов М. В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978. Стр. 179—184. (автор главы: М. В. Крюков) .
См. также
Примечания
- Крюков М. В. и соавторы. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983. Стр. 74—75; Гумилёв Л. Н. Хунны в Китае. М., 1994. Стр. 27—28; Ранняя Цинь .
- Чи-ди, или «рыжие ди» в переводе Р. В. Вяткина.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 1. Стр. 180—181, 193 (о времени Бу-ку, прародителя Чжоу); Т. 2. Стр. 15, 39; Т. 5. Стр. 191 (о времени Ю-вана); Т. 8. Стр. 193; Бамбуковые анналы. М., 2005. Стр. 115 (о событиях 842 года до н. э.); в трактате «Мэн-цзы» II 14, 15 о нападениях кочевников на Бинь; V 4 из «Шицзина».
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 3. М., 1984. Стр. 230.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 8. Стр. 325.
- Комментарий М. Ю. Ульянова в книге «Бамбуковые анналы». М., 2005. Стр. 159.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. V. М., 1987. Стр. 143.
- Крюков и соавторы 1978, Стр. 179
- Сравните Крюков и соавторы 1978, Стр. 180; Гумилёв Л. Н. Хунну. М., 1993. Стр. 36.
- Крюков и соавторы 1978, Стр. 181.
- Не путать с княжеством Лу.
- В другой транскрипции: Фэнь-жу (Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 5. Стр. 76).
- Крюков и соавторы 1978, Стр. 181—183; также смотрите источники, указанные в статьях по годам.
- О пожалованиях также смотрите: Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т. 3. Стр. 164.
- Смотрите Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т. 3. Стр. 77.
- Сыма Цянь сообщает, что якобы во время сунского У-гуна (765—748 до н. э.) дисцы были разбиты сунцами, и вождь чан-ди попал в плен (Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 5. Стр. 75), но полное совпадение деталей с событиями 616 года до н. э. заставляет относиться к этому известию с недоверием.
- Крюков и соавторы 1978, Стр. 183.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 6. Стр. 51—52; Т.8. Стр. 247.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 6. Стр. 55; Т. 8. Стр. 326.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 3. Стр. 258—259; Т. 6. Стр. 84.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 6. Стр. 62.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 2, стр. 475; Т. 3. Стр. 231, 643; Т. 5. Стр. 49; Т. 6. Стр. 80, 93; Т. 7. Стр. 91, 122, 123; Т. 8. Стр. 289.
- Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 2. Стр. 55; Т. 8. Стр. 72.
- Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 4. М., 1986. Стр. 150.
- Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 6. С. 83—84.
- Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т. 3. С. 40.
- ↑ Ван Го-вэй , Гуаньтан цзилинь (Собрание сочинений Ван Го-вэя), т. 1-2, Шанхай, 1930.
- Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
- Бембеев В. Ш. . КиберЛенинка. Дата обращения: 4 июля 2018. 4 октября 2020 года.
- / Б. Р. Зориктуев. — Новосибирск: ВО "Наука", 1993. — С. 112. — 316 с. — ISBN 5-02-029785-2 . 15 декабря 2018 года.
- . — Улан-Удэ: Российская академия наук, Сибирское отд-ние, Бурятский науч. центр, Ин-т общественных наук, 1996. — С. 94. — 107 с. — ISBN 978-5-7623-1176-2 .
- Кюнер Н. В. // Письменные памятники Востока. — 2006. — № 1 (4) . — С. 263—272 . 22 декабря 2018 года.
- ↑ Таскин В. С. Материалы по истории сюнну (по китайским источникам) / Думан Л.И. — Москва: Наука, 1968. — 177 с.
- Li, Feng (2006). от 22 апреля 2020 на Wayback Machine . Cambridge University Press. Pages 343-346.
- (недоступная ссылка — ) . unotices.com. Дата обращения: 16 декабря 2018.
- Минаев С. С. // Академическое востоковедение в России и странах ближнего зарубежья (2007–2015): Археология, история, культура. — 2015. — С. 390—394 . 12 июня 2020 года.
- Фань Вэнь-лань. . — Рипол Классик, 2013. — 295 с. — ISBN 9785458243278 . 12 июня 2020 года.
- Бембеев Е. В., Команджаев А. Н. . cyberleninka.ru. Дата обращения: 5 декабря 2018.
- Гомбожапов А. Д. . — IMBT, 2009. — 150 с. — ISBN 9785792503335 . 6 декабря 2018 года.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950.
- Pritsak O. 1959. XUN Der Volksname der Hsiung-nu. Central Asiatic Journal , 5: 27-34.
- Кляшторный С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма / С. Г. Кляшторный; Филологический факультет СПбГУ. — СПб., 2003, С. 153.
- Краткий обзор: Крюков и соавторы. 1978. С. 183—184.
- Боровкова Л. А. Народы Средней Азии III—VI веков. М., 2008. С. 98—99. "Ведь гаоче еще назывались чилэ и динлинами. А динлины в III в. названы в «Вэй люэ» «особым народом усуней», как явствует из исследования во второй главе данной работы (см. с. 24–26), хотя относились, скорее всего, к иному типу белокурых европеоидов. И то, что в III в. их наименование было перенесено на племена чилэ/гаоче (об этом см.: Боровкова, 1992, с. 64–67), подтверждает, что гаоче были белокурыми европеоидами. И, несомненно, с обликом потомков белокурых гаоче сопоставлял историк начала VII в. Ли Яньшоу облик усуней в своем комментарии к описанию царства Усунь в «Хань шу» (ХШ, гл. 96, с. 3900, прим. 1)". "Однако в династийных историях много данных о расселении в Северном Китае в конце II–III вв. остаточных племен сюннов и новых пришельцев сяньбийцев. И те и другие воевали с северными динлинами, знали их, можно сказать, в лицо. И придя в Хэдун и обнаружив здесь народ, по облику подобный знакомым им динлинам, стали, полагаем, и его называть динлинами. Этот стихийный процесс ошибочного перенесения названия одного народа на похожий по облику, но другой народ не был, естественно, зафиксирован дворцовыми историографами. И потому Вэй Шоу, составитель «Вэй шу», живший в VI в., не знал об этом процессе. Но, по данным историй, он знал о давности проживания белокурого народа в Хэдуне и сделал верное заключение, что местные динлины и , получившие в Северной Вэй название гаочэ, и есть потомки древних красных ди (ВШ, гл. 103, с. 2307– 2308), а не отождествил их с северными динлинами. После крушения Северной Вэй гаочэ стали называться чиле или теле. Они-то и составили ту часть хусцев, теле — голубоглазых и рыжеволосых, с которыми Янь Шигу сравнивал усуней. Подробнее эти вопросы рассмотрены ранее (см.: Боровкова, 1992, с. 63–74). Таким образом, замечание автора «Вэй люэ» о том, что динлины «являются как бы особым народом усуней» — это единственное письменное свидетельство, позволяющее, с учетом других сведений древнекитайских династийных историй, уверенно отнести динлинов к белокурым европеоидам, но, скорее всего, другого, чем усуни, типа. И другого языка".
- Боровкова Л. А. Народы Средней Азии III—VI веков. М., 2008. С. 100.
- Указатель Р. В. Вяткина в кн. Сыма Цянь. Исторические записки. В 9 т. Т. 4. М., 1986. Стр. 290; Васильев Л. С. Древний Китай. В 3 т. Т. 2. М., 2000. Стр. 73, примечание 17.
- В этом издании на год или на два отличаются датировки по сравнению с «Чуньцю».
- 2020-10-30
- 1