Interested Article - Нирун-монголы
- 2021-03-27
- 1
Ниру́н-монго́лы, ниру́ны ( монг. Нирун ) — общее название одной из ветвей средневековых коренных монголов . Потомки племен, входивших в общность нирунов, широко представлены среди современных монгольских народов.
Этноним
Согласно преданию, Алан-гоа , легендарная прародительница нирун-монголов, родила трех своих сыновей не из своего чрева, а из крестца . Нирун — это древнее произношение монгольского слова нуру (крестец) .
История
Как известно, коренные монголы разделялись на две части: нирун и дарлекин . Нирун является общим названием одной из ветвей коренных монголов. Дарлекины являются потомками племен нукуз (нохос) и кият , обитавших в Эргунэ-кун , легендарной прародине монголов. Согласно историческому преданию, племя дарлекин являлось собственностью Бэлгэнутэя (Бельгунотая) и Бугунутэя (Бугунотая), двух сыновей Добун-Мэргэна, рожденных от Алан-гоа-хатун еще при его жизни. А племя Буха Хатаги (Бугу-Хатаги, Бугу-Хадаги), Бугуту Салжи (Бухуту-Салчжи, Бухату-Салчжи) и Бодончар Мунхаг , рожденных Алан-гоа в бытность ее уже вдовой Добун-Мэргэна, называлось нирун .
Согласно «Сборнику летописей» , народы, которые произошли от трех сыновей Алан-гоа, рожденных после смерти Добун-Мэргэна (Добун-Баяна), делятся на два подразделения. Первое подразделение — это нируны в собственном смысле: катакин (хатагин), салджиут , тайджиут , хартакан (артакан, арикан), сиджиут , чинос (чонос), который называют также нукуз (нохос), нуякин (ноёхон), урут , мангут , дурбан (дурбэн) , баарин , барулас , хадаркин (адархин), джуръят (джурьят, джаджират, джадаран), будат , дуклат (доглат), йисут (бэсут), сукан (сухан) и кингият (кунгият). Второе подразделение — нируны, которых также называют киятами ; они разделяются на две ветви; кияты вообще и в этом смысле они объединяют роды: юркин (джуркин, чжуркин), чаншиут , кият-ясар и кият- борджигин . В составе рода баарин упоминаются ветви илингут и суканут . Этноним кингият в ряде источников сопоставляется с родовым именем ханкас . Также упоминается род нир-хойин (нирун-хойин, хойин-иргэн ), потомки Некун-тайджи .
Согласно Рашид ад-Дину , племена нуякин, урут и мангут имеют близкородственное происхождение. При этом в числе племен, родственных урутам и мангутам, упоминаются конкотан , сунит , каркас, барулас, барин-илингут, илджит, кекуман, урнаут , арулат , йисут . В составе мангутов упоминаются ветви: оймангут (лесные мангуты), усуту мангут (речные мангуты , усуту-мангун ).
Каждое племя, основанное потомками Алан-гоа и Добун-Мэргэна (Добун-Баяна), было отмечено своим именем, вследствие чего название кият исчезло. Позже кият (хиад) стало названием рода Хабул-хана , потомка Алан-гоа, первого хана государства Хамаг Монгол . Есугей , внук Хабул-хана и отец Чингисхана , основал род кият-борджигин (хиад-боржигин) .
В «Сокровенном сказании монголов» в числе племен, произошедших от потомков Алан-гоа, включая Бельгунотая и Бугунотая, упоминаются следующие роды: бельгунот (бэлгунут), бугунот (бугунут), хатагин , салчжиут , борчжигин , чжадаран , баарин и менен-баарин, чжоуреид (чжоуредцы), ноякин (ноёхон), барулас : еке-барула и учуган-барула, эрдемту-барулас и тодоен-барулас, будаад , адаркин , урууд , мангуд , тайчиуд , бесуд , оронар , хонхотан , арулад , сонид , хабтурхас , генигес , юркин (джуркин, чжуркин, жүрхэн). Также упоминаются племена чинос , дорбен , чаншиут . Кроме Уруудая и Мангутая приводятся имена еще двоих сыновей Начин-Баатура — Шичжуудай (Шижигудай, Шижуудай) и Дохолодай (Доголдай, Доколадай) . Шижигудай у Аюудайн Очира описан в качестве основателя рода сиджиут . Дохолодай — основатель рода дуглат . В числе нойонов-тысячников монгольской армии упоминается Кингиядай (Кинкиядай) из племени олхонут . Также в «Алтан Тобчи упоминается племя уджиэт (уджэгэт, узон), произошедшее от трех сыновей Хутула-хагана , сына Хабул-хагана, — Джочи (Чжочи, Зочи), Кэрмиху (Гирмау, Хирмау) и Алтана . В числе племен, произошедших от сыновей Чаочжин-Ортегая, наряду с оронар, хонхотан, арулад, сонид, хабтурхас, генигес упоминается род кэит (гэид , гийд ).
Кроме этого в монгольской исторической литературе нирунами также принято называть жужаней .
Современность
Из архивных документов известно, что среди делегатов Первого Великого Хурулдана, состоявшегося в 1924 году в Монголии , были носители родовых названий нирун , нирун хиан и нурун (нуруун) . Представители рода нирун зарегистрированы в сомоне Алдархаан Завханского аймака; рода нирун хиан в сомоне Тосонцэнгэл Завханского аймака ; рода нурун (нуруун) в сомоне Эрдэнэ Центрального аймака Монголии . В сомоне Халхгол Восточного аймака отмечен род гэрүүд кости хонхатнууд (хонхотнууд) . Представители рода мэнглиг (мэнлиг) , ответвления рода хонхотон (хонхотан) , зарегистрированы в сомонах Булган , Цагаан-Овоо , Гурванзагал и Сэргэлэн Восточного аймака Монголии . Хонхотан в частности упоминаются в составе монгольского рода юншиэбу (еншөөбу) . Род бодончар зафиксирован в сомоне Дашбалбар Восточного аймака Монголии .
В Монголии также проживают носители родовых фамилий Бодончар , Жадаран ( Жадран ), Жүрхэн ( Жүрхин , Журхин ), Адархин , Хартахан , Гэнигэс , Ариган , Сүхэн , Суган , Суганууд , Хэйд , Хийд , Ханхад ( Ханхас , Ханхан , Хангад , Хангадууд ), Каркас , Хархас . Кроме них зарегистрированы носители непосредственно таких родовых фамилий как Нирун , Нирун Монгол , Нируун , Ниру , Нируу , Нурун , Нурууд , Нуруу , Нуруун . Носители фамилии Нирун проживают в Улан-Баторе и на территории следующих аймаков: Хэнтий , Архангай , Дорнод , Орхон , Өмнөговь , Сэлэнгэ , Завхан , Өвөрхангай , Баянхонгор , Булган , Төв , Дархан-Уул .
Во Внутренней Монголии зафиксированы носители следующих родовых имен: хонхотан , гинггияд ( кингият ), генигес, гэид, оронар, хабтурхас , уриед (предположительно, потомки чжоуреид либо джурьят ) . Среди хамниган -дулигатов отмечены роды нерон и сухан . В состав калмыков кости ики-бурул входит род сухад . Среди эвенков Аологуя, проживающих на территории Эвенкийского хошуна городского округа Хулун-Буир Внутренней Монголии, зафиксирован род хартакун .
Потомки таких ветвей нирун-монголов как борджигин , хатагин (монголы) , хатагин (буряты) , салджиут , тайджиут , сиджиут , чонос , нохос , ноёхон , урут , мангут , дурбэн , баарин , барлас , будаат , дуглат , бэсут , кият , бэлгунут , бугунут , арулат , сунит , уджиэт , хонхотан встречаются в составе монгольских народов на территории Монголии, Внутренней Монголии, Бурятии , Калмыкии , а также на остальных территориях традиционного проживания монгольских народов.
Примечания
- Зориктуев Б. Р. // Научный диалог. — 2020. — № 11 . — С. 379—395 . — ISSN . 17 января 2023 года.
- ↑ Рашид ад-Дин . Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
- ↑ Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- ↑ . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 декабря 2018. 28 марта 2014 года.
- . — Казань: ИНСАН, 1992. — С. 68.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 22 июня 2019. 4 марта 2020 года.
- Эрдынеева Ч. В. // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. — 2011. — Вып. 11 . — С. 158—160 . — ISSN .
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 30 декабря 2018. 19 февраля 2020 года.
- ↑ от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С.А. Козина.
- Бушаков В.А. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine . — Москва, 1991.
- Лубсан Данзан. Алтан Тобчи. Золотое сказание. Перевод Н.П. Шастиной / Румянцев Г.Н. — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
- ↑ . Дата обращения: 4 января 2019. 17 октября 2021 года.
- Лувсанданзан. Алтан Товч / Ш. Чоймаа, А. Цанжид. — Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2006. — С. 39. — 295 с. — ISBN 99929-9-189-5 .
- ЦНА Монголии. Ф. 2-1-91. Оп. 47; Ф. 2-1-86. Ед. хр. 1.
- ЦНА Монголии. Ф. А-4. Оп. 2. Ед. хр. 116.
- ЦНА Монголии. Ф. А-34. Оп. 1. Ед.хр. 2.
- ЦНА Монголии. Ф. 85. Ед. хр. 2.
- ↑ Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
- Джигачидай Буяндэлгэр. Этническая история баргутов (XV–XVII вв.) // Культурное наследие народов Центральной Азии. — 2012. — С. 186-205 .
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 марта 2019. 5 декабря 2021 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
- . old.shuukh.mn. Дата обращения: 6 декабря 2018. 6 декабря 2018 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
- . new.shuukh.mn. Дата обращения: 7 декабря 2018. 9 декабря 2018 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 25 января 2019 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 24 декабря 2018.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 мая 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 20 марта 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 16 сентября 2020.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 23 января 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 марта 2019.
- ↑ . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 1 февраля 2019.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 1 февраля 2019. 12 декабря 2020 года.
- Нанзатов Б.3., Содномпилоеа М.М., Балдано М.Н. от 13 июля 2019 на Wayback Machine // Вестник БНЦ СО РАН. — 2015. — № 3 (19). — С. 28-35.
- Ашилова Д.O. Этническая антропология калмыков (соматологическое исследование). — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1976.
- Номинханов Ц.-Д. Об этническом составе донских калмыков // Ученые записки. – Выпуск 7. – Элиста, 1969.
- Ушницкий В.В. // Новые исследования Тувы. — 2013. — № 4 . — С. 168-172 . 5 сентября 2018 года.
- 2021-03-27
- 1