Interested Article - Дуглаты

Дуглáты, дуклáты, доглáты, дулáты ( монг. Долоод, Долоон , среднемонг. Долуган, Долугад ) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов . В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских и тюркских народов.

Этноним

Этноним дуглат в русском переводе Л. А. Хетагурова « Сборника летописей » отражён в форме дуклат . В монгольском переводе Ц. Сурэнхорлоо этноним отражён в формах дуклат , духлад , в английском переводе У. М. Такстона — в формах doqolat , doghlat, dughlat . Эпонимом племени дуглат в «Сборнике летописей» выступает Булджар (Бурулджар-Дуклаин), в « Сокровенном сказании монголов » — Дохолодай . В литературе встречаются следующие формы этнонима: дуглат, дуклат , дуклад , духлад , доглат , дулат , долот, дологот , долон , тулат , толотэ , толатэ , долат , дулан и другие .

Согласно Абулгази , этноним дуклат происходит от монгольского слова дуклан (хромой: монг. доголон , бур. дохолон ). По сведениям В. В. Бартольда , И. Н. Березин также указывал, что в монгольском языке действительно есть слово доголан в значении хромой . Березин транскрибирует название племени как «Доголан», во множественном числе «Доголат» .

Возможно, этноним доголат у Рашид ад-Дина представляет собой перестановку из дологан — семь. Данный этноним, по Березину, в монгольской летописи «Эрдэнийн товч» («Драгоценная пуговица») Санан-Сэцэна отражен в форме далат . Ныне этноним в монгольских языках известен в формах долот , долон , что в буквальном переводе с монгольского означает семь .

Иная точка зрения высказана А. С. Шабаловым. По его мнению, этноним «дулат» произошёл от монгольского слова «дулаан» (тёплый). Слово «дулат», по А. С. Шабалову, приняло форму монгольского множественного числа «ат» .

В. А. Бушаков выдвинул предположение о возможной связи этнонима с названием племени дулунь-хэцзинь (долонь-хэгинь), которое, согласно китайским хроникам , обитало в VII в. в сюннуском государстве Байси к северу от реки Хуаншуй .

История

Дуглаты упоминаются в числе племён, поддержавших Чингисхана при создании Монгольской империи в начале XIII в. Согласно « Сборнику летописей » Рашид ад-Дина , дуглаты — одна из ветвей нирун-монголов . Дуглаты упоминались в составе баятов (баяут-дуклат) наряду с племенами горлос , чаншиут , кият .

Дуглаты участвовали в битве при Далан-Балджутах (битве 13 крыльев ), в которой тринадцать куреней Чингисхана сразились с тринадцатью племенами, объединёнными Джамухой . Дуглаты выступили на стороне Чингисхана и входили в состав девятого крыла (куреня) под предводительством Даритай-отчигина . Итоги данной битвы в источниках интерпретируются по-разному. Согласно «Сборнику летописей», победу одержал Чингисхан , согласно « Сокровенному сказанию монголов » — Джамуха .

В период упадка Чагатайского улуса дуглаты стали одним из самых сильных и влиятельных племён в регионе. Главными среди владений дуглатов были города Аксу , Кашгар , Яркенд и Хотан . В 1347 г., согласно «Тарих-и Рашиди», Буладжи, глава племени дуглат, выступил с намерением создать независимое от Чагатайского улуса государство Могулистан с помощью ставленника — хана из Чингизидов . Чингизидом, на котором остановили свой выбор дуглаты, оказался 18-летний Тоглук-Тимур-оглан . Однако новый хан, несмотря на фактическое главенство дуглатов, был человеком сильного характера и поддерживал эффективный контроль над Могулистаном .

Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат в своём труде «Тарих-и Рашиди» писал, что область Манглай-Субе , принадлежавшая дуглатам, была дарована его предку ещё от Чагатая . Согласно «Тарих-и Рашиди», Буладжи получил в Кундузе от Тоглук-Тимура документ, по которому хан признавал «девять привилегий» дома Дуглат. Мухаммад Хайдар утверждал, что он собственными глазами видел этот документ, «написанный на монгольском языке и монгольским письмом », который позднее был утерян .

В XVI—XVII вв. часть дуглатов под именем долот ~ дологот была подчинена джунгарами . Согласно Н. А. Аристову , численность зюнгарских аймаков под именами долот или дологот составляла 4 тыс. кибиток . Род дологот числился в числе так называемых «старых отоков» и имел одного зайсанга . Род долот также упоминался как один из калмыцких родов . Носители родового имени долот ~ дологот в настоящее время известны в составе бурят , халха-монголов , ойратов .

Родословная

Согласно « Сборнику летописей », дуглаты представляют собой ответвление рода борджигин . В « Сокровенном сказании монголов » упоминаются два брата, сыновья Начин-Баатура Шичжуудай (Шижигудай, Шижуудай) и Дохолодай (Доголдай, Доколадай) . Дохолодай — основатель рода дуглат . Согласно Аюудайн Очиру, Шижигудай образовал род сиджиутов . Сам Начин-Баатур имел следующее происхождение: Бодончар — Хабичи-баатур — Мэнэн-Тудун — Начин-Баатур .

По Рашид ад-Дину , родословная сиджиутов и дуглатов также восходит к Мэнэн-Тудуну (Дутум-Мэнэну) . Однако сиджиуты и дуглаты названы потомками Байсонкура (Байшинхора), который имел следующее происхождение: Бодончар — Бука (Хабичи-баатур) — Дутум-Мэнэн (Мэнэн-Тудун) — Кайду (Хайду) — Байсонкур (Байшинхор) . Начин (Начин-Баатур) Рашид ад-Дином назван сыном Буктая, брата Буки . Согласно «Сокровенному сказанию монголов», Хайду был внуком Мэнэн-Тудуна, сыном Хачи-хулэга (Хачи-Кулюка) . Далее Рашид ад-Дин пишет, что потомки Джаучина, сына Байсонкура, основали род сиджиут. Род дуклат, согласно «Сборнику летописей», был основан Булджаром (Бурулджар-Дуклаином) , внуком Байсонкура, сыном Тумбинэ-хана (Тумбинай-Сэцэна) .

Гипотеза родства долонов, доланов, доглатов

В. П. Юдин писал о возможности отождествления доглатов с доланами в составе уйгуров .

Сам термин долан объясняется по-разному. Возможно сопоставление долан и доглат, которое с фонетической и морфологической стороны особых возражений не вызывает. Возможно также возведение этого термина к мифическому предку киргизов (по-видимому, и могулов) Долону. Однако более правильным, вероятно, следует признать отождествление Э. Р. Тенишевым этнонима долан с монгольским числительным "семь" — долондолан (<долуран), так как "сами доланы ведут свое происхождение от "семи родов" (йэттэ урук).

Уйгуры-доланы в настоящее время проживают в основном в Аксу , Кашгаре и Яркенде , занимая тем самым территории, которые являлись главными владениями доглатов Могулистана . Э. Р. Тенишев, сравнивая фонетические формулы числительного «семь» в монгольских языках, считает, что этноним «долан» наиболее близок торгутской форме «семь» — dolan . О монгольском происхождении доланов высказали предположение также Н. М. Пржевальский и В. И. Роборовский . Из современных исследователей монголо- ойратское происхождение доланов поддерживает А. М. Решетов .

О родстве бурят -монгольского рода долот (долод, долоод) и доглатов, упоминаемых в « Сборнике летописей », писали Ф. А. Кудрявцев , В. А. Хамутаев . О монгольском происхождении доглатов Могулистана также говорится у В. В. Бартольда и в ряде других источников . Гаплогруппа С3, выявленная у дулатов Казахстана , согласно Ж. М. Сабитову, отражает генетический вклад монголов-нирун , потомков Бодончара . При этом дулатов Казахстана Сабитов связывал с другим нирун-монгольским племенем баарин .

В ряде других работ также говорится о тождественности этнонима дуклат с такими этнонимами как долот , дологот у бурят, халха-монголов , ойратов, долар, дулар, дулигат у хамниган .

Современность

В настоящее время в состав баятов Монголии входят следующие этнические подразделения (элкэн): долонууд, салдан долоон, хойт долоон, шаазгай долоон, нур долоон, саргажин долоон, чоно долоон, нугас долоон, савсаг долоон, сайн долоон, эрин долоон, бага мээрин долоон, солон долоон, долоонууд , мэирин долоон, элдэнч долоон . В составе хотогойтов отмечены роды долоод, долоон сувай . Кроме этого в Монголии зафиксирован род долоон гөрөөчин в сомоне Тариалан Хубсугульского аймака .

В состав баргутского рода хурлат входит мохон (ветвь, подрод) — долоотон хурлат (долотон хурлат) . В составе бурят проживают представители рода долоонгууд (долонгууд) среди хонгодоров , аларских , тункинских , окинских (в том числе в составе рода тэртэ ) и закаменских бурят . В состав хори-бурятского рода шарайд входит хухур (ветвь, подрод) — долоод (долод, долоогаад, долоон) . В состав хамниган входят роды: долоод (долод), дулигаад (дулигад) . В составе дулигатов отмечены роды: ноён дулигаад (гантимуров дулигаад, князе-дулигатский), домойн дулигаад (дулигатский домуев) , перводулигатский, втородулигатский . Дулигатскими также являются роды нерон и сухан . Кроме этого среди ононских хамниган отмечен род дулар , среди хамниган Монголии — долаар .

Носители родовых имен долугад, долуган тэнэг, долуган догшин проживают в составе южных монголов на территории Внутренней Монголии . У дауров известно племенное подразделение долоон күийлчеэн , которое входит в состав группы доогин рода аола . В составе даурского рода вэрэ (уэр, вээр) известна ветвь долгон (долгэн, дуулгн) . Также в составе дауров отмечен род дулаар , включающий в свой состав подроды: дуртал, тагар (таагар), кээгэр . Среди солонов Внутренней Монголии, почти смешавшимися с монголоязычными соседями, есть роды дулат, дулар . При этом дулаты представляют собой самый большой род солонов .

В составе калмыков - торгутов хошутского улуса отмечен род доглут ( доглмут , урянхус -доглут ). В составе калмыков также упоминается родовое имя долот .

В Монголии зарегистрированы носители следующих родовых фамилий: долоод, долоон, ар долоо, ар долоод, ар долоот, бага долоо, бага долоон, боржигин долоот, боржигон долоо, боржигон долоон, боржигон долоот, долгод, долгон, долгонууд, дологон, долонгууд, долоо, долоо нар, долоод боржгон, долоод боржигон, долоод хамниган, долоон боржгин, долоон боржгон, долоон боржигин, долоон боржигон, долоон гөрөөчин, долоон нар, долоон тайж, долоон тайжууд, долоон тайчууд, долоон чоно, долоонууд, долоот, дом дулгат, дом дулигаад, дом дулигаат, дом дулигад, дом дулигат, дулаан, дулга, дулгад, дулигаад, дулигад, дулигат, дуулга, дуулган, дуулгат, их долоо, их долоон, их долоот, ноён дулгаад, ноён дулигаад, ноён дулигад, ноён дулигат, нур долоон, нуур долоон, савсаг долоон, сайн долоон, салдан долоон, саргажин долоон, чоно долоон, шаазгай долоон .

См. также

Примечания

  1. Hodong Kim. Holy War in China: THE MUSLIM REBELLION AND STATE IN CHINESE CENTRAL ASIA, 1864–1877. — С. 37, 113.
  2. Юдин В.П. Центральная Азия в XIV-XVIII веках глазами востоковеда. — С. 88, 133.
  3. Рашид ад-Дин. . www.vostlit.info. Дата обращения: 19 марта 2019. 20 августа 2019 года.
  4. Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 47.
  5. Рашид ад-Дин. Судрын чуулган. Нэгдүгээр боть. Нэгдүгээр дэвтэр / Ц. Сүрэнхорлоо, Г. Сүхбаатар, Ж. Болдбаатар. — Улаанбаатар. — С. 150.
  6. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 26.
  7. Jamiʻuʼt-tawarikh. Compendium of chronicles. A History of the Mongols. Part One / Translated and Annotated by W. M. Thackston. — Harvard university, 1998. — С. 109.
  8. Бушаков В. А. от 23 декабря 2021 на Wayback Machine / Э. Р. Тенишев . — Москва, 1991.
  9. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 276. — 759 с.
  10. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  11. Юдин В. П. // Известия АН Каз. ССР. — 1965. — № 3 . — С. 52—65 . 6 января 2021 года.
  12. Василевич Г. М. // Советская этнография. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1946. — Вып. 3 . — С. 34—49 . 23 апреля 2021 года.
  13. Бушаков В. А. / Э. Р. Тенишев . — Москва, 1991. — С. 31—32. 23 декабря 2021 года.
  14. . — Казань: ИНСАН, 1992. — С. 68.
  15. . — Izd-vo Akademii nauk Kazakhskoĭ SSR, 1978. — С. 54. 15 марта 2022 года.
  16. . — Izd-vo Akademii nauk Kazakhskoĭ SSR, 1978. — С. 54. 15 марта 2022 года.
  17. . — Дайк-Пресс, 2006. — С. 174. — 598 с. — ISBN 9789965798269 . 26 февраля 2019 года.
  18. Кудрявцев Ф. А. / Улан-Удэ: Бурят-монгольский государственный научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. — Изд-во Академии наук СССР, 1940. — С. 27. 15 апреля 2023 года.
  19. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — 248 с.
  20. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 221 с.
  21. . www.vostlit.info. Дата обращения: 21 мая 2019. 19 октября 2019 года.
  22. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. — Москва: ФТМ, 2017.
  23. . archive.li . 2008-02-18. из оригинала 18 февраля 2008 . Дата обращения: 5 сентября 2018 .
  24. . — 中央公論社, 1963. — С. 54. — 236 с. 16 сентября 2020 года.
  25. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  26. . www.vostlit.info. Дата обращения: 21 мая 2019. 22 августа 2019 года.
  27. Kim, Hodong . The Early History of the Moghul Nomads: The Legacy of the Chaghatai Khanate. The Mongol Empire and Its Legacy. Ed. Reuven Amitai-Preiss and David Morgan. Leiden: Brill, 1998. ISBN 90-04-11048-8
  28. Мирза Мухаммад Хайдар . Тарих-и Рашиди. Ташкент. 1998
  29. Grousset, René. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia. Trans. Naomi Walford. New Jersey: Rutgers, 1970. ISBN 0-8135-1304-9
  30. Бартольд В. В. Сочинения. Том II. Часть 1. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Издательство восточной литературы, 1962. — С. 512. — 1024 с.
  31. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 530. — 759 с.
  32. . — Изд-во Академии наук СССР, 1946. — С. 40. 15 апреля 2023 года.
  33. Аристов Н. А., Плоских В. М. . — Илим, 2003. — С. 17. — 458 с. 26 февраля 2019 года.
  34. Аристов Н. А. . — Алтын китап, 2007. — С. 22. — 370 с. 26 февраля 2019 года.
  35. Очиров У. Б. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2010. — Вып. 2 . — ISSN . 27 марта 2019 года.
  36. . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 декабря 2018. 28 марта 2014 года.
  37. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  38. . www.vostlit.info. Дата обращения: 4 декабря 2018. 19 октября 2019 года.
  39. . www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019. 6 марта 2019 года.
  40. Решетов А. М. // Кюнеровский сборник: материалы восточноазиатских и юго-восточноазиатских исследований: этнография, фольклор, искусство, история, археология, музееведение. — 2008. 18 октября 2018 года.
  41. Тенишев Э. Р. Доланы и их язык. «Исследования по уйгурскому языку». Алма-Ата, 1965, С. 99—100.
  42. Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2011. — С. 30. — 91 с. 19 апреля 2023 года.
  43. Хамутаев В. А. . — ARAMNG, 2012. — С. 39. — 123 с. — ISBN 9785820002519 . 19 апреля 2023 года.
  44. . — Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР, 1987. — С. 12. — 139 с.
  45. Сабитов Ж. М. . e-history.kz. Дата обращения: 17 февраля 2019. 18 февраля 2019 года.
  46. Сабитов Ж. М., Баймуханов Н. Б. . Academia.edu — Share research . Дата обращения: 4 сентября 2020. 27 ноября 2020 года.
  47. Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . 27 марта 2019 года.
  48. Адъяа Б., Дэмбэрэлдорж Д. . — Эрдэнэт: Монгол Судар, 1998. — С. 73. — 104 с. 15 апреля 2023 года.
  49. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  50. Зориктуев Б. Р. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. 27 марта 2019 года.
  51. Бадмаева Л. Б., Нимаев Д. Д. // Вестник БНЦ СО РАН. 20 сентября 2018 года.
  52. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27 . 16 ноября 2021 года.
  53. Дугаров Б. С. // Россия и монгольский мир: вектор на сближение. — 2016. — С. 117—120 . 16 мая 2021 года.
  54. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  55. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  56. Жамсаранова Р. Г. . КиберЛенинка. Дата обращения: 14 июня 2018. 8 августа 2020 года.
  57. Нанзатов Б. З. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2012. — № 3 (7) . 23 июня 2019 года.
  58. . Дата обращения: 5 сентября 2018. 26 июня 2018 года.
  59. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  60. . Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано из 27 ноября 2020 года.
  61. Нанзатов Б. З. // Oriental Studies. — 2018. — Т. 3 , № 3 . — С. 54—60 . 9 мая 2019 года.
  62. Цыбенов Б. Д. // Вестник Бурятского государственного университета. — 2011. — С. 238—246 .
  63. Цыбенов Б. Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки: монография / Зориктуев Б.Р. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с. — ISBN 978-5-89230-411-5 .
  64. Ушницкий В. В. // Новые исследования Тувы. — 2013. — № 4 . — С. 168—172 . 5 сентября 2018 года.
  65. Дарваев П. А. Калмыцкий язык в свете теории культуры языка и речи / М.У. Монраев. — Элиста: АПП «Джангар», 2003. — 280 с. — ISBN 5-94587-093-5 .
  66. Генеалогия икицохуровских хошутов (по материалам, собранным Ш. В. Боктаевым). Сост. Б. Б. Манджиева / Н. Г. Очирова. — Элиста: КИГИ РАН, 2011. — 326 с. — ISBN 978-5-903833-31-3 .
  67. Батыров В. В. Очерки истории традиционной культуры калмыков второй половины XIX вв. Монография. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 226 с. — ISBN 978-5-906881-21-2 .
  68. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 21 января 2019. 12 декабря 2020 года.
Источник —

Same as Дуглаты