Кия́ты, кия́ны
(
монг.
Хиад
) (
каз.
Қият
) — род монгольского происхождение. Представляют собой одну из ветвей
нирунов
. Упоминаются в числе племён, вышедших из
Эргунэ-куна
, легендарной прародины монголов. Первоначально представляли собой одну из предковых групп
хамаг-монголов
. Впоследствии имя «кият» унаследовала одна из веток
борджигинов
в лице потомков
Мунгэту-Кияна
, брата
Есугея
. В настоящее время этническая группа в составе некоторых монгольских народов.
Содержание
Этимология
Согласно «
Сборнику летописей
»,
по-монгольски
киян
значит «большой поток», текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный; «стремительно несущийся поток».
Кият
— множественное число от
киян
.
Г. Сухбаатар считал, что этноним
киян
, сохранившийся у
монголов
XIII в. в форме
кият
, был названием ведущего
хуннского
рода
хуянь
. Согласно Л. Билэгту, название
монгол
— это
тунгусо-маньчжурская
калька монгольского слова
киян
. Б. Р. Зориктуев в свою очередь считает, что
киян
— это монгольская калька тунгусского названия правого притока
Аргуни
р. Мангу (Цзилюхэ). Монгольское население на месте впадения р. Мангу в Аргунь
тунгусы
называли
мангол
, что означало: «люди, живущие на стремительной, бурной реке Мангу»
.
История
Эргунэ-кун
В «
Сборнике летописей
» описана легенда, в которой упоминаются кияны и
нукузы
: в древние времена
монгольские
племена в борьбе с
тюрками
были разгромлены. От них остались лишь две семьи (рода) — киян и нукуз. Они, убегая от врагов, пришли в труднопроходимое и окруженное со всех сторон горами место. Среди гор и скал была местность с обилием растений. Называлось оно
Эргунэ-куном
. Значение слова кун – косогор, а эргунэ – крутой, иначе говоря, «крутой хребет»
(по А. Очиру: «эргүнэ означает прямой, а кун — покатый, наклонный»)
. Там и поселились кияны и нукузы, которые умножились за сотни лет и образовали множество родов. Из них каждый заимел своё название. Со временем, когда для жизни стало мало земли, в поисках выхода они нашли ущелье с железной рудой. Там-то и собрали большое количество дров и угля, а забив большое количество лошадей и быков, из их шкур собрали кузнечный мех. Затем, подпалив огнем дрова и уголь, накачивали мехом воздух, в результате образовался проход. В этом приняли участие кияны, нукузы и их подразделения. Вышедшие из Эргунэ-куна племена стали одним из ответвлений коренных монголов
. Согласно данному преданию,
хунгираты
и
урянхайцы
имеют родственные связи с киятами и нукузами
.
Учёными название «Эргунэ-кун» ассоциируется с рекой
Аргунь
, которую монголы называют
Эргүнэ мурэн (Широкая река)
. Эргунэ-куном назывался, как полагает Л. Билэгт, находящийся на востоке нынешнего
Забайкальского края
Аргунский хребет
. Согласно Б. Р. Зориктуеву, Эргунэ-кун располагался на месте впадения р. Мангу в Аргунь
.
По мнению Б. Р. Зориктуева, монголы обитали в Эргунэ-кун во времена
табгачской
династии
Тан
. При этом уход монголов в Эргунэ-Кун обычно датировался VII—VIII вв. н. э.
, хотя Л. Билэгт называет другие даты ухода монголов в Эргунэ-Кун — 358 или 308 г. н. э.
Киятские роды
Каждое племя, основанное потомками
Алан-гоа
и
Добун-Мэргэна
(Добун-Баяна), было отмечено своим именем, вследствие чего название «кият» по этой причине отошло на второй план и на время вышло из употребления
.
Позже название «кият» (хиад) стало именем рода
Хабул-хана
, потомка Алан-гоа
, первого хана государства
Хамаг Монгол
. «Так как они все были богатырями, великими и пользующимися уважением людьми и царевичами, то кият стало вновь их прозванием». Имя кият унаследовали потомки
Мунгету-Кияна
, внука Хабул-хана.
Есугей
, брат Мунгету-Кияна и отец
Чингисхана
, основал род
кият-борджигин
(хиад-боржигин)
. Сыновьями Мунгету-Кияна названы
Онгур
, Чаншиут, Мугэду-бахадур и Куки-бахадур-нойон
.
Согласно «
Сборнику летописей
», все кияты происходят из потомков Мунгету-Кияна. Он был удостоен этого имени по причине того, что был великим
бахадуром
, т. к. слово киян значит
по-монгольски
«стремительно несущийся поток»
.
Кияты подразделялись на ветви:
юркин
(журхэн)
,
чаншиут
и
кият-ясар
. Кроме них также были известны роды кият-борджигин
, кият-куралас
и кият-тарклы
. Под именем куралас у
Рашид ад-Дина
упоминается
монгольское
племя
горлос
. Племя хиад (баяут-кият) упоминалось в составе
баятов
наряду с племенами
дуклад
, горлос, чаншиут
.
Наследником и заместителем Мунгэту-Кияна был его сын Чаншиут. Во времена Чингисхана он ведал войском, племенем и подчинёнными Мунгэту-Кияна. Во время войны с
тайджиутами
Чаншиут состоял со своим войском при Чингисхане. Его братья Куки-нойон и Мугэту-бахадур были
нойонами
-тысячниками и предводителями племени Мунгэту-Кияна
.
По сведениям из «Сокровенного сказания монголов», известно, что чаншиуты и баяуты во главе с Онгуром были в числе первых монголов, присоединившихся к Тэмуджину, когда он решил основать собственный улус отдельно от своего побратима Джамухи
. На
курултае
1206 года Онгур был пожалован Чингисханом в нойоны-тысячники
.
Оставшиеся в
Золотой Орде
кияты были потомками
монголов
из тысяч Куки-нойона и Мугеду-Кияна.
Нойоны
Куки (Хукин) и Мугеду (Мугэту), были сыновьями Мунгэту-Кияна, который был братом
Есугей-бахадура
. Близкое родство
Джучи
с нойонами киятов в значительной степени определяло их статус — ближайших советников и старших военачальников
.
По мнению Р. Ю. Почекаева, возвышение киятов в Золотой Орде следует отнести к концу XIII — началу XIV вв., когда кияты Тулук-Тимур и Ак-Буга перешли от
Ногая
к законному хану
Токте
и впоследствии занимали значительные государственные посты в его аппарате
.
Автор «Чингиз-наме»
Утемиш-хаджи
отводит киятам главенствующую роль среди кочевых племён улуса Джучи. По Утемиш-хаджи, воцарение хана
Узбека
было бы невозможно без 40 тыс. войска во главе с киятом Исатаем (Иса), сыном Тулук-Тимура, и
сиджиутом
Алатаем
.
После смерти хана
Синей Орды
Эрзена
его трон занимает наместник кият Исатай. В результате этот улус Золотой Орды находился под властью его потомков — киятов Джир-Кутлуга и Тенгиз-Буги вплоть до 1361 года
.
Другая ветвь потомков кията Исатая (Исы) связана с известным правителем западной части Золотой Орды —
Мамаем
. «Мамай приходился внуком Исе и, соответственно, двоюродным братом Тенгиз-Буге. Отца Мамая звали Али (Алиш/Алаш)-бек, и он некоторое время, как и его дед, был правителем
Солхата
»
. Близкие родственные связи между киятами Мамаем и Тенгиз-Бугой, вероятно, обеспечили согласованность их действий по захвату власти в Золотой Орде, суть которых сводилась к концентрации под своим началом массы кочевников, переселению и закреплению на новых землях и использованию подставных ханов
.
По мнению
В. В. Трепавлова
, кияты уже с середины XIII века проживали в
Крыму
, а также кочевали к востоку от
Волги
, на территории
Казахстана
. Роды киятов известны в племенном делении почти во всех постзолотоордынских государственных образованиях — от Крыма до
Сибири
, однако во времена Золотой Орды большая часть киятов кочевала на Нижней Волге — центре государства
.
Представители рода
хиад-боржигин
среди
бурят
восходят к Окин Тайши, внуку
Цогто Тайши
, потомку
Даян-хана
. Родословная самого Даян-хана восходит к
Хубилаю
и
Толую
. Кроме чингизидов в
Бурятии
проживают родственники Окина по материнской линии, пришедшие вместе с ним. Они являются потомками
Бельгутэя
, брата
Чингисхана
. Окин Тайши является родоначальником бурятского племени
сонгол
. Потомки Бельгутэя правили племенами
абгад
,
абаганад
,
табангуд
. Баян Барджигар, потомок Бельгутэя, был сподвижником Окин Тайши и его родственником по матери. Они прикочевали из
Халхи
на территорию современной южной Бурятии (
Бичурский
,
Кяхтинский
,
Селенгинский
районы). Баян Барджигар — родоначальник таких родов, как тэмдэгтэн, табантан и табдайтан
. Представители кости хиад упоминаются в составе бурят Монголии
.
Хиад-боржигины среди
калмыков
и других
ойратских
народов происходят от
Хабуту-Хасара
(
калм
. Хавт Хаср). Сказания о
дербен-ойратах
, в которых описывается генеалогия знатных родов, показывает, что
хошутские
князья, а следовательно, и их современные потомки ведут свой род от брата Чингисхана Хабуту-Хасара
.
Численность носителей родовой фамилии Хиад в Монголии составляет 3,5 тыс. человек
, Хиад Боржигон — 5,1 тыс. человек
, Хиад Боржигин — 1,5 тыс. человек
, Хиа нар — 0,28 тыс. человека
, Хиа — 0,63 тыс. человек
, Хиад Боржгон — 0,19 тыс. человек
, Боржигон Хиад — 0,16 тыс. человек
, Хиад Боржгин — 0,15 тыс. человек
, Хиа Боржигон — 0,12 тыс. человек
.
В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:
↑
Рашид ад-Дин.
(неопр.)
. www.vostlit.info. Дата обращения: 8 марта 2019.
28 марта 2014 года.
Сүхбаатар Г.
Хунну нарын аж ахуй, нигмийн байгуулал, соел, угсаа гарвал (мэө IV–мэ II зуун). — Улаанбаатар, 1980.
Билэгт Л.
О происхождении этнонима «монгол» // Угсаатны судлал. Studia Ethnologica. Tom. XI, fasc. 1—17. — Улаанбаатар, 1997. — С. 28—34.
↑
Зориктуев Б. Р.
// Вестник БГУ. — 2010. —
С. 96—101
.
28 февраля 2020 года.
↑
Очир А.
Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 124. — 286 с. —
ISBN 978-5-903833-93-1
.
↑
Очир А.
Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. —
ISBN 978-5-903833-93-1
.
«История Монголии». (2003).
Билэгт Л.
О происхождении этнонима «монгол» // Угсаатны судлал. Studia Ethnologica. Tom. XI, fasc. 1—17. — Улаан-баатар, 1997.
/ С. В. Калмыков. — Улан-Удэ: Бурятский гос. университет, 2003. — 636 с.
Базарова Б. З., Коновалов П. Б.
. — Наука, 1995. — С. 31. — 133 с.
1
этногруппы, частично или полностью проживающие в
КНР
и объединяемые там под названием «
монголы
»
2
этногруппы, в формированиии которых приняли участие монголы
3
этногруппы смешанного тюрко-монгольского происхождения
См.
Население Монголии